НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

 

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

 

            Ф.И.О.: Беклемышева Татьяна Алексеевна МБОУ

Место работы: МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Должность: учитель-логопед

Группа: старшая разновозрастная

Программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» «Коррекция нарушений речи» под редакцией М.М. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы».

Порядковый номер: 82

Тип НОД: закрепление нового материала.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы».
  • Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
  • Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
  • Формировать фразовую речь.

Развивающие:

  • Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
  • Совершенствовать грамматический строй речи и навыки словообразования.

Воспитательные:

  • Вызвать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: презентация;  картинки птиц и корма для птиц; письмо от Сороки; картинно-графический план; магнитная доска; мяч; медиапроектор; ноутбук; колонки; цифровой фотоаппарат.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Слайд № 1

- Ребята, поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит, наша встреча будет радостной, доброй и, надеюсь, очень интересной.

Очень интересно,

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем,

И мир большой познаем!

- Сегодня я получила необычное письмо!

imagehttp://festival.1september.ru/articles/626010/img1.jpg

 

- Откуда же оно пришло? Вот обратный адрес. Написано – из леса.

- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Сорока).

-  Это письмо от Сороки.

- Кому оно адресовано? (Нам, детям). Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)

- Письмо. А что же пишет нам Сорока?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Помогите мне отгадать загадки.

Ваш друг – Сорока.

Логопед загадывает детям загадки и по мере называния птиц показывает на слайде соответствующую картинку.

  1. Птичка-невеличка
    Ножки имеет,
    Ходить не умеет. 
    Хочет сделать шажок – 
    Получается прыжок. (Воробей.) Слайд № 2
  2. Спинкою зеленовата
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка.
    И полоска шарфика. (Синица.) Слайд № 3
  3. В красной шапке ходит он
    Дуб долбит как долотом. (Дятел.) Слайд № 4
  4. Чернокрылый, красногрудый,
    И зимой найдет приют: 
    Не боится он простуды – 
    С первым снегом.

            Тут как тут! (Снегирь.) Слайд № 5

  1. Окраской – серовата,
    Повадкой – воровата,
    Крикунья хриповатая –
    Известная персона
    Кто она? (Ворона.) Слайд № 6
  2. Непоседа пестрая 
    Птица длиннохвостая, 
    Птица говорливая, 
    Самая болтливая. (Сорока.) Слайд № 7
  3. Днем слепая, ночью зряча.
    Мышей ловит, а не кот. (Сова.) Слайд № 8

2. Введение в тему

Логопед: Ребята, о каких птицах загадки?

Дети: О зимующих. Слайд № 9

Логопед: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками и т.д. Слайд № 10

Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, холодно, птицам не удается достать пищу.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать, сделать кормушки. Слайд № 11

  1. Артикуляционная гимнастика и проговаривание чистоговорок

Мы немножко отдохнем, язычок свой разомнем.

Дятел, дятел тук-тук-тук.

Д-Д-Д-Д

Ты чего стучишь, мой друг!

Д-Д-Д-Д

-Я не зря во рту стучу

Д-Д-Д-Д

Звукам правильным учу.

Д-Д-Д-Д

Ар – ар- ар – кричит ворона кар.

Ыр – ыр – ыр – ворона любит сыр.

Ри – ри – ри – свиристели, посмотри!

Ирь – ирь – ирь – к  нам летит снегирь.

4. Упражнение на внимание «Кормушка»

Логопед: я предлагаю вам внимательно прослушать стихотворение З. Александровой «Новая столовая», запомнить и сказать, какие птицы прилетели на кормушку? слайд №12

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели,
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев – 
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог,
Налетели семь сорок.

Логопед: Ребята скажите, пожалуйста, какие же птицы прилетели к кормушке? Каких птиц было много, каких по одной? (ответы детей)

5. Упражнение «Накорми птиц»

Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.
            Синицы – семечки.
            Голубь – хлебные крошки.
            Воробей – зерна.
            Дятел – семена шишек.

Дети: 
– Я насыплю снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.

 6. Физминутка  «Снегири» Слайд № 13

Вот на ветках, посмотри! 
В красных майках снегири,
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Снегири на ветках сидят,
По сторонам они глядят,
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели.
Прилетела стая снегирей
Сели, ждут нас у дверей.
Мы возьмем кормушки поскорей,
И накормим птичек снегирей.

