Главные вкладки

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

     

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

     

                Ф.И.О.: Беклемышева Татьяна Алексеевна МБОУ

    Место работы: МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

    Должность: учитель-логопед

    Группа: старшая разновозрастная

    Программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» «Коррекция нарушений речи» под редакцией М.М. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

    Тема: «Зимующие птицы».

    Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы».

    Порядковый номер: 82

    Тип НОД: закрепление нового материала.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы».
    • Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
    • Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
    • Формировать фразовую речь.

    Развивающие:

    • Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
    • Совершенствовать грамматический строй речи и навыки словообразования.

    Воспитательные:

    • Вызвать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

    Оборудование: презентация;  картинки птиц и корма для птиц; письмо от Сороки; картинно-графический план; магнитная доска; мяч; медиапроектор; ноутбук; колонки; цифровой фотоаппарат.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Слайд № 1

    - Ребята, поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит, наша встреча будет радостной, доброй и, надеюсь, очень интересной.

    Очень интересно,

    Все то, что неизвестно!

    Мы тайны разгадаем,

    И мир большой познаем!

    - Сегодня я получила необычное письмо!

    imagehttp://festival.1september.ru/articles/626010/img1.jpg

     

    - Откуда же оно пришло? Вот обратный адрес. Написано – из леса.

    - Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Сорока).

    -  Это письмо от Сороки.

    - Кому оно адресовано? (Нам, детям). Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)

    - Письмо. А что же пишет нам Сорока?

    Здравствуйте, дорогие ребята!

    Помогите мне отгадать загадки.

    Ваш друг – Сорока.

    Логопед загадывает детям загадки и по мере называния птиц показывает на слайде соответствующую картинку.

    1. Птичка-невеличка
      Ножки имеет,
      Ходить не умеет. 
      Хочет сделать шажок – 
      Получается прыжок. (Воробей.) Слайд № 2
    2. Спинкою зеленовата
      Животиком желтовата,
      Черненькая шапочка.
      И полоска шарфика. (Синица.) Слайд № 3
    3. В красной шапке ходит он
      Дуб долбит как долотом. (Дятел.) Слайд № 4
    4. Чернокрылый, красногрудый,
      И зимой найдет приют: 
      Не боится он простуды – 
      С первым снегом.

                Тут как тут! (Снегирь.) Слайд № 5

    1. Окраской – серовата,
      Повадкой – воровата,
      Крикунья хриповатая –
      Известная персона
      Кто она? (Ворона.) Слайд № 6
    2. Непоседа пестрая 
      Птица длиннохвостая, 
      Птица говорливая, 
      Самая болтливая. (Сорока.) Слайд № 7
    3. Днем слепая, ночью зряча.
      Мышей ловит, а не кот. (Сова.) Слайд № 8

    2. Введение в тему

    Логопед: Ребята, о каких птицах загадки?

    Дети: О зимующих. Слайд № 9

    Логопед: А чем питаются птицы зимой?

    Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками и т.д. Слайд № 10

    Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

    Дети: Нет, не хватает.

    Логопед: Почему не хватает?

    Дети: Земля покрыта снегом, холодно, птицам не удается достать пищу.

    Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

    Дети: Мы можем их подкармливать, сделать кормушки. Слайд № 11

    1. Артикуляционная гимнастика и проговаривание чистоговорок

    Мы немножко отдохнем, язычок свой разомнем.

    Дятел, дятел тук-тук-тук.

    Д-Д-Д-Д

    Ты чего стучишь, мой друг!

    Д-Д-Д-Д

    -Я не зря во рту стучу

    Д-Д-Д-Д

    Звукам правильным учу.

    Д-Д-Д-Д

    Ар – ар- ар – кричит ворона кар.

    Ыр – ыр – ыр – ворона любит сыр.

    Ри – ри – ри – свиристели, посмотри!

    Ирь – ирь – ирь – к  нам летит снегирь.

