Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления.
методическая разработка по логопедии по теме

Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_rechevyh_narusheniy_v_doshkolnom_vozraste.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

                     ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

   Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков.

    Сложное нарушение звукопроизношения влечет за собой и другие дефекты. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки. Его словарь не пополняется теми словами, в которых есть труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает отставать ,

А затем значительно отставать  от возрастной нормы.

   По той же причине не формируется т грамматический строй речи, поэтому  у ребенка может появиться ОНР( общее недоразвитие речи).И если его не устранить в дошкольном возрасте, то у ребенка будут наслаиваться вторичные нарушения( нарушения письма и чтения- дисграфия, дислексия).

  Чем раньше приступить к коррекции, тем лучше.

КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛИТЬ , ЧТО РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ ?

   Сейчас уже достаточно широко известно, что здоровье детей закладывается не только задолго до его появления на свет, но и за долго до зачатия. И вовсе не дело случая , каким он появится на свет: сильным или слабым, с хорошей или плохой сопротивляемостью, с большими или малыми возможностями после дующего интеллектуального развития.

   Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития:

  1. Определенная степень зрелости различных структур головного мозга.
  2. Правильная и координированная работа голосовых, дыхательных систем, органов артикуляции.
  3. Развитие слуха и зрения, двигательных навыков и эмоций.
  4. Формирование потребности в общении

Овладение речевой деятельностью  предполагает способность говорить и понимать сказанное. В большинстве случаев необходимо обращать внимание и на психо- физическое развитие ребенка от рождения. Поэтому даже небольшие отклонения от нормы развития в последствии могут влиять негативно на становление и развитие речи.(задержка лепета, гуления, проявления различной неврологической симптоматики- парезы,      

Параличи  речевого аппарата, нарушения  в строении речевого аппарата и т.д.)Детям до 3 лет  при наличии каких –либо нарушений ставят заключение- задержка речевого развития. После 3 лет  по заключению ПМП консилиума  направляют на ПМП Комиссию в городскую поликлинику с полным пакетом документов. Там детей обследуют  специалисты и ставят окончательное заключение, с которым либо  направляют в речевое ДОУ, либо определяют другой маршрут развития.

 Отклонения в речевом развитии старших дошкольников проявляются на различных уровнях:

  1. фонетическом,
  2. фонематическом
  3. просодическом
  4. лексико- грамматическом
  5. нарушения общения.

Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко выраженные

     внешние признаки, так  и охватывающие системно различные уровни  

     речевой деятельности, которые в свою очередь могут и не иметь внешних  

     проявлений и являются стертыми. При работе с такими детьми очень

     долго идет этап автоматизации полученных знаний.

           Чтобы определить, что ребенок отстает в речевом  развитии, родителям необходимо учитывать и обращать внимание на все важные факторы развития ребенка, критические периоды, не пускать на самотек  какие-либо настораживающие факторы, всегда держать на контроле слух ребенка.  

       В периоды развития ребенка  на формирование речи неблагоприятно влияет:

  1. травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга.
  2. Воспалительные заболевания головного мозга.
  3. Недолеченные воспалительные заболевания уха, приводящие к снижению или утрате слуха.
  4. Применение некоторых лекарств.
  5. Поврежденный речевой аппарат до появления речи( приобретенные аномалии в строении челюстей, зубов в результате травм, сосание пальца…)
  6. Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или недостаточное внимание к его речевому развитию.

Родителям очень важно понять, что речь  ребенка усваивается по подражанию, поэтому он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих. Поэтому ему необходимо обеспечить ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ для подражания. Неблагоприятное влияние оказывает БЫСТРАЯ НЕРЯШЛИВАЯ РЕЧЬ ОКРУЖАЮЩИХ. Обычно в этом случае развитие речи у детей задерживается. К тому же ребенок невольно усваивает по подражанию и неряшливую манеру речи. В тех случаях, когда речь наиболее бедна по содержанию  и неправильна грамматически, ребенку ничего не остается, как усваивать усеченный образец. В таких семьях на речь ребенка чаще не обращают внимания, не исправляют ее. Это пример ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

    Неблагоприятный фактор оказывает и ДВУЯЗЫЧИЕ в семье, каждый язык имеет  своеобразие  артикуляции. Особенно неразумным является СЮСЮКАНИЕ, которое выражается в подлаживании взрослой под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей.

    В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находится  2 классификации речевых нарушений:

  1. Клинико- педагогическая
  2. Психолого- педагогическая (по Левиной)

     В них одни и те же расстройства рассматриваются с разных точек зрения. В дошкольном возрасте имеют место следующие виды расстройств:

- ДИСФОНИЯ/ АФОНИЯ/ - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляются в отсутствии, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса.

- БРАДИЛАЛИЯ- патологически замедленный темп речи.

- ТАХИЛАЛИЯ- патологически ускоренный  темп речи.

- ЗАИКАНИЕ- нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

-ДИСЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

- ДИЗАРТРИЯ- нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.(органика)

- РИНОЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

- АЛАЛИЯ- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или  в раннем периодах развития.

- ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ( ЗРР )- наиболее медленный по сравнению с нормой темпом усвоения родного языка.

- ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

- ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ( ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей  нарушено формирование всех компонентов речи( лексики, грамматики, фонетики, семантики ) при нормальном слухе и интеллекте.

    Каждая группа дефектов различается по форме , степени его выраженности. От этого и зависит характер  коррекционной работы, формы и методы, а так же сроки.

     Необходимо затронуть и такой важный элемент как профилактика речевых нарушений. Если ее не проводить, то возможны переходы  определенных нарушений на письменную речь (ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ ) или наслоение вторичных нарушений на первичные .А это еще более сложный коррекционный процесс. Поэтому, все речевые нарушения желательно устранять в дошкольном возрасте.

           Коррекцию всех этих нарушений проводит учитель- логопед. Родители (добросовестные )под руководством логопеда дома проводят  мероприятия с целью закрепления того, что выполнялось в ДОУ. Им даются рекомендации : Что нужно выполнить, как нужно выполнить, на что больше обратить внимания. У нас в ДОУ с детьми принято заводить тетради. В них я (как учитель-логопед) пишу различные упражнения и задания различного характера на автоматизацию тех знаний , которые необходимо закрепить. Обязательно вписываю комплексы артикуляционной гимнастики, которые дети под руководством со взрослыми должны выполнять. Комплекс зависит от наличия дефектных звуков.

Необходимым компонентом  в работе дома является пальчиковая  гимнастика со своими направлениями. По мимо этого даются игры и упражнения, а также рекомендации в том направлении, что нужно корректировать. По своему опыту работы с детьми, как это банально не выглядит, родители, которые автоматизируют дома полученные знания вместе с детьми проигрывая и упражняясь, результата в работе добиваются быстрее, чем те, которые , наверное, не считают это нужным. И всю работу выполняет логопед. Поэтому, у таких детей результат в работе минимальный .А конечного результата приходится ждать долго.

МБДОУ  ДС КВ № 39 « ЗОЛУШКА»

ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

       

                НА  ТЕМУ:

«ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В

      ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

ОСОБЕННОСТИ  ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.»

                          СОСТАВИЛА И ПРОВЕЛА

                            УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

                             МОХОВА  И.А. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста

Данная разработка представляет собой интегрированную образовательную деятельность по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста. О...

Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте

Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте...

План коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте

План коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте...

Проект «Пропедевтика речевых нарушений в дошкольном возрасте»

Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество рече...