Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития правильной речи "Дом"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Серебрякова Надежда Валерьевна

Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы «Мой дом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_dom.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития связной речи

«Дом»

Цель: закрепление навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы «Мой дом».

Задачи:

Образовательные: 

  1. Уточнить и  активизировать словарь по теме «Дом»;
  2. Познакомить с разными типами домов и частями дома;
  3. Совершенствовать грамматический строй речи:
  • Упражнять в подборе образования однокоренных слов
  • Правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже
  • Закреплять умение правильно строить предложение;
  • Образовывать сложные прилагательные;
  • Образовывать относительные прилагательные
  • Активизировать словарь слов-антонимов
  1. Выражать свои мысли развернутой фразой, развивать умение точно и четко выражать свои суждения, свободно пользоваться простыми предложениями, составлять простой описательный рассказ.

Развивающие:

  1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, память, логическое мышление, умение координировать речь с движениями.
  2. Развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищам.
  2. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
  3. Воспитывать умение слушать сверстников и слышать их ответы.

Ход образовательной деятельности.

- Ребята, давайте возьмемся за руки и настроимся на занятие.

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На занятье не зеваем,

Смело руку поднимаем.

Если знаем - не молчим,

Красиво, четко говорим!

Сегодня мы с вами будем строителями, а строить мы будем необычный дом. Мы наш дом будем строить вот из этих блоков (показ мягких модулей). Каждый блок мы положим на место только тогда, когда выполним задания. Итак, все готовы? Тогда приступаем к строительству дома. Присаживайтесь на свои места.

  1. Зачем нужен дом?

Ребята, а из каких частей состоит дом? (стены, крыша, окна, балкон, подвал, подъезд, лестница, лифт, квартиры и т. д.)  

Игровое упражнение: «Для того, чтобы» - составление сложноподчиненных предложений.

У Вас на столах лежат карточки с изображением разных частей дома (стены, крыша, окно, дверь, фундамент). Возьмите ее и расскажите что у вас и для чего эта часть дома нужна? Ребенок на выбор берет карточку и отвечает. Например: Это крыша. Крыша дому нужна для того, чтобы…

С чего начинается строительство дома(с закладки фундамента).

Что такое фундамент? Фундамент - это основа дома и она должна быть прочной.

Вы правильно ответили на все вопросы. Основание нашего дома положено.

  1. Кто строит дома? ( Дома строят строители)

Правильно. Но прежде, чем построить дом, надо придумать каким он будет, нарисовать его, начертить, всё рассчитать, чтобы он не упал, не дал трещин. Кто же этим занимается? (Архитектор.)

Люди каких профессий еще участвуют в строительстве дома? (В строительстве дома участвуют каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник) однородные подлежащие

Дидактическая игра «Кто что делает?» (показываю картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия, однородные сказуемые)

Что делает каменщик? (Это каменщик. Каменщик строит, возводит стены

Что делает штукатур

Что делает стекольщик

Какие здания еще  строят строители? (

  1. Приступим к возведению стен (образование однокоренных слов)

- А где живет человек? (В доме)

- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

- О большом доме? (домище)

- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домашний, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники. Как вы думаете, почему? (Так как в каждом из них есть слово ДОМ). Но это еще не вся семья. Может быть, кто-то еще придумает слова? (Человек, который любит проводить свободное время у себя дома – домосед. Сказочный человек, который живет в доме – домовой)

Как зовут самого известного домового? (Кузя). Послушайте, что говорит домовенок Кузя о своем доме. Давайте его поправим.

  1. Игровое упражнение «Исправь ошибки» (согласование слов в предложнии в роде, числе, падеже)

В моем доме три этажов.

У дома кирпичный крыша.

Моя дом прочный.

В моем доме много соседи.

Все соседи мой друзья.

Физминутка

1, 2, 3, 4, 5

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будет жить в нем старый гном.

Прыжки на месте

Встают на носочки и тянутся руками вверх

Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой

Указательным жестом вытягивают руки вперед

Приседают 

  1. Современные дома строят из самых разных материалов.

