Конспект НОД и презентация в подготовительной группе компенсирующей направленности "Необыкновенные приключения карандаша"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Тюрина Елена Леонидовна

Данное занятие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР. Данное занятие итоговое , реализовано в рамках проекта "Работа над родственными словами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_kopiya.rar2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 32»

городского округа Балашиха.

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАМКАХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РАБОТА НАД РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

« Необыкновенные приключения карандаша»

( познавательно – речевое  направление).                      

 Старший воспитатель

Леонтьева А.В.

 Учитель – логопед высшей категории

Тюрина Е.Л.

Цель: Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста    родственными словами.

Задачи:

    Коррекционно-развивающие:

  1. Закрепить в лексике термин «родственные слова». Увеличить объем слуховой памяти. Обогатить лексику новыми словами.
  2. Развивать умение находить и объяснять родственные слова.
  3. Учить подбирать родственные слова с опорой на картинки-схемы.
  4. Формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».
  5. Формировать умение ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
  6. Развивать общую координацию движений и мелкую моторику.

 Воспитательные:

  1. Прививать любовь к родному языку.
  2. Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
  3. Воспитывать умение работать и играть в коллективе.

 Предварительная работа:

  1. Упражнения по образованию родственных слов на примере других лексических тем.
  2. Беседа о космосе.
  3. Разгадывание ребусов.
  4. Изготовление книги родственных слов.

 Оборудование: мультимедийный проектор, аудиозапись «Песенка веселого карандаша», презентация,   картинки-схемы,  задания – ребусы, карандаши

Словарь: Космос, космический корабль, космодром, космонавт, луна, луноход, Лунтик,  лунный, рыба, рыбешка, рыбина, рыбный, рыбий, рыбак, рыбачка, рыболов, рыбачить, рыбалка.

 

Ход  НОД.
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им  наши улыбки.
 -А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.

День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Мы оправимся сейчас.

Л:   Цель нашего путешествия собрать как можно больше родственных слов, чтобы пополнить нашу замечательную книгу, над  которой мы давно с вами работаем.

 Ребята, давайте возьмем в дорогу карандаш, он нам  поможет. Для этого нужно произнести волшебные слова:

Чтобы много слов найти,

И не сбиться нам с пути,

Нам поможет карандаш

Оживим его сейчас!

Экран волшебный наш зажгись,

Карандашик появись! (слайд №2)

Л: - Ой, здравствуй, карандаш!

К: - Привет, ребята! Здравствуйте Елена Леонидовна!

Л: - Мы с ребятами отправляемся в путешествие и надеемся на твою помощь.

К: - Я  с удовольствием вам помогу,  но  я умею только рисовать, а писать, еще не научился.

Л: - Не переживай, карандаш, мы с ребятами   твои рисунки будем превращать в слова.

К: - Вот, здорово, тогда смотрите! (слайд №3)

Л: - Ребята, прочитайте, какие слова получились. Первое слово прочитает…,2,3 (слайды №4 - 8)

                                   (ведется работа по всем словам)

Л: - Посмотрите все эти слова имеют общую часть, скажите как они называются? ( Родственные слова)

К: - Мне понравилась ваша игра, я предлагаю вам немного пофантазировать и отправиться в путь.  (слайд  №  9)

Л: - Уважаемый карандаш, а на чем мы отправимся  путешествовать?

К: - Внимание!  (слайд № 10)

Л:-  Ребята, что нарисовал карандаш?

Л: - Куда можно отправиться на подводной лодке?( ответы детей)

Дыхательное упражнение ПУЗЫРИКИ. 
Дети   делают глубокий вдох через нос, надувают «щёчки – пузырики» и медленно выдыхают через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Л: - Нас встречает жительница подводного мира – рыба, она   посылает нам интересные ребусы, кто их отгадает, тот слово прочитает. ( слайд № 11)

Л: - Ребята нам надо расставить буквы в правильной последовательности и тогда мы сможем прочитать родственные слова к главному слову РЫБА.

б

к

р

л

а

ы

а

3

6

1

5

7

2

4

1

2

3

4

5

6

7

(Дети получают карточки, когда задание выполнено,   прочитывают получившиеся слова в соответствие со схемами)

Л: - Посмотрите внимательно на получившиеся слова, поднимет руку тот, у кого получились слова обозначающие предметы, но не главное.

