Программа самообразования учителя-логопеда "Дизартрия: стертые или минимальные формы её проявления"
методическая разработка (логопедия) на тему

Лещева Варвара Геннадьевна

Программа самообразования расчитана на 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      МБДОУ Выездновский детский сад № 1

                        ПРОГРАММА

                              самообразования по теме:

«Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления»

                                                     (2012-2013 уч.год)

                                                                                        Выполнила:

                                                                                        учитель-логопед

                                                                                        Лещева В.Г.

                                                         2013г.

Пояснительная записка

      В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены лёгкими (стёртыми) формами дизартрии.

    Стёртая дизартрия — речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). При стертой дизартрии все симптомы проявляются в нерезко выраженной форме. Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет на формирование других сторон речи.

     Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у детей также характеризуется качественным своеобразием.

Количество детей со стёртой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту. Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии становится всё более актуальной на современном этапе развития логопедии.

      В специальной литературе данное речевое нарушение именуется по-разному: «стёртая дизартрия», «минимальные проявления дизартрии», «дизартрический компонент», «дизартрический синдром», «лёгкая форма дизартрии», что свидетельствует о широком круге исследований данной проблемы.

    Цель — выявить особенности фонетических и просодических нарушений при стертой форме дизартрии. На основе выявленных нарушений разработать комплексную коррекционно-логопедическую систему, направленную на её преодоление.

Достижение цели осуществляла  посредством последовательного решения задач:

1.    Изучить и проанализировать специальную медицинскую, психологическую, педагогическую литературу по проблеме.

2.    Выявить двигательные расстройства артикуляционного аппарата и фонетических особенностей речи детей со стертой формой дизартрии.

3.    Выявить особенности просодической стороны речи.

4.  Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.

5.  Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

6.  Изучить методы диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.

7.  Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы с    дошкольниками с синдромом дизартрия.

8.Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.

                                  План работы:

1 год (2011-2012 уч.год)

Содержание деятельности

Сроки

(начало -окончание

Форма предоставления результатов

Кем заслушиваем отчет

1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования

1. Подготовительный этап

  1. Познакомиться с проблемами изучения стертой формой дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.
  2. Изучить клинико-психологическая характеристика детей с минимальным проявлением дизартрии.
  3. Обзор информации по теме в Интернете.



2. Работа с детьми + с одаренными детьми

  1. Провести работу по профилактике стертой дизартрии в каждой возрастной группе, а именно работа по формированию мелкой моторики, работу над ритмом, над развитием мимики.



3. Работа с воспитателями

  1. Сообщение «Что такое Дизартрия?», «Развитие просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии».



4. Работа с родителями

  1. Сбор анамнестических данных ребенка.
  2. Консультации «Что такое Дизартрия?»



5. Самореализация

  1. Систематизировать материал, апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии




Март-Май




Апрель - Май





Март - Май









Июнь-Август






Май






Март







 

Отчет за учебный год

  1. Познакомилась с проблемами изучения стертой формой дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.
  2. Клинико-психологическая характеристика детей с минимальным проявлением дизартрии.

     3. Выявила причины и характеристику нарушений звукопроизношений, (важное

         значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при

         гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы,      

         черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения,  

         опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например  

         врождённая аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а  

         также наследственные болезни нервной нервно- мышечной систем.                        

     4. Изучила клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.

5. Систематизировала материал, апробировала игры, упражнения по развитию    

    просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.

  1. Оформила пособие по дифференциальной диагностики «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».
  2. Подготовила сообщение для воспитателей, родителей по проблеме «Развитие просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии».
  3. Провела работу по профилактике стертой дизартрии в каждой возрастной группе, а именно работа по формированию мелкой моторики, работу над ритмом, над развитием мимики, над развитием высоты голоса и речевого дыхания,  упражнения для развития подвижности нижней и верхней челюсти, артикуляционные гимнастики-сказки, веселые упражнения для пассивной гимнастики.

2 год (2012-2013 уч.год)

Содержание деятельности

Сроки (начало-окончание

Форма предоставления результатов

Кем заслушивался  отчет

2. Разработка программно-методического обеспечения и обобщение собственного опыта педагогической деятельности

1. Работа с детьми + с одаренными детьми

  1. Изучение и применение методик коррекции речевого дыхания (дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. и Бутейко);
  2. Методики  исследования  пространственного  мышления  у   младших школьников с дизартрией;
  3. Экспресс-обследование детей 2 младшей и средней группы на предмет прикуса и дизартрического компонента;
  4.  провести диагностики стертой формы дизартрии среди детей 4-6 лет.



