Главные вкладки

    Лексико - грамматическое развитие дошкольников в процессе обучения математике
    консультация по логопедии по теме

    Сьянова Яна Анатольевна

    развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moya_statya_iz_zhurnala.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лексико-грамматическое развитие дошкольников в процессе обучения математике

    Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, привить любовь к чтению, книге.

    Формирование речи, овладение словом и лексико-грамматическим строем, развитие связной речи детей многосторонне рассматриваются в работах многих авторов (Е. Н. Винарская, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Н. И. Красногорский, А. Р. Лурия, Г. Д. Розенгард-Пупко, С. Л. Рубинштейн, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Д. Б. Эльконин и др.).

    Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А. Р. Лурия). Семантическое поле - это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова.

    Формирование лексики у ребенка также тесно связано с процессами словообразования, т. к. при этом словарь быстро обогащается за счет производных слов. Словообразовательный уровень языка характеризуется обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели, типы).

    Развитие словообразования у детей рассматривается в трудах К. И. Чуковского, О. Н. Ушаковой, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнаровича и др. Согласно гипотезе А. М. Шахнаровича механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического. На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень, который характеризуется большим числом слов-неологизмов.

    На первых порах становления фразовой речи отличительной чертой являются колебания в грамматическом оформлении предложений. Нередко наблюдается такое явление, когда внутри одного предложения одни синтаксические отношения имеют грамматически правильное оформление, а другие – не имеют, поэтому такое предложение оказывается грамматизованным только частично. Полная же грамматизация разных типов предложений происходит неодновременно и находится в тесной взаимосвязи с усвоением ребенком отдельных грамматических категорий.

    Педагогическая практика свидетельствует о том, что нормально развивающиеся дети к концу дошкольного периода в основном переходят от конкретного к абстрактному, понятийному мышлению. У них формируют мыслительные операции, необходимые для овладения основами научных понятий. Вместе с тем качественная перестройка мыслительных процессов дошкольников возможна лишь при особой организации обучения, в процессе которого у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое. В этом случае формируются мыслительные действия, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления, воображения.

    Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), т. к. прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. К школьному возрасту ребенок овладевает всей системой практической грамматики.

    Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и тем самым решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.

    Закономерным является тот факт, что развитие математических представлений у дошкольников идет параллельно с речевым развитием, а, следовательно, лексико-грамматическое развитие у детей дошкольного возраста может быть успешным в процессе формирования математических представлений. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы образования в детском саду. Основные задачи развития речи детей в процессе обучения математике предполагает формирование правильного произношения, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи.

    Усвоение и закрепление лексико-грамматических категорий по теме осуществляется практически в течение всего дня (во время режимных моментов, лепки, аппликации и т.д.).

    Планируя работу по развитию речи детей в процессе обучения математике необходимо следовать следующим правилам:

    1. Программное содержание по математике увязывается с речевой темой.

    2. Параллельно с развитием математических представлений существенное внимание лексике, фонетике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже).

    3. Подбор речевого материала осуществляется с учетом произносительных возможностей ребенка.

    Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными и прилагательными, наречиями и предлогами, частицами. Его специфическая особенность: значительное преобладание таких частей речи, которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно.

    Главная цель словарной работы с детьми - уточнение точного смысла (значения) слов, математических представлений, полученных в процессе практической деятельности.

    Таким образом, формирование математических представлений у дошкольников обеспечивает лексико-грамматическое развитие детей, а также освоения морфологической и синтаксической систем языка. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет грамматические формы слов.

    На занятиях по формированию математических представлений дошкольники знакомятся с новыми словами, обозначающими предметы, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), пространственными отношениями, временными обозначениями (утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно), названиями дней недели, месяцев, а так же учатся распознавать величину предметов, выражают свои представления (шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше), находить более сложные ориентировки в величине предметов (высокий, ниже, самый низкий).

    Чрезвычайно важны формы, средства и методы реализации воспитателем задачи лексико-грамматического развития дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений. Здесь на помощь педагогу приходит особый вид занятий - комплексные (интегрированные) занятия. Перемена сфер деятельности соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успевает «уставать» от объема получения новой информации, в нужный момент, переключаясь на новую форму «впитывания» материала. Использование дидактических игр и упражнений на таких занятиях еще в большей степени способствует решению поставленных задач.

    ЛИТЕРАТУРА

    І. Ерофеева Т. И. и другие. "Математика для дошкольников", - М.: Просвещение 1992.

    2. Забродина Л. В., Ренизрук Е. С. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических навыков речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2006.

    3. Тимонин Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте. - СПб., 2004.

    4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М., 1993.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звуков (карточки с домашними заданиями)

    Данный материал поможет логопедам , воспитателям и родителям формировать лексико-грамматический строй речи у детей с речевыми нарушениями в процессе автоматизации определенного звука. Карточки содержа...

    Материал для родительского уголка по развитию лексико-грамматических категорий и подготовке к обучению грамоте

    Материал для информационного стенда в родительском уголке- развиите лексико-граматических категорий и подготовка к обучению грамтоте....

    Роль мышления и особенности интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения

    Краткая характеристика форм, типов и видов мышления. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.Виды мышления, характерные для детей до школы:1. наглядно-действенное...

    Методическая разработка по лексико-грамматическому развитию в процессе математической подготовки дошкольников.

    Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логи...

    Лексико-грамматическое развитие речи в процессе математической подготовки дошкольников

    Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логи...