                             Слово-предмет, но не главное (рыбалка)

        Слово-признак (рыбный, рыбий, рыбацкий)

 

              Слово, обозначающее уменьшенный предмет (рыбка, рыбешка)

                   Слово, обозначающее «большой» предмет  (рыбина, рыбища)

                            Слово – действие (рыбачить)

                  Слово, которое говорят, когда предметов много (рыбы)

                        Слово, образующееся от взаимодействия с главным словом

                                               (рыбак, рыбачка, рыбник)

                                  Сложное слово, состоящее из двух слов (рыболов)

(ведется работа по всем словам)

Л: - Молодцы, вы хорошо потрудились и  мы узнали еще много интересных слов,  вы не устали, ребята?

Л: - Возьмите карандаш тремя пальцами, покрутите его, пусть он вращается быстро – быстро, как винт вертолета. ( слайд № 12)

Отправляется в полет

Наш красавец вертолет!

Л: - Наш вертолет доставил нас прямо к солнцу. ( слайд № 13)

Л: -  Солнце подарило    нам частичку себя, маленькое солнышко, оно поможет вам найти родственные слова.

Лишь лучик повернете,

слово сразу же прочтёте.

 Л: - Ребята мне уже не терпится скорее увидеть это солнце и прочитать слова.

( достаем  макет «солнце» и прочитываем слова, по ходу составляя предложения с этими словами)

Л: - Карандаш, мы с ребятами и с этим заданием справились, чем ты нас еще можешь удивить? (слайд № 14)

К: - Предлагаю немного отдохнуть и потанцевать.

( логоритмика под песенку веселого карандаша)

К: - А теперь я  предлагаю вам полет в космос. Вы согласны?

Л: - На чем же мы с вами полетим? (на ракете)

Л: - А  ракета  - это какой транспорт? (космический)

Л: - А как по- другому можно назвать космический корабль? (космолет)

Л: - Откуда будет стартовать наш космолет? (с космодрома)

Л: - Кто же будем мы с вами, если совершим путешествие в космос? (космонавты)

Л: - Наш космический корабль готов к отлету, нам нужно занять  свои места и дать команду к старту. Вы готовы?  

Л: - А сейчас, нужно дружно отсчитать цифры первого десятка в обратном порядке.

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск

( слайды №  15 - 26)

Л: -  И вот,   ракета оторвалась от Земли, мы с вами взлетаем все выше и выше.

Л: - Наши тела становятся тяжелыми оттого, что ракета все быстрее и быстрее набирает скорость, нам необходимо преодолеть земное притяжение. Ракеты выходят в открытый космос, теперь можно немного отдохнуть. Я предлагаю вам отгадать загадку-ребус, с помощью которой мы узнаем какой  космический объект встретится нам на пути.

Л: - Отгадайте задуманное  слово, по начальным звукам заданных слов.

( слайд №27)

Л: - Нас встречает королева ночи – Луна. Ребята, луна тоже отправила нам свои родственные слова, но по дороге они рассыпались и нам надо их собрать.

(слайды №28 - 35)

К: - Сегодня мы узнали много слов, я наконец – то научился писать и у меня есть игра, которая поможет выяснить  насколько вы их поняли и запомнили.

( слайд № 36)

Игра « Четвертый лишний»

Лунный, Лунтик, лунка, луна  

 Рыба, рыбий, рынок, рыбак.

 Рассольник, солнечный, солнцепек, солнце.

Л: - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и в награду получили много родственных слов.

А наше путешествие закончилось. При выходе  выберите медаль, которая соответствует тому настроению, которое было у вас во время занятия:

  1. Желтая. Если вам было комфортно, удобно, весело и уютно
  2. Красная. Если: вам сначала было неуютно, некомфортно, а затем стало весело, радостно,
  3. Синяя. Если во время занятия у вас был страх, дискомфорт.

Судя по количеству желтых и красных медалей у вас было хорошее и весёлое настроение. Скажите, что больше всего вам запомнилось на занятии. А теперь давайте попрощаемся с гостями и скажем всем: “До свидания! До новых встреч!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе компенсирующей направленности "Снегири" (коллективная работа).

Предлагаю конспект занятия по рисованию с детьми ЗПР 6 - 7лет. Занятие способствует развитию творческих способностей, художественного воображения. Методика построена на использовании игровых  мет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Путешествие в сказку о потерянном времени»

Конспект предназначен для организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию временных представлений, расширению знаний детей о видах часов, закреплению лексико-граммати...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе коррекционной направленности «Приключения Карандаша Карандашовича и друзей»

Образовательная область: познавательное развитиеНаправление развития: опытно-экспериментальная деятельность  Программное содержание:уточнить и обобщить представления детей о свойст...