2. Работа с родителями

  1. Анкетирование «Речевое развитие ребенка»;
  2. Составление и выпуск буклетов: «самомассаж шеи и лица», « Артикуляционная гимнастика», «Развитие речевого дыхания»;
  3. Консультации  «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с Дизартрией»,          «Что делать, если у вашего ребенка дизартрия?»;
  4. Индивидуальные открытые занятия с родителями детей, имеющие диагноз Дизартрия;
  5. Направление детей к детскому невропатологу для подтверждения диагноза и при необходимости назначения лечения.


3. Работа с воспитателями

  1. Подготовить речевые игры на летний период для детей подготовительной, старшей и средней групп;
  2. «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя» (подготовительная, старшая, средняя группа) - еженедельное пополнение папки артикуляционными гимнастиками, пальчиковыми играми, дыхательными гимнастиками, речевыми играми по различным лексическим темам.


4. Самореализация

  1. Составить структуру логопедического занятия при дизартрии;
  1. Разработать конспект занятия по постановке звука  при дизартрии;
  2. Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ по проблеме «Современный подход к профилактике и коррекции стертой формы дизартрии у детей»;
  3. Пополнить картотеку упражнениями по развитию кинестетической основы движений руки;
  4. Составить методику обследования стертой формы дизартрии.



В течение года


В течение года


Сентябрь

Апрель







Сентябрь

Декабрь



В течение года



В течение года



В течение года




Май


В течение года








Октябрь


Ноябрь


Апрель






Февраль

Октябрь-Ноябрь











Отчет за учебный год

  1. В начале года провела анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка», одной из цели, которой являлась выявления причин дизартрии;
  2. Продолжение работы по преодолению стертой дизартрии воспитанников, занимающихся на логопункте, а именно работа по формированию мелкой моторики, работу над ритмом, над развитием мимики, над развитием высоты голоса и речевого дыхания,  упражнения для развития подвижности нижней и верхней челюсти, артикуляционные гимнастики и т.д.;
  3. Подготовила тематическую выставку «Осень в гостях у грамматики. Осенние буквы», где дети вместе с родителями должны были изготовить новую изученную букву из природного материала. Коррекционно-развивающей целью являлась развитие мелкой моторики; развитие речи и коммуникативных способностей; развитие слухового, зрительного и пространственного мышления, что непосредственно необходимо при коррекции дизартрии;
  1. Подготовила сообщение и презентацию для специалистов и воспитателей ДОУ «Инновационные технологии в логопедической практике», где затронула вопрос о современных подходах и методах, применяемые при коррекции дизартрии. А именно, логопедический массаж, массаж языка, японская методика пальцевого массажа, Су Джок терапия, песочная терапия и др.;
  2. Консультации по данной теме с логопедами из других детских садов г.Арзамаса и Арзамасского района;
  3. Определила структуру логопедического занятия при дизартрии и после этого разработала конспект занятия по постановке звука С при дизартрии;
  4. Для профилактики и коррекции дизартрии подготовила речевые игры на летний период для детей от 4 до 7 лет; «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя» (подготовительная, старшая, средняя группа) - еженедельное пополнение папки артикуляционными гимнастиками, пальчиковыми играми, дыхательными гимнастиками, речевыми играми по различным лексическим темам;
  5. Составление и выпуск буклетов: «Самомассаж шеи и лица», «Артикуляционная гимнастика», «Развитие речевого дыхания»;
  6. Консультации  для родителей «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с Дизартрией»,          «Что делать, если у вашего ребенка дизартрия?»
  7. Индивидуальные открытые занятия с родителями детей, имеющие диагноз дизартрия (Шпагин Никита, Сиротин Влад, Лаврентьев Иван);
  8. Были даны направление детей к детскому невропатологу для подтверждения диагноза и при необходимости назначения лечения;
  9. Были изучены и применение методик коррекции речевого дыхания (дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. и Бутейко); Методики  исследования  пространственного  мышления  у   младших школьников с дизартрией;
  10. Проведено экспресс-обследование детей 2 младшей и средней группы на предмет прикуса и дизартрического компонента;
  11. Проведена работа по преодолению саливации (Шпагин Никита, Жаринов Илья) и даны рекомендации родителям «Проглоти потом скажи»;
  12. Обобщение опыта по данной теме с логопедами на форумах в Интернете, просматривала видео-уроки по коррекции дизартрии;
  13. Была составлена и проведена методика обследования стертой формы дизартрии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обида как эмоциональное состояние и формы ее проявления

В статье раскрывается  понятие обиды, выделяется структура обиды, ее внешние проявления и причины появления....

Возрастные особенности развития познавательной активности и форм её проявления у старших дошкольников

Возрастные особенности развития познавательной активности и форм её проявления у старших дошкольников Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об о...

Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления

Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ старшего воспитателя Чернухиной Светланы Викторовны на 2019-2020 годы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения ка

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...