«Важно не опоздать! Специфика логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Один из основателей компании  Масуру Ибука в своей нашумевшей во всем мире книге «После трёх уже поздно»  пишет: «Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему  учить детей старше трёх. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трёхлетнего возраста?.. Главное – введение нового опыта «вовремя»».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vazhno_ne_opozdat.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация:

«Важно не опоздать!

Специфика логопедической работы

с детьми младшего дошкольного возраста»

                Учитель – логопед

                МДОУ № 12 «Звездочка»:              Андрианова Л. М.

                                                               

                                                     Ртищево  2020

     Один из основателей компании  Масуру Ибука в своей нашумевшей во всем мире книге «После трёх уже поздно»  пишет: «Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему  учить детей старше трёх. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трёхлетнего возраста?.. Главное – введение нового опыта «вовремя»».

       Исследования российских ученых подтверждают эти высказывания.  Известный петербургский ученый,  доктор медицинских наук, ведущий сотрудник Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова Российской академии наук Е.П.Харченко утверждал:                « Несформировавшаяся в соответствующий  момент раннего развития ребенка функция мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально  либо  вообще  не развивается в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается на другом этапе развития, и невозможно воспроизведение предшествовавших стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции… И в лечении, и в логопедической коррекции любого отставания  развития ребенка важно не опоздать. Опасность промедления чревата тем,  что дефект развития  будет невозможно обратить или уменьшить».

         По утверждению Л.С.Выготского,  «…ранний возраст сензитивен во всем»,  это совершенно особый период становления всех систем, когда речевое развитие приходится именно на три первых года жизни ребенка. Но почему же тогда логопедическая работа начинается с детьми пяти-шестилетнего возраста, помочь которым в полном объёме уже невозможно в силу объективных причин?

          Исправлять существующее положение начали в Санкт-Петербурге. Ещё в 80-е гг. прошлого века во многих районах города впервые в России открылись логопедические группы для детей сначала четырехлетнего, а потом  трех- и двухлетнего возраста.  Петербургскую  инициативу  поддержали во многих регионах нашей страны. Так, в Ижевске группы для детей раннего возраста были открыты практически одновременно  с группами в Санкт-Петербурге.

          За прошедшие десятилетия в стране накоплен богатейший и интереснейший  опыт коррекционной работы с дошкольниками. Диагностические показатели раннего выявления  речевой недостаточности разработаны  Г.В. Чиркиной и О.Е. Громовой  уже более 10 лет назад. Но в настоящее время в связи с демографической ситуацией повсеместно ощущается  нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях. Логопедические группы,  наполняемость которых ниже, чем наполняемость массовых групп, закрываются, и прежде всего для детей 2-4 лет. Но ведь необходимо понять важность  ранних выявления  и комплексной коррекции отклонений в речевом развитии детей.

          В настоящее время в соответствии с ФГОС  в новую редакцию «Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»  включен раздел  «Младшая группа». Здесь представлены основные направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе для детей с ОНР, даны описание предметно-пространственной развивающей среды, схема и методика обследования ребенка четвертого года жизни и система мониторинга. В дальнейшем в следующее издание программы целесообразно включить и раздел  «Группа для детей раннего дошкольного возраста».

           Конечно же, коррекционная работа с младшими дошкольниками имеет свои особенности, требует переоснащения логопедического кабинета, особого подхода к оборудованию развивающего пространства в групповом помещении,  поскольку существует прямая зависимость успешности коррекционной работы и развития малышей в целом от социальных условий и окружающей среды. «Маленький ребёнок развивается с потрясающей скоростью и физически, и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии… Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть»,- писал Масару Ибука.  

                 Развитие наглядно-действенного мышления, продуктивных  видов деятельности (изобразительной и конструирования), физическое развитие – очень важные направления работы с малышами. Свои особенности имеет и непосредственно логопедическая работа с ними: ежедневные упражнения мимической, артикуляционной, дыхательной гимнастики с использованием коротких ритмических рифмованных текстов, а также ярких картинок или игрушек в качестве зрительной опоры.  Тексты упражнений для малышей должны учитывать особенности их развития. В младшей группе логопед не занимается формированием укладов отсутствующих  или неправильно произносимых детьми звуков. Даже уточнением произношения сохранных звуков он начинает заниматься только тогда, когда все дети овладели фразовой речью.

                 Эмоциональный фон организованной эмоциональной деятельности – важная составляющая  всех возрастных логопедических групп, а в младшей группе эмоциональное благополучие малышей становится одной из важных задач.

Литература:

  1. Масуру Ибука.  После трех уже поздно. Пер. с англ. Н.Перовой, ред. К.Андреева. -5-е изд., испр.-  Москва: Альпина нон-фикшн, 2014.
  2. Дунаева З.Р., Дробинская А.А. Если вас тревожит развитие вашего ре-

      бенка.  Дошкольное воспитагие .  2007. № 4.

  1. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина . Методика развития речи детей дошкольного возраста.  Изд-во Москва  Владос  2004г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ."

Презентация  "Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ"Была представлена на областном семинаре "Работа учителя-логопеда в соответ...

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Термин «сказкотерапия»  всегда  интересен для  педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается  к  де...

Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования связного речевого высказывания у детей младшего  дошкольного возраста...

Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста

Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста В процессе индивидуального развития речи выделяют как особо важный, период младшего дошкольного возраста. Именно в этот период происход...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....