Связь мелкой моторики и развития грамматической стороны речи у детей с ОНР.
статья по логопедии по теме

Черняева Марина Александровна

Думаю, предложенный мною материал может пригодиться всем логопедам, работающим в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_melkoy_mot.ruki_i_gr.stroya.docx13.73 КБ

Предварительный просмотр:

Связь мелкой моторики и развития грамматической стороны речи у детей с ОНР.

Развитие грамматической стороны речи – одна из наиболее важных задач в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Речевая  патология у таких детей обусловлена теми или иными причинами, поэтому им предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы.

Ребенок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи, и это овладение подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать.

Появлению речи предшествует формирование уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса.

Учеными доказано, что развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами.  Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться вызывания эмоционально-положительной реакции ребенка даже с глубокой задержкой развития на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками.

Много лет я работаю над проблемой грамматически правильного оформления речи у детей с общим недоразвитием речи. Дети с общим недоразвитием речи не только плохо выговаривают звуки. Их словарь очень беден – в нем мало глаголов, практически отсутствуют прилагательные и наречия.  Речь их аграмматична. Они не умеют составлять рассказ, пересказывать, при описании игрушки пользуются однословными предложениями.  Дети путают название цветов и геометрических фигур, плохо владеют счетом. У детей с ОНР характерным в употреблении словесных комбинаций является то, что слова, соединенные в предложения, не имеют никакой грамматической связи между собой. Дети длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Хаотичное и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств характеризует ход речевого развития детей с ОНР.

У детей с ОНР нарушена координация движений. При данном диагнозе у детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. У таких детей ярко выражена недостаточная координация пальцев при выполнении мелких операций. Это видно, когда они застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают шнурки.

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я обратила внимание, что развитие мелкой моторики дает уникальную возможность улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму; предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников; развивать внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; играя, освоить начала геометрии как на плоскости, так и в пространстве; научиться управлять своим телом,  чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов; ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Я обратила внимание, что работа над развитием мелкой моторики рук способствует более быстрому и прочному усвоению грамматических категорий языка. Поэтому для формирования грамматически правильной речи я использую игры с различным материалом – бусами, мозаикой, крупами, нитками, пластилином. Некоторые из них я привожу в своей работе.

Думаю, предложенный мною материал может пригодиться всем логопедам, работающим в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...

Конспект Фронтального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме   " Детский сад. Профессии работников детского сада"  для детей 5- 6 лет....

Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей средней группы

Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей средней группы на тему «Детский сад и группа. Профессии работников детского сада»....

Картотека речевых игр для развития грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

В данной картотеке подобраны игры для развития грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Они очень увлекательные и разнообразные. С помощью этих игр дети быстрее осваивают гра...