КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие фонематического восприятия»
консультация по логопедии по теме

Сафонова Наталья Александровна

 

Фонематическое восприятие развивается на базе общего слухового восприятия. Начиная с самого рождения ребёнка окружает множество звуков и он реагирует на них врождёнными рефлексами, далее, по мере развития  структур головного мозга, малыш учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а также остальных родственников, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также развивая своё восприятие звуков речи. Каким образом, фонематическая восприятие и собственно речь не будет развиваться без ежедневного общения со взрослым. У малыша уже к 6 месяцам начинают созревать структуры головного мозга, отвечающие за различение звуков речи,  и их окончательное развитие произойдёт к 7-8 годам, когда ребёнок должен начать овладение грамотной письменной речью.

Несвоевременное развитие фонематического восприятия видно уже в 3-4 года, когда у ребёнка нарушено в произношении большое количество звуков. Он может заменять одни звуки другими, близкими по акустическим свойствам, может оглушать звонкие парные согласные звуки. Эти нарушения произношения могут сочетаться с трудностями артикуляции, с недостаточной иннервацией речевого апппарата. В дальнейшем при отсутствии своевременной логопедической помощи  у ребёнка возникнет большое количество ошибок на письме. Это будут пропуски букв и слогов, замены одних букв другими, неправильное написание окончаний  и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonemat.vospriyat.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО г. Саяногорск детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Развитие фонематического восприятия»

                                                     подготовила

                                                           учитель-логопед  

                                                                                         Сафонова Наталья Александровна

г. Саяногорск

2013г.

Фонематическое восприятие развивается на базе общего слухового восприятия. Начиная с самого рождения ребёнка окружает множество звуков и он реагирует на них врождёнными рефлексами, далее, по мере развития  структур головного мозга, малыш учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а также остальных родственников, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также развивая своё восприятие звуков речи. Каким образом, фонематическая восприятие и собственно речь не будет развиваться без ежедневного общения со взрослым. У малыша уже к 6 месяцам начинают созревать структуры головного мозга, отвечающие за различение звуков речи,  и их окончательное развитие произойдёт к 7-8 годам, когда ребёнок должен начать овладение грамотной письменной речью.

Несвоевременное развитие фонематического восприятия видно уже в 3-4 года, когда у ребёнка нарушено в произношении большое количество звуков. Он может заменять одни звуки другими, близкими по акустическим свойствам, может оглушать звонкие парные согласные звуки. Эти нарушения произношения могут сочетаться с трудностями артикуляции, с недостаточной иннервацией речевого апппарата. В дальнейшем при отсутствии своевременной логопедической помощи  у ребёнка возникнет большое количество ошибок на письме. Это будут пропуски букв и слогов, замены одних букв другими, неправильное написание окончаний  и т.п.

1. Упражнение на выявление фонематического восприятия.

     Осуществление тонкое дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции. (Приёмы: предметное лото – отобрать картинки на заданные звуки, буквенный диктант – записать первую букву слов – «труба», «дом», «дуб», «трамвай»).

2. Упражнения на выявление недостатков звуко-буквенного анализа. а) Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а».

б) «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)

шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.

3. Сравнение слов.

(выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами).

  1. Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое больше какое меньше?
  2. Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?
  3. Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?
  4. Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше и почему?
  5. Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?
  6. Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?
  7. Какое слово больше: «мышка» или «мишка»?
  8. Какое слово короче: «усики» или «усы»?

4. Мягкие буквы.

(направлено на запоминание формы буквы соотношения её частей и пропорций).

   Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).

5. Волшебный домик.

Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове.

Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие слова живут  в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)

  1. Допиши букву.

Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента. Отгадай, кто я.

Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.

Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

  1. Будь внимателен.

Цель: Закрепление начертания заглавных букв.

Ход игры: Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в стихотворении.

                                           Азбука.

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М.

Г ударилась немножко

И рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю перекладинку свою!

Очутившись на полу, поломала хвостик У!

Ф, бедняжку так раздуло –

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого.          (С. Михалков)

  1. Полминутки на шутки.

Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

  1. Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Мы собрали васильки,

На голове у нас щенки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста".

Консультация представляет этапы работы, практическийи игровой материал для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический....

Консультация для воспитателей. "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ, овладению чтеним и письмом. В данной консультации рассматриваются наиболее распр...

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Консультация для воспитателей:«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников"

Консультация для воспитателей раскрывает важные проблемы подготовки старших дошкольников к школе, включает практический материал, в том числе,  из опыта работы....

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»...

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический. Биологический слух помогает нам слышать звуки окружающего ...