Руки выставляем по сторонам.
4 наклона головы.
Встряхивают руками.
 Пружинка.
Присели.
По 2 поворота головы на каждую сторону.
Дети бегут по кругу, 
Взмахивая руками «Летят».

 

Присели.
Берут «кормушки».
«Кормят».

7. Игра с птичкой « Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать слова в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

8. Игра с мячом  «Составь новое слово» Слайд № 14

Логопед предлагает детям закончить предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Далее логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.

9. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире. Слайд № 14

image

Снегирь – это зимующая птица. Голова черная, спинка серая, хвостик черный, грудка у него красная. Грудка у него красная, поэтому его называют красногрудый. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить, опираясь на картинно-графический план рассказы-описания зимующих птиц.

10. Игра «Четвертый лишний»                                                          

Детям предлагается назвать птиц изображенных на слайде и выбрать из четырех птиц одну лишнюю, объяснив свой выбор. Слайд № 15, 16, 17

  • Снегирь, ворона, аист, сова.
  • Дятел, ворона, воробей, скворец.
  • Соловей, кукушка, сорока, журавль.

11. Рефлексия Слайд 18

Логопед: Ребята, о чем мы сегодня беседовали?  (Ответы детей.) Свою работу: участие в играх, составление рассказа – оцените с помощью птичек. Выберите птичек. Если у вас сегодня получилось все хорошо, то посадите птичку в кормушку. Если у вас были затруднения, то поместите птичку на край кормушки. Так же детям предлагается организовать птичью столовую на участке детского сада.

 

Спасибо за внимание и сотрудничество! Слайд № 19

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_pticy.doc858 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

            Ф.И.О.: Беклемышева Татьяна Алексеевна МБОУ

Место работы: МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Должность: учитель-логопед

Группа: старшая разновозрастная

Программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» «Коррекция нарушений речи» под редакцией М.М. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы».

Порядковый номер: 82

Тип НОД: закрепление нового материала.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы».
  2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
  3. Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
  4. Формировать фразовую речь.

Развивающие:

  1. Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи и навыки словообразования.

Воспитательные:

  1. Вызвать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: презентация;  картинки птиц и корма для птиц; письмо от Сороки; картинно-графический план; магнитная доска; мяч; медиапроектор; ноутбук; колонки; цифровой фотоаппарат.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Слайд № 1

- Ребята, поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит, наша встреча будет радостной, доброй и, надеюсь, очень интересной.

Очень интересно,

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем,

И мир большой познаем!

- Сегодня я получила необычное письмо!

- Откуда же оно пришло? Вот обратный адрес. Написано – из леса.

- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Сорока).

-  Это письмо от Сороки.

- Кому оно адресовано? (Нам, детям). Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)

- Письмо. А что же пишет нам Сорока?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Помогите мне отгадать загадки.

Ваш друг – Сорока.

Логопед загадывает детям загадки и по мере называния птиц показывает на слайде соответствующую картинку.

  1. Птичка-невеличка
    Ножки имеет,
    Ходить не умеет. 
    Хочет сделать шажок – 
    Получается прыжок. (
    Воробей.) Слайд № 2
  2. Спинкою зеленовата
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка.
    И полоска шарфика. (
    Синица.) Слайд № 3
  3. В красной шапке ходит он
    Дуб долбит как долотом. (
    Дятел.) Слайд № 4
  4. Чернокрылый, красногрудый,
    И зимой найдет приют: 
    Не боится он простуды – 
    С первым снегом.

            Тут как тут! (Снегирь.) Слайд № 5

  1. Окраской – серовата,
    Повадкой – воровата,
    Крикунья хриповатая –
    Известная персона
    Кто она? (
    Ворона.) Слайд № 6
  2. Непоседа пестрая 
    Птица длиннохвостая, 
    Птица говорливая, 
    Самая болтливая. (
    Сорока.) Слайд № 7
  3. Днем слепая, ночью зряча.
    Мышей ловит, а не кот. (
    Сова.) Слайд № 8

2. Введение в тему

Логопед: Ребята, о каких птицах загадки?