    4. Упражнение на внимание «Кормушка»

    Логопед: я предлагаю вам внимательно прослушать стихотворение З. Александровой «Новая столовая», запомнить и сказать, какие птицы прилетели на кормушку? слайд №12

    Мы кормушку смастерили,
    Мы столовую открыли.
    Воробей, снегирь–сосед,
    Будет вам зимой обед.
    В гости в первый день недели,
    К нам синицы прилетели.
    А во вторник, посмотри,
    Прилетели снегири.
    Три вороны были в среду,
    Мы не ждали их к обеду.
    А в четверг со всех краев – 
    Стая жадных воробьев.
    В пятницу в столовой нашей
    Голубь лакомился кашей,
    А в субботу на пирог,
    Налетели семь сорок.

    Логопед: Ребята скажите, пожалуйста, какие же птицы прилетели к кормушке? Каких птиц было много, каких по одной? (ответы детей)

    5. Упражнение «Накорми птиц»

    Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

    Снегири – ягоды рябины.
                Синицы – семечки.
                Голубь – хлебные крошки.
                Воробей – зерна.
                Дятел – семена шишек.

    Дети: 
    – Я насыплю снегирям ягоды рябины.
    – Я угощу синиц семечками.
    – Я накормлю голубя хлебными крошками.
    – Я дам воробью зёрен.

     6. Физминутка  «Снегири» Слайд № 13

    Вот на ветках, посмотри! 
    В красных майках снегири,
    Распушили перышки,
    Греются на солнышке.
    Снегири на ветках сидят,
    По сторонам они глядят,
    Порезвиться захотели,
    Друг за другом полетели.
    Прилетела стая снегирей
    Сели, ждут нас у дверей.
    Мы возьмем кормушки поскорей,
    И накормим птичек снегирей.

    Руки выставляем по сторонам.
    4 наклона головы.
    Встряхивают руками.
     Пружинка.
    Присели.
    По 2 поворота головы на каждую сторону.
    Дети бегут по кругу, 
    Взмахивая руками «Летят».

     

    Присели.
    Берут «кормушки».
    «Кормят».

    7. Игра с птичкой « Назови ласково»

    Логопед предлагает детям назвать слова в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

    Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

    8. Игра с мячом  «Составь новое слово» Слайд № 14

    Логопед предлагает детям закончить предложения:

    • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
    • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
    • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
    • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
    • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
    • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

    Далее логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.

    9. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

    Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире. Слайд № 14

    image

    Снегирь – это зимующая птица. Голова черная, спинка серая, хвостик черный, грудка у него красная. Грудка у него красная, поэтому его называют красногрудый. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

    Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить, опираясь на картинно-графический план рассказы-описания зимующих птиц.

    10. Игра «Четвертый лишний»                                                          

    Детям предлагается назвать птиц изображенных на слайде и выбрать из четырех птиц одну лишнюю, объяснив свой выбор. Слайд № 15, 16, 17

    • Снегирь, ворона, аист, сова.
    • Дятел, ворона, воробей, скворец.
    • Соловей, кукушка, сорока, журавль.

    11. Рефлексия Слайд 18

    Логопед: Ребята, о чем мы сегодня беседовали?  (Ответы детей.) Свою работу: участие в играх, составление рассказа – оцените с помощью птичек. Выберите птичек. Если у вас сегодня получилось все хорошо, то посадите птичку в кормушку. Если у вас были затруднения, то поместите птичку на край кормушки. Так же детям предлагается организовать птичью столовую на участке детского сада.

     

    Спасибо за внимание и сотрудничество! Слайд № 19

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zimuyushchie_pticy.doc858 КБ

    Предварительный просмотр:

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

                Ф.И.О.: Беклемышева Татьяна Алексеевна МБОУ

    Место работы: МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

    Должность: учитель-логопед

    Группа: старшая разновозрастная

    Программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» «Коррекция нарушений речи» под редакцией М.М. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

    Тема: «Зимующие птицы».

    Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы».

