ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
консультация по логопедии

Паскаль Марина Дмитриевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_rechevyh_narusheniy_v_doshkolnom_vozraste.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Полноценная речь – условие успешного общения и обучения ребенка в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения ее недостатков.

Отклонения в речевом развитии старших дошкольников проявляются на различных уровнях:

  • Фонетическом (нарушение звукопроизношения),
  • Фонематическом (нарушение восприятия звуков речи)
  • Просодическом (нарушение силы, высоты голоса)
  • лексико- грамматическом (нарушение словообразования, построения предложений и связной речи)
  • нарушения общения.

       В периоды развития ребенка, на формирование речи неблагоприятно влияют: травмы головы, воспалительные заболевания, поврежденный речевой аппарат до появления речи, наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или недостаточное внимание к его речевому развитию.

Родителям очень важно понять, что речь ребенка усваивается по подражанию, поэтому ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания.

    В настоящее время логопеды опираются на 2 классификации речевых нарушений:

  • Клинико - педагогическую
  • Психолого- педагогическую (по Левиной)

     В них одни и те же расстройства рассматриваются с разных точек зрения.

Клинико-педагогическая классификация:

         ДИСФОНИЯ/ АФОНИЯ/ - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляются в отсутствии, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса.

БРАДИЛАЛИЯ- патологически замедленный темп речи.

ТАХИЛАЛИЯ- патологически ускоренный  темп речи.

ЗАИКАНИЕ- нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ДИСЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

ДИЗАРТРИЯ- нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

РИНОЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

АЛАЛИЯ- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или  в раннем периодах развития.

Психолого-педагогическая классификация:

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ  (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно.

ФОНЕТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ФФНР) –  нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.  К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ( ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей  нарушено формирование всех компонентов речи( лексики, грамматики, фонетики, семантики ) при нормальном слухе и интеллекте.

Каждая группа дефектов различается по форме, степени его выраженности. От этого и зависит характер коррекционной работы, формы и методы, а также сроки.

Если не проводить коррекционную работу, то возможны переходы определенных нарушений на письменную речь (ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ). Поэтому, все речевые нарушения желательно устранять в дошкольном возрасте.

Коррекцию всех этих нарушений проводит учитель- логопед. Родители, под руководством логопеда, дома, проводят мероприятия с целью закрепления того, что выполнялось в ДОУ. Им даются рекомендации: что нужно выполнить, как нужно выполнить, на что больше обратить внимания. Для комплексной работы оформляются индивидуальные тетради на каждого ребенка, в которых прописывается артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и т.д. Комплекс заданий зависит от особенностей речевого нарушения. Необходимо построить взаимоотношения учителя-логопеда, воспитателей и родителей под девизом «МЫ РАБОТАЕМ НЕ ВМЕСТО ВАС, А ВМЕСТЕ С ВАМИ». Коррекционная работа будет более продуктивной и своевременной, если родители займут активную позицию и в обязательном порядке будут закреплять полученные знания дома. В противном случае работа по устранению речевых нарушений у детей будет малоэффективной и продолжительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста

Данная разработка представляет собой интегрированную образовательную деятельность по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста. О...

Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте

Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте...

План коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте

План коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте...

Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления.

Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления....

Проект «Пропедевтика речевых нарушений в дошкольном возрасте»

Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество рече...

Статья "Изучение мотивации к исправлению речевых нарушений детей дошкольного возраста."

Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть не только мысли и чувства, которы...

Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...