Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя. Лексическая тема: "Сад. Огород" в средней группе с ОНР.
консультация по логопедии (средняя группа) по теме

Инюшина Елена Юрьевна

Консультация для воспитателей по лексической теме "Сад.Огород".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sad_ogorod.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Весна. Сад. Огород.

Дата

Задания

Примечания воспитателя

1. Мелкая моторика.

Пальчиковая гимнастика (ежедневно)

 «Огород»

Вышла Люба в огород-

Сколько у нее хлопот!

Нелегко полить на грядке

Овощи все по порядку:

Помидоры, лук, капуста,

И горошек очень вкусный.

Репа, огурцы, чеснок,

Свекла, редька и укроп.

(Ставят руки на пояс)

(Поднимают руки к щекам, покачивают головой.)

(Разводят руки в стороны)

(Указательным пальцем правой руки пересчитывают все овощи)

(Поочередно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща.)

«Яблоко»

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

(Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, разгибают по одному пальцу на каждое слово – определение на обеих руках одновременно.)

(Складывают ладони вместе и разводят пальцы в разные стороны-раскрывают ладони)

(Выставляют ладони вперед)

 «Мозаика»

« Разрезные картинки»

2. Общая моторика

Подвижная игра «Веселье»

На веселом огороде

Лук, и редька, и чеснок,

Закружились в хороводе

Влево, вправо-скок-поскок!

Идут по кругу, взявшись

 за руки

И капуста не дремала-

Пела песни и плясала;

Ставят руки на пояс, кружатся вокруг себя

И включился в дружный хор

Тугощекий, алый-алый,

Разудалый помидор

Надувают щеки и выставляют ножки, руки держат на поясе

-Ведь и я не тугоухий!-

Засмеялся бурачок.

И с морковкой-хохотухой

Пляшет танец «Крыжачок»

Кружатся парами

3. Активизация, уточнение, расширение словаря по данной лексической теме.

Предметный словарь:

Сад, огород, лопата, грабли, ведро, лейка; поле, поляна, грядка, лужайка; семена; трактор; жук, комар, муха, оса, муравей, бабочка, паук, пчела, стрекоза, кузнечик; крылья, лапка, усы; паутина, муравейник.

Глагольный словарь:

Пахать, копать, сеять, сажать, поливать, рыхлить, выполнять, просыпаться, выползать, летать, пищать, прыгать, кусать, гудеть, звенеть, вредить, грызть, собирать.

Словарь признаков:

Садовый, огородный, тихий, просторный

4. Развитие мышления, памяти, внимания.

  1. Отгадывание загадок.
  1. «Четвертый лишний»
  2. «Геометрическая мозаика» (1.Найди красную круглую фигуру среднего размера. 2. Выбери фигуру большого размера овальной формы красного цвета)

5. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

 

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

 

3. «Чистим зубки» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

 

4. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

 

Вырос гриб большой в лесу, 
В садик гриб я принесу. 
Раз, два, три, четыре, пять - 
Гриб мне надо удержать.

 

6. «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть  неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

 

Мы сегодня ели 
Вкусное варенье, 
А теперь по кругу 
Мы оближем губы.

 

7. «Чашечка»     (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу, приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

 

Мы чаек горячий 
Будем пить на даче. 
Чашечку мы держим 
Крепче, крепче, крепче.

 

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

 

Скачем, скачем на лошадке. 
Очень цокать нам приятно. 
Ритм копыта отбивают, 
Язычок им помогает.

 

6. Лексико-грамматический строй и связная речь.

* Образование существительных И.п. мн. ч. (куст - кусты);

*Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (жук-жучек)

*Согласование существительного с глаголом в роде, числе (землю поливать, рыхлить);

*Согласование существительных с числительными в роде, падеже (одна муха, две мухи и т.д)

*Согласование существительного с местоимением (мой комар, моя муха, мое поле)

* Составление описательного рассказа  по схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда с родителями на 2011/2012 учебный год (средняя группа)

Целью данного плана является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей ...

Конспект открытого занятия по формированию лексико – грамматических категорий по лексической теме «ТРАНСПОРТ». для средней группы.

Лексическая тема «Транспорт»Виды деятельности: игровая, коммуникативнаяЦели:1). Закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».2). Упражнять детей в употреблении лексико-грамматических...

Рекомендации учителя-логопеда доу родителям по лексическим темам (для совместного выполнения с детьми дома).

Представлен практический материал -рекомендации полексическим темам для совместного выполнения с детьми дома...

Лексическая тема "Домашние птицы" (средняя группа)

Дидактические игры и упражнения для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние птицы"....

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе в группах компенсирующего вида для детей с ОНР.

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Осново...

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Зимние забавы» (средняя группа комбинированной направленности для детей с ТНР)

Методическая копилка представлена практическим материалом, который поможет начинающим специалистам организовать коррекционный процесс....

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-го года жизни (средняя группа), имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУс детьми 5-го года жизни (средняя группа), имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровняв условиях логопункта на 2017-2018 учебный год...