    Порядковый номер: 82

    Тип НОД: закрепление нового материала.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы».
    2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
    3. Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
    4. Формировать фразовую речь.

    Развивающие:

    1. Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
    2. Совершенствовать грамматический строй речи и навыки словообразования.

    Воспитательные:

    1. Вызвать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

    Оборудование: презентация;  картинки птиц и корма для птиц; письмо от Сороки; картинно-графический план; магнитная доска; мяч; медиапроектор; ноутбук; колонки; цифровой фотоаппарат.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Слайд № 1

    - Ребята, поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит, наша встреча будет радостной, доброй и, надеюсь, очень интересной.

    Очень интересно,

    Все то, что неизвестно!

    Мы тайны разгадаем,

    И мир большой познаем!

    - Сегодня я получила необычное письмо!

    - Откуда же оно пришло? Вот обратный адрес. Написано – из леса.

    - Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Сорока).

    -  Это письмо от Сороки.

    - Кому оно адресовано? (Нам, детям). Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)

    - Письмо. А что же пишет нам Сорока?

    Здравствуйте, дорогие ребята!

    Помогите мне отгадать загадки.

    Ваш друг – Сорока.

    Логопед загадывает детям загадки и по мере называния птиц показывает на слайде соответствующую картинку.

    1. Птичка-невеличка
      Ножки имеет,
      Ходить не умеет. 
      Хочет сделать шажок – 
      Получается прыжок. (
      Воробей.) Слайд № 2
    2. Спинкою зеленовата
      Животиком желтовата,
      Черненькая шапочка.
      И полоска шарфика. (
      Синица.) Слайд № 3
    3. В красной шапке ходит он
      Дуб долбит как долотом. (
      Дятел.) Слайд № 4
    4. Чернокрылый, красногрудый,
      И зимой найдет приют: 
      Не боится он простуды – 
      С первым снегом.

                Тут как тут! (Снегирь.) Слайд № 5

    1. Окраской – серовата,
      Повадкой – воровата,
      Крикунья хриповатая –
      Известная персона
      Кто она? (
      Ворона.) Слайд № 6
    2. Непоседа пестрая 
      Птица длиннохвостая, 
      Птица говорливая, 
      Самая болтливая. (
      Сорока.) Слайд № 7
    3. Днем слепая, ночью зряча.
      Мышей ловит, а не кот. (
      Сова.) Слайд № 8

    2. Введение в тему

    Логопед: Ребята, о каких птицах загадки?

    Дети: О зимующих. Слайд № 9

    Логопед: А чем питаются птицы зимой?

    Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками и т.д. Слайд № 10

    Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

    Дети: Нет, не хватает.

    Логопед: Почему не хватает?

    Дети: Земля покрыта снегом, холодно, птицам не удается достать пищу.

    Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

    Дети: Мы можем их подкармливать, сделать кормушки. Слайд № 11

    1. Артикуляционная гимнастика и проговаривание чистоговорок

    Мы немножко отдохнем, язычок свой разомнем.

    Дятел, дятел тук-тук-тук.

    Д-Д-Д-Д

    Ты чего стучишь, мой друг!

    Д-Д-Д-Д

    -Я не зря во рту стучу

    Д-Д-Д-Д

    Звукам правильным учу.

    Д-Д-Д-Д

    Ар – ар- ар – кричит ворона кар.

    Ыр – ыр – ыр – ворона любит сыр.

    Ри – ри – ри – свиристели, посмотри!

    Ирь – ирь – ирь – к  нам летит снегирь.

    4. Упражнение на внимание «Кормушка»

    Логопед: я предлагаю вам внимательно прослушать стихотворение З. Александровой «Новая столовая», запомнить и сказать, какие птицы прилетели на кормушку? слайд №12

    Мы кормушку смастерили,
    Мы столовую открыли.
    Воробей, снегирь–сосед,
    Будет вам зимой обед.
    В гости в первый день недели,
    К нам синицы прилетели.
    А во вторник, посмотри,
    Прилетели снегири.
    Три вороны были в среду,
    Мы не ждали их к обеду.
    А в четверг со всех краев – 
    Стая жадных воробьев.
    В пятницу в столовой нашей
    Голубь лакомился кашей,
    А в субботу на пирог,
    Налетели семь сорок.