Оставаясь в кругу, игровое упражнение! «Назови, какой дом?» (образование относительных прилагательных) 

  • Если дом построен из дерева, он какой? (Дом из дерева - деревянный)
  • Если дом построен из панелей? (Дом из панелей - панельный.)
  • Из кирпича? (Кирпичный.)
  • Из камня? (Каменный.)
  • Из бетона?
  • Из соломы?
  • из бумаги?
  • из глины
  • изо льда?
  • из стекла

  1. антонимы
  • Большой – маленький
  • Новый – старый
  • Высокий – низкий
  • Светлый – темный
  • Строить – ломать
  • Грязный – чистый
  • Теплый – холодный
  • Чужой – родной
  • Подниматься – спускаться
  • Просторный – тесный
  • Городской – сельский
  • Одноэтажный – многоэтажный

Сравнительная тепень

  • Этот дом высокий, а этот еще выше
  • Этот дом просторный, а этот еще просторнее
  • Этот дом теплый, а этот еще теплее
  • Этот дом старый, а этот еще старее
  • Этот дом маленький, а этот еще меньше

  1. Еще в далекие времена люди говорили: «Мой дом - моя крепость. В гостях хорошо, а дома лучше». А какие вы знаете пословицы и поговорки о доме? Что это значит?

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

Без хозяина - дом сирота. (Дому нужен хозяин — человек, который заботится о порядке и чистоте в доме)

И стены в доме помогают. (в родных стенах всегда проще и легче чего-то добиться.)

Мой дом – моя крепость. (дом наш надёжный тыл во всех наших начинаниях, ведь там живут наши близкие, которые с нами в трудную минуту и в минуты радости)

  1. Дидактическая игра «Кто где живет?» (активизация словаря, картинки с различными типами домов)

- Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

Как называется крестьянский дом в русской деревне? (изба);

Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев? (вигвам);

Дворец, крепость у рыцарей? (замок);

Шалаш, покрытый шкурами у народов Севера? (чум);

Постройка из жердей, покрытых ветками, травой? (шалаш);

Отдельное помещение в доме с кухней, ванной и др. комнатами? (квартира);

Временное помещение из натянутой на основу ткани? (палатка).

  1. Мы сегодня уже говорили о том, что дома людей бывают самые разные. Я вам давала домашнее задание составить рассказ о некоторых из них. И очень хочу их послушать (картинки с изображением русской избы, иглу, чум и т.п)

Иглу – куполообразный дом из снежных глыб, который строят жители Севера. В иглу все из снега. Даже лежанки, на которых спят люди. В окошки вместо стекол вставлены прозрачные льдинки. Внутрь иглу можно попасть только ползком – через вырытый туннель. Там тепло и ветер не проникает.

Чум – жилище народов Севера в форме конуса. Чум строят из деревянных жердей, а сверху укрывают оленьими шкурами. Чум не боится метелей и сильных ветров. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи.

Изба – это одноэтажный жилой дом. Его строят из бревен. Он очень теплый и уютный. Есть высокая крыша и большие окна. Чтобы войти в дом, надо подняться по ступенькам. В избе есть кирпичная печь. Такой дом строят в деревне. Наши бабушки и дедушки строили такие дома много лет назад.

Городской дом – городской дом многоэтажный, высокий, построен из панелей. Он панельный. В нем есть все для удобства человека: на первом этаже магазин, есть балкон, центральное отопление, отдельные комнаты и светлая кухня. Я живу в таком доме.

Посмотрите, вот мы и возвели стены дома! Чего же в нём ещё не хватает? (жильцов) На столах лежат круглые листы бумаги — это головы нам надо нарисовать лица людей, которые будут жить в нашем доме (эмоции).

На этом наше занятие подошло к концу, большое всем спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.

Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».

Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом,  чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми группы компенсирующей направленности по теме: "Животные северных стран"

Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп....

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

Конспект ООД в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития связной речи «Дом»

Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы...