Презентация "Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ."
презентация к занятию по логопедии (младшая группа) по теме

Гейне Вера Сергеевна

Презентация  "Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ"

Была представлена на областном семинаре "Работа учителя-логопеда в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями" 27 марта 2013года в г. Раменское Московской обл.

 

 Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ.

 

Гейне Вера Сергеевна

Учитель-логопед

КБОУ кафедры     дефектологии
 Академии социального управления, г.Москва.

ya.gejne@yandex.ru

 

Аннотация: Целью презентации является описание способов реализации коррекционных задач в работе учителя-логопеда с детьми  дошкольного возраста с  речевыми нарушениями с учетом ФГТ. В презентации изложено следующее:

1. Линии развития ребенка (в соответствии с ФГТ)

2. Область «Коммуникация»

3. Область  «Познание»

4.Область «Чтение художественной литературы»

5.Область  «Здоровье»

6. Структура индивидуального логопедического занятия с детьми младшего дошкольного возраста.

7. Развитие интегративных качеств в  логопедической работе с детьми младшей логопедической группы.

 

Ключевые слова: ФГТ, коррекционно-развивающая работа, дети младшего дошкольного возраста.

 

 «Федеральные государственные требования  к условиям реализации Основной общеобразовательной программы (ООП)  дошкольного образования…совокупность требований, обеспечивающих реализацию (ООП) дошкольного образования  и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования»

 

«Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды» [I]

 

«Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра»

 

___________________________________________________________

[I] Федеральные государственные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы  дошкольного образования

(Утверждены

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

20 июля 2011г. №2151)

 

Список литературы:

1.  Нищева Н.В. «Программа коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической  группе детского сада» - Санкт – Петербург, 2007.

2. Нищева Н.В. «Организация коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» - Санкт – Петербург, 2007.

3. Пятница Т.В., Солоухина – Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда»- Ростов – на – дону, 2011.

4. Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия» - Санкт – Петербург, 2008.

5. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет» - Москва, 2011.

6. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. «Игры с прищепками: творим и говорим» - «ТЦ» Сфера». Москва, 2011.

7. Филичева Т.В., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.  «Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида» – Москва «Просвещение», 2009.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ramenskoe_fileminimizer.ppt1.03 МБ
Microsoft Office document icon vystuplenie_v_ramenskom.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №737 Московской области

                                             Тема областного семинара:

«Работа учителя-логопеда в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями»

Тема выступления:

«Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ»

                                                                  Гейне Вера Сергеевна, 
воспитатель

ГБОУ МО СКНШДС № 737

г. Видное, Ленинского района МО

 КБОУ кафедры  дефектологии
ГБОУ  ВПО «Академия социального управления»

 

2013г.

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:

* обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

* гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

* комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

    «Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра» [1]

«….наиболее значимое отличие дошкольного образования от образования на других ступенях… заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность; основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность…» [ 2]

«В ФГТ к структуре программы дошкольного образования указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» В нем описаны интегративные качества (а не знания, умения и навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы»  [ 2]

Слайд № 2

Линии развития ребенка:

Физическое

      Физическая культура

      Здоровье

Художественно-эстетическое

      Музыка

      Художественное творчество

Познавательно-речевое

      Коммуникация

      Познание

      Чтение художественной литературы

Социально-личностное

       Социализация

       Труд

       Безопасность

Слайд № 3

Область «Коммуникация»

Обучение грамоте

Развитие речи.

Развитие импрессивной речи:

  1. Развитие пассивного словаря;
  2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  3. Развитие фонематической системы речи;
  4. Формирование умения вслушиваться в речь, развитие понимания простых предложений и коротких текстов (сказок, потешек);

Развитие экспрессивной речи:

  1. Развитие экспрессивного словаря;
  2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  3. Развитие фонематической системы речи;
  4. Развитие фонетической стороны языка;
  5. Формирование разговорной (диалогической) речи и речевого общения.

Слайд № 4.

Область «Познание»

Окружающий мир

Математика

Конструирование

  1. Сенсорное развитие;
  2. Развитие психических функций (развитие слухового и зрительного внимания, памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления);
  3. Ознакомление с окружающей действительностью;
  4. Формирование пространственных, временных и элементарных математических представлений;
  5. Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса;

Слайд № 5.