Дети: О зимующих. Слайд № 9

Логопед: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками и т.д. Слайд № 10

Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, холодно, птицам не удается достать пищу.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать, сделать кормушки. Слайд № 11

  1. Артикуляционная гимнастика и проговаривание чистоговорок

Мы немножко отдохнем, язычок свой разомнем.

Дятел, дятел тук-тук-тук.

Д-Д-Д-Д

Ты чего стучишь, мой друг!

Д-Д-Д-Д

-Я не зря во рту стучу

Д-Д-Д-Д

Звукам правильным учу.

Д-Д-Д-Д

Ар – ар- ар – кричит ворона кар.

Ыр – ыр – ыр – ворона любит сыр.

Ри – ри – ри – свиристели, посмотри!

Ирь – ирь – ирь – к  нам летит снегирь.

4. Упражнение на внимание «Кормушка»

Логопед: я предлагаю вам внимательно прослушать стихотворение З. Александровой «Новая столовая», запомнить и сказать, какие птицы прилетели на кормушку? слайд №12

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели,
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев – 
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог,
Налетели семь сорок.

Логопед: Ребята скажите, пожалуйста, какие же птицы прилетели к кормушке? Каких птиц было много, каких по одной? (ответы детей)

5. Упражнение «Накорми птиц»

Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.
           Синицы – семечки.
           Голубь – хлебные крошки.
           Воробей – зерна.
           Дятел – семена шишек.

Дети: 
– Я насыплю снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.

 6. Физминутка  «Снегири» Слайд № 13

Вот на ветках, посмотри! 
В красных майках снегири,
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Снегири на ветках сидят,
По сторонам они глядят,
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели.
Прилетела стая снегирей
Сели, ждут нас у дверей.
Мы возьмем кормушки поскорей,
И накормим птичек снегирей.

Руки выставляем по сторонам.
4 наклона головы.
Встряхивают руками.
 Пружинка.
Присели.
По 2 поворота головы на каждую сторону.
Дети бегут по кругу, 
Взмахивая руками «Летят».

Присели.
Берут «кормушки».
«Кормят».

7. Игра с птичкой « Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать слова в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

8. Игра с мячом  «Составь новое слово» Слайд № 14

Логопед предлагает детям закончить предложения:

  1. У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  2. У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  3. У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  4. У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  5. У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  6. У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Далее логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.

9. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире. Слайд № 14

Снегирь – это зимующая птица. Голова черная, спинка серая, хвостик черный, грудка у него красная. Грудка у него красная, поэтому его называют красногрудый. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить, опираясь на картинно-графический план рассказы-описания зимующих птиц.

10. Игра «Четвертый лишний»        

Детям предлагается назвать птиц изображенных на слайде и выбрать из четырех птиц одну лишнюю, объяснив свой выбор. Слайд № 15, 16, 17

  1. Снегирь, ворона, аист, сова.
  2. Дятел, ворона, воробей, скворец.
  3. Соловей, кукушка, сорока, журавль.

11. Рефлексия Слайд 18

Логопед: Ребята, о чем мы сегодня беседовали?  (Ответы детей.) Свою работу: участие в играх, составление рассказа – оцените с помощью птичек. Выберите птичек. Если у вас сегодня получилось все хорошо, то посадите птичку в кормушку. Если у вас были затруднения, то поместите птичку на край кормушки. Так же детям предлагается организовать птичью столовую на участке детского сада.

Спасибо за внимание и сотрудничество! Слайд № 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»

Расширять представление детей о птицах, их разнообразии.   Обогащать словарный запас.    Развивать представление об окружающем  мире, развивать память, связную речь. Разв...

Конспект психоречемоторной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Зимующие птицы»

Перед вами развернуты конспект   психоречемоторной непосредственно образовательной деятельности  в средней  группе  по теме «Зимующие птицы»...

Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности по развитию речи на тему: «Зимующие птицы», для детей 6-7 лет.

Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности по развитию речи на тему: «Зимующие птицы», для детей 6-7 лет....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Зимующие птицы"

Цели :познакомить детей с зимующими птицами.Задачи: изучать их особенности;воспитывать любовь к природе;развивать интерес к наблюдению за птицами;обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»Лепка (пластилинография)...