Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста
статья по логопедии (младшая группа)

Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста В процессе индивидуального развития речи выделяют как особо важный, период младшего дошкольного возраста. Именно в этот период происходит неимоверно быстрое усвоение речи ребенком в норме. Исследования показывают, что за достаточно короткий промежуток времени, совпадающий с периодами преддошкольного и дошкольного возраста, дети быстро овладевают речью в процессе общения с окружающим миром, то есть практически усваивают речь. А. Петрова, Г.М.Лямина, М.И. Попова в своих методологических работах придают большое значение развитию в раннем возрасте коммуникативной функции речи. Важная задача выработать у ребенка связь слова с предметом, явлением, действием, признаком, которые это слово обозначает. Для этого взрослым необходимо многократно повторять и применять это слово в связи с теми предметами, явлениями, признаками, действиями, которое оно обозначает, включая его, таким образом, в практическую жизнь и деятельность ребенка, для лучшего практического усвоения. Понимание закономерностей развития речи в норме, знание возрастных особенностей речевого развития, помогает выработать эффективные подходы и приемы обучения для развития и коррекции речи у детей с нарушениями. Для всестороннего развития ребенка необходимо выбрать наиболее благоприятную для осуществления коррекционной работы детскую деятельность и наполнить ее необходимым для ребенка с речевыми нарушениями, коррекционным содержанием. Приоритетными являются те виды деятельности, в процессе которых можно легко и увлекательно для ребенка связывать названия слов с предметами, явлениями, действиями, признаками, обозначающими то или иное изучаемое ребенком слово. Важно учитывать возможность многократного повторения слова взрослым и ребенком, осуществления различных действий, связанных с повторением этого слова, манипуляций с предметами, обозначающими его. Все это хорошо проводить в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольного периода в жизни ребенка это игра. Игра для ребенка является многосторонним развивающим средством. При помощи игры происходит всестороннее развитие и воспитание ребенка, развитие его речи и коммуникативных навыков. Для развития и формирования речевых навыков полезно применять игры – сюжетные, ролевые, дидактические, подвижные. Все те игры, которые позволят обеспечить понятную для ребенка связь слова и предмета, действия, явления, признака и задействуют речь в практической деятельности ребенка и в коммуникации. Для коррекционной работы так же показаны занятия с использованием наглядного материала, в процессе которого ребенок может активно взаимодействовать с предметом, признаком, явлением, действием, обозначаемым тем или иным изучаемым словом. Это могут быть занятия лепкой, аппликацией, рисованием, конструированием, счетом предметов (развитие элементарных математических навыков). На подобных занятиях, наглядный материал позволяет связать изучаемые слова с реальной практической деятельностью ребенка, показать связь обозначаемого объекта со словом, включить изучаемое слово в деятельность ребенка. В норме в активной речи ребенка для построения высказываний должен быть определенный запас слов, обозначающих действия, т.е. глаголов. М.М. Кольцова в своем исследовании доказала, что усвоение новых слов ребенком происходит успешнее и быстрее, когда ребенок сам взаимодействует с предметом. Именно поэтому занятия по формированию элементарных математических представлений, на которых ребенок, выполняя задания, активно взаимодействует с разнообразным наглядным материалом, являются благоприятными для коррекции речи. Целью коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи, является постепенное развитие связной речи. Развитие происходит пошагово – от слова к словосочетанию, от сочетания слов к построению предложения, фразы, рассказа, от ситуации к контексту. В коррекционной работе обращается внимание на все особенности устной разговорной речи ребенка. Обращается внимание на синтаксис и грамматику, невербальность коммуникации, непроизвольность, свернутость речи. Важным фактором коррекционной работы с детьми с общим нарушением речевого развития является отбор и группировка специалистом материалов по тематическому принципу. Применение тематического принципа в коррекции речевого нарушения, позволяет обеспечить согласованность и тесную взаимосвязь педагогов и логопедов при работе с детьми с нарушениями речи. На занятиях и играх происходит концентрированное (в течении определенного недлительного времени) изучение нужной темы. Например ежедневно в течении одной недели изучается, многократно повторяется одна тема, что позволяет детям воспринять ее и активизировать. Полезно для речевого развития ребенка добавлять в коррекционную работу упражнения способствующие развитию мелкой моторики. Например, составлять предмет из частей – конструктор, кубики, пазлы, разрезанные картинки. Группировать предметы по цвету, величине, форме, называя предметы, действия, усваивая слова, которые они обозначают. Навыки работы с различным игровым и картинным материалом являются полезными для формирования навыков речевого общения. Показателем достижений в коррекционной работе считается возникновение у ребенка речевой активности, желания говорить, отвечать на вопросы и задавать их, вступать в общение с педагогом, логопедом или воспитателем по своей инициативе, общаться со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая  работа с детьми младшего дошкольного возраста

В процессе индивидуального развития речи выделяют как особо важный, период младшего дошкольного возраста. Именно в этот период происходит неимоверно быстрое усвоение речи ребенком в норме. Исследования показывают, что за достаточно короткий промежуток времени, совпадающий с периодами преддошкольного и дошкольного возраста, дети быстро овладевают речью в процессе общения с окружающим миром, то есть практически усваивают речь.