Область «Чтение художественной литературы»

  1. Ознакомление с художественной литературой.

Область «Здоровье»

  1. Укрепление здоровья;
  2. Развитие координации движений, двигательных умений с целью укрепления и развития мышц;
  3. Формирование правильной осанки.

Слайд № 6.

Звукопроизношение детей четвертого года жизни характеризуется рядом особенностей:

1. Смягчение согласных.

2. Недостаточно четкое произнесение (пропуски, замены, искажения) свистящих и шипящих звуков.

3. Пропуски и замены звуков [л], [р].

Вместе с тем, дети этого возраста способны замечать недостатки произношения у других детей, начинают обращать внимание на собственное произношение, постепенно улучшая его, т.е. начинают ориентироваться в звуковом составе слова.

Логопедические занятия с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводятся индивидуально или с подгруппами из 3 - 4 человек. Продолжительность занятия составляет 10-15 минут. Логопедическая работа может проводиться и во время прогулки (живое общение с детьми, проведение ранее разученных игр на свежем воздухе). Логопед также может участвовать в «оречевлении» режимных моментов, что позволяет быстрее вызвать каждого ребенка на контакт, построить с ним доверительные отношения.

Содержание индивидуальной деятельности учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста:

  1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения.
  2. Пальчиковая гимнастика и самомассаж рук в сопровождении стихотворных текстов. Развитие мелкой и общей моторики
  3. Упражнения для развития речевого дыхания.
  4. Упражнения для развития мимической выразительности.
  5. Упражнения для развития силы голоса и интонационной выразительности речи.
  6. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
  7. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного произношения звуков раннего онтогенеза в речи ребенка.
  8. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
  9. Формирование лексико-грамматических представлений.
  10. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Слайд № 7.

Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

а) упражнения по тренировке губ;
б) упражнение по тренировке нижней челюсти;
в) упражнения для тренировки языка.

Слайд № 8.

Пальчиковая гимнастика и самомассаж рук в сопровождении  стихотворных текстов. Упражнения с массажным мячиком и бусами

   Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движение и речь. Пальчиковая гимнастика проводится с детьми в начале или в конце каждого занятия (индивидуального и подгруппового). В начале занятия – для активизации речевой деятельности, а в его конце – для закрепления лексической темы недели. (К каждому занятию подобрана пальчиковая гимнастика, соответствующая лексической теме, например, для лексической темы «Семья» -  игра «Пальчики здороваются» и т.п.)

                                                        Слайд № 9.

Для развития мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности используются:

- самомассаж рук орехом каштана, массажным ковриком «Травка»;

- контрастные ванночки с водой разной температуры;

- упражнения с шестигранным карандашом («Утюжок», «Добывание огня», «Горка»), с бусами («Бусы и шкатулочка», «Вертушка», «Рисуем бусами»);

- сухой бассейн (с различными наполнителями: горох, орехи каштана, рисовая крупа, манная крупа, стеклянные шарики «Марблз»);

Слайд № 10.

-  тактильный экран «Ладошки» с поверхностями различной текстуры и температуры: гладкая, шершавая, теплая, холодная, мягкая, пушистая. Материал поверхности ладошек фасоль, гречка, алюминиевая фольга, шнур из растительного волокна, вельвет, мех, кожа, деревянные граненые карандаши, мелкая наждачная бумага. Игры с тактильным экраном способствуют пополнению и закреплению словаря прилагательных, развитию тактильной чувствительности

Слайд № 11.

Использование нестандартного оборудования

Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми целесообразно использовать нестандартное оборудование.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

В своей работе я использую массажные мячики, платочки, колючие коврики, крупные бигуди, прищепки, решетки, резинки для волос, шестигранные карандаши.

Слайд № 12.

Игры с прищепками.

Главная цель использования прищепок в работе с дошкольниками – развитие тонких движений пальцев.

Слайд № 13.

«Умный» коврик.

Обучающий «умный» коврик. Имеет прозрачные кармашки, в которые можно вкладывать геометрические фигуры, разноцветные круги, буквы, цифры и т.д.

Слайд № 14.

Дыхательная гимнастика.

