РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чухненкова Юлия Геннадьевна

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В своей практике я чаще всего имею дело с детьми с фонетико фонематическим недоразвитием речи.  Причины, вызывающие отставание развития речи, могут быть самые разнообразные: биологические, социальные, наследственные и др.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; его трудно понять другим. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru_igra.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Чухненкова Ю.Г., учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №86 комбинированного вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ФФНР (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В своей практике я чаще всего имею дело с детьми с фонетико фонематическим недоразвитием речи.  Причины, вызывающие отставание развития речи, могут быть самые разнообразные: биологические, социальные, наследственные и др.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; его трудно понять другим. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.

В процессе работы я стараюсь выявить причину речевого недоразвития и подключаю к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией; стараюсь корректировать речевой дефект параллельно с работой, развивающей ребенка во всех функциональных областях.

Работая с детьми с  речевой патологией, я обратила внимание на то, что фонематическое восприятие у детей с дефектами произношения формируется крайне медленно.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения и тормозит навык звукового анализа, без которых невозможно полноценное чтение и письмо. Учитывая этот опыт и прежде,  я больше времени и внимания стала уделять  развитию слухового внимания и речевого слуха через разнообразные игровые приемы.

Для проведения игр я использую звучащие игрушки; предметы, с помощью которых можно издавать неречевые звуки; диски с записями различных звуков природы, животных; диски с компьютерными играми. Дети дифференцируют звучание этих игрушек, музыкальных звуков, показывают, что звучало и по возможности называют. Играя со звучащими игрушками ребенок учится различать следующие звуки: долгие - короткие, высокие - низкие, громкие - тихие.

Например, я предлагаю детям определить на слух громкость звучания разных часов (настенные часы тикают громко, будильник умеренно, наручные часы тихо), а затем самостоятельно произнести «тик-так» с различной громкостью, соответствующей каждому виду часов.

Таким образом, использование в образовательном процессе игр и разных заданий, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия необходимы в игре, только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка. Задача педагога - сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной, что бы радость игры перешла в радость учения.

Почти все, что ему известно, ребенок до шести лет узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать большую часть того, чему ему предстоит научиться в школе. Умение слушать необходимо для нормального развития познания и речи. Научиться слушать - дело долгое. Бесспорно - важно уметь слушать, что говорит учитель, однако жизненно важно и суметь вовремя услышать гудок автомобиля.

Дети дифференцируют звучание этих игрушек, показывают, что звучало и по возможности называют. Играя со звучащими игрушками ребенок учится различать следующие звуки: долгие - короткие, высокие - низкие, громкие - тихие. Например, я предлагаю детям определить на слух громкость звучания разных часов (настенные часы тикают громко, будильник умеренно, наручные часы тихо), а затем самостоятельно произнести «тик-так» с различной громкостью, соответствующей каждому виду часов.

Для развития слухового внимания и речевого слуха я предлагаю детям следующие игры и упражнения:

  • «Угадай, что я делаю», «Угадай, что делает кукла Маша»; «Угадай предмет по звуку», «Покажи, что шумело», «Скажи, что звучит» и др. (Цель: определение звучащего предмета).
  • «Угадай, где звонил», «Жмурки» (Цель: определение местонахождения звучащего предмета);
  • «Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, звучит предмет тихо или громко, дети выполняют различные действия: подпрыгивают или приседают);
  • «Угадай, чей голос», «Угадай, кто кричит» (Цель: учить определять по звукоподражанию голоса животных);
  • «Угадай, что стучит: молоток или молоточек», «Угадай, какие тикают часы» (Цель: определение предмета в зависимости от громкости произнесения звукоподражательных слов);
  • «Угадай, какой идет дождь» (Цель: учить определять силу дождя по громкости и скорости произнесения «кап-кап»).

Помимо игр и упражнений, направленных на развитие слухового внимания, я использую следующие игры:

  • игры, способствующие формированию разных компонентов речевого слуха, непосредственно связанных с развитием голоса: «Что ты слышишь?», «Кто умеет слушать?» (внимательно слушать, о чем говорит комната, улица); «Эхо», «Докончи слово», «Кто внимательный?» (Цель: учить внимательно слушать речь товарищей);
  • игры, развивающие звуковысотный слух: «На чем играет Петрушка?», «Какой инструмент?», «Кто на чем играет?» (Цель: определение звучащего, музыкального предмета по тембру);
  • игры на восприятие тембра, силы и высоты голоса: «Узнай по голосу», «Кто говорит?», «Кто позвал?» и многие другие.

Считаю, что в каждой группе любого детского сада должны быть картотеки подобных игр.

 Таким образом, использование в образовательном процессе игр и разных заданий, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия необходимы в игре, только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка. Задача педагога - сделать плавным переход детей от игровой деятельности к учебной, что бы радость игры перешла в радость учения.

Литература

1. Новицкая В.А. Инновации в дошкольном образовании: от инновационных проб к инновационному образу жизни. - СПб. 2018

2. Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей. - СП.: КАРО. 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Роль игры в развитии речи детей..

Игра важна для развития речи  в том, что дети в творческой деятельности решают и задачи познавательного характера. Дети сами находят решения в предложенных им игра.Это повышает их умственну...

Роль игры в развитии речи детей

Роль игры в развитии речи детейИменно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький   Дошкольный возраст яв...

Статья на тему:"Роль игры в развитии речи детей"

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, м...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....