А. Петрова, Г.М.Лямина, М.И. Попова в своих методологических работах придают большое значение развитию в раннем возрасте коммуникативной функции речи. Важная задача выработать у ребенка связь слова с предметом, явлением, действием, признаком, которые это слово обозначает. Для этого взрослым необходимо многократно повторять и применять это слово в связи с теми предметами, явлениями, признаками, действиями, которое оно обозначает, включая его, таким образом, в практическую жизнь и деятельность ребенка, для лучшего практического усвоения.    

Понимание закономерностей развития речи в норме, знание возрастных особенностей речевого развития, помогает выработать эффективные подходы и приемы обучения для развития и коррекции речи у детей с нарушениями.

Для всестороннего развития ребенка необходимо выбрать наиболее благоприятную для осуществления коррекционной работы детскую деятельность и наполнить ее необходимым для ребенка с речевыми нарушениями, коррекционным содержанием.

Приоритетными являются те виды деятельности, в процессе которых можно легко и увлекательно для ребенка связывать названия слов с предметами, явлениями, действиями, признаками, обозначающими то или иное изучаемое ребенком слово. Важно учитывать возможность многократного повторения слова взрослым и ребенком, осуществления различных действий, связанных с повторением этого слова, манипуляций с предметами, обозначающими его.  Все это хорошо проводить в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольного периода в жизни ребенка это игра.

Игра для ребенка является многосторонним развивающим средством. При помощи игры происходит всестороннее развитие и воспитание ребенка, развитие его речи и коммуникативных навыков. Для развития и формирования речевых навыков полезно применять игры – сюжетные, ролевые, дидактические, подвижные. Все те игры, которые позволят обеспечить понятную для ребенка связь слова и предмета, действия, явления, признака и задействуют речь в практической деятельности ребенка и в коммуникации.  

Для коррекционной работы так же показаны занятия с использованием наглядного материала, в процессе которого ребенок может активно взаимодействовать с предметом, признаком, явлением, действием, обозначаемым тем или иным изучаемым словом. Это могут быть занятия лепкой, аппликацией, рисованием, конструированием, счетом предметов (развитие элементарных математических навыков). На подобных занятиях, наглядный материал позволяет связать изучаемые слова с реальной практической деятельностью ребенка, показать связь обозначаемого объекта со словом, включить изучаемое слово в деятельность ребенка.

В норме в активной речи ребенка для построения высказываний должен быть определенный запас слов, обозначающих действия, т.е. глаголов. М.М. Кольцова в своем исследовании доказала, что усвоение новых слов ребенком происходит успешнее и быстрее, когда ребенок сам взаимодействует с предметом. Именно поэтому занятия по формированию элементарных математических представлений, на которых ребенок, выполняя задания,  активно взаимодействует с разнообразным наглядным материалом, являются благоприятными для коррекции речи.  

Целью коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи, является постепенное развитие связной речи. Развитие происходит пошагово – от слова к словосочетанию, от сочетания слов к построению предложения, фразы, рассказа, от ситуации к контексту. В коррекционной работе обращается внимание на все особенности устной разговорной речи ребенка. Обращается внимание на синтаксис и грамматику, невербальность коммуникации, непроизвольность, свернутость речи.

Важным фактором коррекционной работы с детьми с общим нарушением речевого развития является отбор и группировка специалистом материалов по тематическому принципу. Применение тематического принципа в коррекции речевого нарушения, позволяет обеспечить согласованность и тесную взаимосвязь педагогов и логопедов при работе с детьми с нарушениями речи. На занятиях и играх происходит концентрированное (в течении определенного недлительного времени) изучение нужной темы. Например ежедневно в течении одной недели изучается, многократно повторяется одна тема, что позволяет детям воспринять ее и активизировать.

Полезно для речевого развития ребенка добавлять в коррекционную работу упражнения способствующие развитию мелкой моторики. Например, составлять предмет из частей – конструктор, кубики, пазлы, разрезанные картинки. Группировать предметы по цвету, величине, форме, называя предметы, действия, усваивая слова, которые они обозначают. Навыки работы с различным игровым и картинным материалом являются полезными для формирования навыков речевого общения.

Показателем достижений в коррекционной работе считается возникновение у ребенка речевой активности, желания говорить, отвечать на вопросы и задавать их, вступать в общение с педагогом, логопедом или воспитателем по своей инициативе, общаться со сверстниками.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ."

Презентация  "Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ"Была представлена на областном семинаре "Работа учителя-логопеда в соответ...

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

«Важно не опоздать! Специфика логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста»

Один из основателей компании  Масуру Ибука в своей нашумевшей во всем мире книге «После трёх уже поздно»  пишет: «Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему  учить ...

Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования связного речевого высказывания у детей младшего  дошкольного возраста...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....