Доклад на тему: "Сравнительная характеристика речи детей с ФФНР и ОНР 3 уровня".
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Доклад включает в себя задачи и разделы коррекционного обучения детей с ФФНР и ОНР 3 уровня. Даётся сравнительная характеристика двух групп детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

                     «Детский сад № 99 открытого акционерного общества

                                          «Российские железные дороги»

                                                                                                                                                                 

                                                 

                                                             Доклад

                              «Сравнительная характеристика речи детей

                                         с ФФНР и ОНР III уровня»

                                         

                                                                                               

                                                                                                 подготовила учитель-логопед:

                                                                                                  Степанова Елена Васильевна

                                     

                                   

                                                       г. Новороссийск  

                                                               2013г.

        Как известно, под фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) принято понимать нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами. Вследствие дефектов восприятия и произношением фонем.

        В группу ФФНР дети зачисляются на год. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.

        Раннее выявление детей с нарушенным фонетико-фонематическим восприятием и оказание им необходимой помощи – залог успешного дальнейшего овладения чтением и письмом. Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие специальный курс воспитания и обучения в такой группе, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание чужой и собственной речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Дети учатся распределять внимание между разными звуковыми раздражителями, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове.

       Что же касается детей с общим недоразвитием речи (ОНР), то нужно отметить, что это сложное речевое расстройство нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи ( 1 уровень ОНР, по Р.Е.Левиной); её частичная сформированность – незначительный словарный запас, аграмматичная фраза (2 уровень ОНР); развёрнутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе,- словаре, грамматическом строе, связной речи зачисляются дети с 4-5 лет на 2-3 года коррекционного обучения. В настоящее время основной контингент специальных групп составляют дети преимущественно с 3 уровнем общего недоразвития речи.

       Характерными особенностями речи для таких детей является – недеференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен (в разных словах звук произносится по-разному), сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов  часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов.  На фоне относительной развёрнутой речи  выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении.

В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.

Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идёт на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Коррекция их речи – длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе развития и обучения. Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приёмов и методов воздействия  необходимо чётко определить характер имеющегося у ребёнка речевого недоразвития, его глубину и степень, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.

          Основными задачами коррекционного обучения для детей с ФФНР являются:

1.Формирование и развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия.

2.Формирование звукопроизношения и навыков дифференциации звуков.

3.Формирование слоговой  структуры, звукослогового анализа и синтеза слова.

4.Развитие лексики, грамматического строя и связной речи.

5.Подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

         Основными задачами коррекционного обучения для детей с ОНР III уровня являются:

1.Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, овладение слоговой структурой, развитие фонематического слуха и восприятия).

2.Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

3.Развитие навыков связной речи.

4.Подготовка к обучению грамоте и овладение её элементами.

5.Формирование и развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания).

        Программа коррекционного обучения детей с ФФНР включает в себя следующие разделы:

1.Произношение.

2.Развитие фонематического восприятия (различение на слух гласных, начиная с (у, а, и) и согласных звуков, начиная с (п, т, к) и дифференциация правильно произносимых звуков).

3.Лексико-грамматическая работа (усвоение двух- и трехсложных слов; усвоение грамматических форм слова: изменение числа существительных, согласование существительных единственного и множественного числа с глаголами, употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного числа, употребление и изменение притяжательных местоимений, составление простых предложений по вопросам и по картинке).

4.Работа по развитию связной речи (объединение нескольких предложений в рассказы, заучивание текстов).

5.Подготовка к анализу звукового состава слова (выделение первого и последнего звуков, анализ и синтез слогов).

6.Осуществление звукового анализа и синтеза в словах.

         Программа коррекционного обучения детей с ОНР III уровня включает в себя следующие разделы:

1.Звукопроизношение.

2.Развитие навыков фонематического анализа (выделение гласных и согласных звуков из слогов и слов, учить проводить фонематический анализ слов, закреплять представление о твердости и мягкости, звонкости и глухости звуков).

3.Развитие общих речевых навыков (развитие речевого дыхания, формирование правильной голосоподачи и плавности речи).

4.Лексика (работа по темам, расширение словаря).

5.Развитие грамматического словаря (образование существительных в единственном и множественном числе, обучению согласованию слов в предложение в роде, числе и падеже, употребление предлогов, образование относительных прилагательных).

6.Развитие связной речи (учить пересказывать, задавать вопросы, составлять предложения, рассказы).

7.Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений (употребление предлогов, согласование прилагательных с существительными, образование существительных в единственном и множественном числе, согласование числительных с существительными).

8.Обучение грамоте (знакомство с буквами, печатание и чтение слогов и слов).

9.Развитие мышления, памяти и внимания.

10.Физическое развитие (закреплять навык выполнения упражнения, формировать правильную осанку, развивать глазомер).

11.Музыкальное воспитание (различать звуки по высоте, брать правильное дыхание, развивать мелодический тембровый, звуковысотный слух).

        Подводя итог, нужно сказать, что в отличие от детей, имеющих ФФНР, дети с ОНР III уровня – часто имеют нарушения ЦНС, а также у них наблюдаются  нарушения слоговой   структуры слова и нарушения психических процессов (слабая память, мышление, неустойчивое внимание). Эти отличительные особенности, в речи таких детей, приводят к тому, что нужно более тщательно заниматься отбором материала и серьёзнее и вдумчивее выбирать методы и приёмы коррекционной работы, обязательно учитывая индивидуальные особенности детей. Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР может быть осуществлена только при условии комплексного медико- психолого-педагогического воздействия, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцированном подходе к её преодолению.  

                                                                                 

                                                                             

             

   

                   Список используемых источников:        

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

 

2.Основы теории и практики логопедии./Под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1967.

3.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у     дошкольников – М.: Гном – Пресс, 1993.

4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: Гном – Пресс, 1999.

5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФНР (старшая группа). – М.: МГОПИ, 1993.

6 .Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – Москва: Альфа, 1993г.

7. Филичева Т.Б., Чевелёва  Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.,: Просвещение, 1989

8. Хватцев М.Г. Логопедия. Работа с дошкольниками – М., Аквариум, СПб, ДЕЛЬТА, 1996.

9.Хрестоматия по логопедии /под редакцией Л.С.Волкова, В.И.Селиверстова: в 2-х тт. – М: ВЛАДОС, 1997.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика речи детей пятого года жизни

Для успешного обучения в современной школе ребенок должен к семи годам иметь полностью сформированную связную речь, память, внимание. Характеристика речи детей пятого года жизни,  позволит выявит...

Консультация для родителей "Характеристика речи детей пятого года жизни."

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка...

Особенности речи детей с ФФНР

Данный материал предназначен воспитателям и родителям старших дошкольников.Работа поможет своевременно выявить и скорректировать речевые проблемы...

доклад "Формы работы с родителямив группе детей с ФФНР"

Формы работы с родителями в группе с ФФНР,Игры на развитие мелкой моторике....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и с...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...