    Логопед: Ребята скажите, пожалуйста, какие же птицы прилетели к кормушке? Каких птиц было много, каких по одной? (ответы детей)

    5. Упражнение «Накорми птиц»

    Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

    Снегири – ягоды рябины.
               Синицы – семечки.
               Голубь – хлебные крошки.
               Воробей – зерна.
               Дятел – семена шишек.

    Дети: 
    – Я насыплю снегирям ягоды рябины.
    – Я угощу синиц семечками.
    – Я накормлю голубя хлебными крошками.
    – Я дам воробью зёрен.

     6. Физминутка  «Снегири» Слайд № 13

    Вот на ветках, посмотри! 
    В красных майках снегири,
    Распушили перышки,
    Греются на солнышке.
    Снегири на ветках сидят,
    По сторонам они глядят,
    Порезвиться захотели,
    Друг за другом полетели.
    Прилетела стая снегирей
    Сели, ждут нас у дверей.
    Мы возьмем кормушки поскорей,
    И накормим птичек снегирей.

    Руки выставляем по сторонам.
    4 наклона головы.
    Встряхивают руками.
     Пружинка.
    Присели.
    По 2 поворота головы на каждую сторону.
    Дети бегут по кругу, 
    Взмахивая руками «Летят».

    Присели.
    Берут «кормушки».
    «Кормят».

    7. Игра с птичкой « Назови ласково»

    Логопед предлагает детям назвать слова в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

    Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

    8. Игра с мячом  «Составь новое слово» Слайд № 14

    Логопед предлагает детям закончить предложения:

    1. У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
    2. У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
    3. У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
    4. У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
    5. У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
    6. У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

    Далее логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.

    9. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

    Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире. Слайд № 14

    Снегирь – это зимующая птица. Голова черная, спинка серая, хвостик черный, грудка у него красная. Грудка у него красная, поэтому его называют красногрудый. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

    Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить, опираясь на картинно-графический план рассказы-описания зимующих птиц.

    10. Игра «Четвертый лишний»        

    Детям предлагается назвать птиц изображенных на слайде и выбрать из четырех птиц одну лишнюю, объяснив свой выбор. Слайд № 15, 16, 17

    1. Снегирь, ворона, аист, сова.
    2. Дятел, ворона, воробей, скворец.
    3. Соловей, кукушка, сорока, журавль.

    11. Рефлексия Слайд 18

    Логопед: Ребята, о чем мы сегодня беседовали?  (Ответы детей.) Свою работу: участие в играх, составление рассказа – оцените с помощью птичек. Выберите птичек. Если у вас сегодня получилось все хорошо, то посадите птичку в кормушку. Если у вас были затруднения, то поместите птичку на край кормушки. Так же детям предлагается организовать птичью столовую на участке детского сада.

    Спасибо за внимание и сотрудничество! Слайд № 19


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»

    Расширять представление детей о птицах, их разнообразии.   Обогащать словарный запас.    Развивать представление об окружающем  мире, развивать память, связную речь. Разв...

    Конспект психоречемоторной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Зимующие птицы»

    Перед вами развернуты конспект   психоречемоторной непосредственно образовательной деятельности  в средней  группе  по теме «Зимующие птицы»...

    Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности по развитию речи на тему: «Зимующие птицы», для детей 6-7 лет.

    Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности по развитию речи на тему: «Зимующие птицы», для детей 6-7 лет....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Зимующие птицы"

    Цели :познакомить детей с зимующими птицами.Задачи: изучать их особенности;воспитывать любовь к природе;развивать интерес к наблюдению за птицами;обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушк...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»Лепка (пластилинография)...