    Необходимо отметить, что физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке.  Объем легких у них ниже возрастной нормы. Также отмечается недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речи, укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Работа по формированию правильного дыхания проводится в следующей последовательности:

* Развитие груднобрюшного дыхания.

* Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.

* Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность.

В процессе занятий решаются следующие цели:

- профилактика заболеваний верхних дыхательных путей;

- активизация мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани («Дышим попеременно», «Послушаем свое дыхание», «Подыши одной ноздрей»);

- укрепление мышц брюшной полости («Воздушный шар», «Ветер на море»);

- осуществление вентиляции легких для подготовки голосового аппарата к фонации («Снежинки», «Греем ручки», «Катание с горки», «Сосульки звенят», «Капель стучит по крыше», «Дождик», «Осенний ветерок»);

- упражнение в умении длительно или многократно произносить звук на одном выдохе («Листопад», «Чей одуванчик дальше улетит?», «Лети, бабочка», «Рыбки», «Ветерок» и т.д.);

- на одном выдохе произносить 3-4 слога («Эхо», «Дождик», «Гром»);

- развитие силы голоса («Звонок», «Лошадки скачут», «Многоэтажный дом»)

-развитие интонационной выразительности речи и дыхания («У бабушки в деревне»).

Слайд № 15.

Упражнения на нормализацию дыхания, развитие силы голоса и интонационной выразительности речи, моторных функций

Речедвигательная ритмика (автор - Мухина А.Я., доцент кафедры сурдопедагогики дефектологического факультета МГГУ им. Шолохова) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

 Элементы речедвигательной ритмики можно вводить на занятиях по коррекции звукопроизношения, начиная с этапа вызывания звука речи и заканчивая дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков, а также в структуре других видов логопедических занятий: в организационных моментах, динамических паузах, в дидактических играх, при выполнении звукового анализа слов.

Оздоровительный эффект речедвигательной ритмики направлен на становление правильного диафрагмально-реберного типа дыхания, развитию просодических компонентов речи и улучшение ее мелодико-интонационных характеристик.

Слайд № 16.

Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

Слайд № 17.

Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного произношения звуков раннего онтогенеза в речи ребенка.

Слайд № 18.

Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Для реализации этих задач используются:

Игровая деятельность с развивающим панно из флиса. Например, для закрепления лексической темы «Домашние птицы», знаний о частях тела домашних птиц, чем питаются. Задание: собрать и накормить петушка.

Для закрепления лексической темы «Посуда»: закрепление названий частей посуды.

Слайд № 19.

Заключение.

Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ позволяет решить следующие задачи:

  1. Образовательные;
  2. Коррекционно-развивающие;
  3. Воспитательные;
  4. Оздоровительные.

Она должна строиться по принципу интеграции, т.е.  взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, и обеспечивать целостность образовательного процесса.

Список литературы:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Приложение

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2. Интервью заместителя директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации Низиенко Е.Л.- ежемесячный научно-популярный журнал «Дошкольное воспитание» №5 – Москва: ИД «Воспитание дошкольника»:2010г.

3.  Верещагина Н.В.  «Результаты мониторинга детского развития (Вторая младшая группа)» – СПб.: Детство-пресс:2011.

4.  Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: Детство – пресс: 2007.

5. Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия» - Санкт – Петербург, 2008.

6. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет» - Москва, 2011.

7. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. – «Игры с прищепками: творим и говорим» - М.: ТЦ Сфера, 2011.

8. Мухина А.Я. – Речедвигательная ритмика – М.:  АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

9.  Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. Зажигина О.А. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» - 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...

СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Презентация для специалистов ДОУ занимающихся  с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....

Использование базы развивающих индивидуальных заданий в коррекционной логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями

ИСпользование базы развивающих индивидуальных заданий в коррекционной логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями...

«Важно не опоздать! Специфика логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста»

Один из основателей компании  Масуру Ибука в своей нашумевшей во всем мире книге «После трёх уже поздно»  пишет: «Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему  учить ...

Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования связного речевого высказывания у детей младшего  дошкольного возраста...

Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста

Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста В процессе индивидуального развития речи выделяют как особо важный, период младшего дошкольного возраста. Именно в этот период происход...