Лексико-грамматическое развитие речи в процессе математической подготовки дошкольников
статья по математике

Козлова Елена Владимировна

Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры; сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико-грамматическое развитие речи в процессе математической подготовки дошкольников

Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры; сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.

Закономерным является тот факт, что развитие математических представлений у дошкольников идет параллельно с речевым развитием, а, следовательно, лексико-грамматическое развитие у детей дошкольного возраста может быть успешным в процессе формирования математических представлений. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы образования в детском саду. Основные задачи развития речи детей в процессе обучения математике предполагает формирование правильного произношения, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи[4, С. 125].

Планируя работу по развитию речи детей в процессе обучения математике необходимо следовать следующим правилам:

1. Программное содержание по математике увязывается с речевой темой.

2. Параллельно с развитием математических представлений существенное внимание лексике фонетике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже).

3. Подбор речевого материала осуществляется с учетом произносительных возможностей ребенка.

Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными и прилагательными, наречиями и предлогами, частицами. Его специфическая особенность: значительное преобладание таких частей речи, которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно. Главная цель словарной работы с детьми — уточнение точного смысла (значения) слов, математических представлений, полученных в процессе практической деятельности.

Таким образом, формирование математических представлений у дошкольников обеспечивает лексико-грамматическое развитие детей, а также освоения морфологической и синтаксической систем языка. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет грамматические формы слов.

На занятиях по формированию математических представлений дошкольники знакомятся с новыми словами, обозначающими предметы, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, пространственными отношениями, временными обозначениями (утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, названиями дней недели, месяцев, а так же учатся распознавать величину предметов, выражают свои представления (шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше, находить более сложные ориентировки в величине предметов (высокий, ниже, самый низкий) [2, С. 215].

Чрезвычайно важны формы, средства и методы реализации воспитателем задачи лексико-грамматического развития дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений. Здесь на помощь педагогу приходит особый вид занятий — комплексные (интегрированные) занятия. Перемена сфер деятельности соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успевает «уставать» от объема получения новой информации, в нужный момент, переключаясь на новую форму «впитывания» материала. Использование дидактических игр и упражнений на таких занятиях еще в большей степени способствует решению поставленных задач.

Таким образом, формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др., т. к. прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. К школьному возрасту ребенок овладевает всей системой практической грамматики.

Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А. Р. Лурия). Семантическое поле-это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова.

Формирование лексики у ребенка также тесно связано с процессами словообразования, т. к. при этом словарь быстро обогащается за счет производных слов. Словообразовательный уровень языка характеризуется обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели, типы).

Под математическим развитием дошкольников понимаются сдвиги и изменения, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логическими операциями. Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и тем самым решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.[12, С. 98].

Закономерным является тот факт, что развитие математических представлений у дошкольников идет параллельно с речевым развитием, а, следовательно, лексико-грамматическое развитие у детей дошкольного возраста может быть успешным в процессе формирования математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование фронтальных (групповых) занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с детьми с ОНР (первый год обучения) в старшей логопедической группе

Календарно-тематическое планированиефронтальных (групповых) занятийпо формированию фонетической стороны речи,лексико-грамматических категорий,развитию связной речис детьми с ОНР (первый год обуч...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Формирование речи в процессе математической деятельности дошкольников

На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы формируем у детей специальный словарь – математических терминов и, кроме того, имеем возможность создать специальную речевую среду,...

Методическая разработка по лексико-грамматическому развитию в процессе математической подготовки дошкольников.

Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логи...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

Лексико-грамматическое развитие речи в процессе математической подготовки дошкольников

Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логи...