Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Зимние забавы» (средняя группа комбинированной направленности для детей с ТНР)
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Мельникова Оксана Викторовна

Методическая копилка представлена практическим материалом, который поможет начинающим специалистам организовать коррекционный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д\с №414  ЦО г. Новосибирска                                  учитель-логопед О. В. Мельникова    

Методическая копилка учителя-логопеда

по лексической теме «Зимние забавы»

(средняя группа)

Планирование коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками средней логопедической группы по лексической теме: «Зимние забавы».

Дети должны усвоить: что такое зимние забавы.

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Обогащение предметного словаря.

Санки, лыжи, палки, коньки, горка, снеговик, ком, комок, снежки.

Активизация глагольного словаря.

Катаются, лепят, играют, бросать, кидать.

Обогащение словаря признаков.

Большой, маленький, круглый, длинный, лыжные, высокая, снежная.

Активизация словаря наречий.

Скользко, холодно, быстро.

Дидактическая игра «Да и нет»

 Воспитатель предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет: Зимой идет снег. Зимой люди купаются в реке. Зимой катаются на велосипеде. Зимой люди надевают шубы. И т. п.

Игра «Доскажи словечко».

  - Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».

 «Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)

 С неба всё скользят пушинки — серебристые. (Снежинки.)

 Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.)

 Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)

Игра «Назови ласково».

- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

 Холод – (холодок).

Снег – (снежок).

Снежинка – (снежиночка).

Елка – (елочка)

Санки – (саночки)

Горка – (горочка)

«Зимние забавы». Составление предложений по сюжетным картинкам.

Дети катаются на санках.

Дети катаются на лыжах.

Дети катаются на коньках.

Дети катаются на снегокате.

Дети лепят снеговика.

Дети лепят зайчика.

Дети лепят крепость.

Дети играют в снежки.

Дети катаются с горки.

Дети наряжают елку.

Дети танцуют у елки.

«Когда это бывает ?"  Дифференциация понятий зима лето.

снегопад, дождь, снегурочка, цветы, санки, травка, лед, солнышко, снежинка, самокат, снегокат и т. д.

-  За что же мы так любим зиму? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время.

Составление предложений по сюжетным картинам.

(дети рассматривают картины, составляют предложения, помогаю при затруднении)

Составление предложений по картинно – графической схеме.

Чтение художественной

литературы

Русские народные сказки «По щучьему веленью», «Зимовье»;

Я. Аким «Первый снег».

Чтение и пересказ отрывка из рассказа «Снежинка» Т. Бушко (перевод с белорусского).

Закрепление гласных звуков и букв А, О, У, И.

Выделение первого и последнего звуков (а, о, у, и).

Чтение этих звуков по символам.

«Разложи кружочки». Слоговой анализ слов.

«Найди картинку».

Дети должны найти картинку, название которой начинается с части сне-: снеговик, санки, снегурочка, лыжи, снег, коньки, снежинка, шуба, снегокат, елочка, снегопад, шапка. 

Общая моторика:

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой...

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре,                                

Мы с тобой снежок лепили,                       Круглый, крепкий,                                      

Очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий.                    

Артик. гимн.: 1 комплекс + Чашечка, Чистим зубки, Маляр, Вк. варенье.

Формирование мелкой моторики: шнурование; нанизывание бусин, изготовление аппликации в обрывной технике.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти:

- складывание разрезных картинок (4-5 частей), пирамидок, узора из счётных палочек ниток, природного материала..

- игра «Что изменилось».

Формирование общей моторики:

- ползание (разные виды);

- прыжки на батуте (в спортивном зале).

Развитие мышления. « Четвертый лишний».

Дополнительный материал

Чтение отрывка из рассказа «Снежинка» Т. Бушко (перевод с белорусского)

«Выбежала Татьянка из дома. Снег падает. Вытянула Таня руки в синих нарядных рукавицах. Мама на них белые снежинки вышила. Вот к маминым снежинкам еще одна снежинка прибавилась. Настоящая. Маленькая. Таня разглядывает снежинку, а она все меньше и меньше становится. А потом совсем пропала. Куда же она делась? А тем временем на ладошку опустилась другая снежинка.

«Ну, теперь я ее не потеряю», — подумала Таня. Сжала она снежинку в рукавичке и побежала домой к маме.

  • Мама, смотри, — закричала Татьянка и разжала руку. А на ладошке нет ничего.
  • Куда же делась снежинка? — расплакалась Татьянка.
  • Не плачь, не потеряла ты ее...

И мама объяснила Тане, что случилось со снежинкой. А вы догадались, куда она делась?»

Опираясь на вопросы логопеда, дети пересказывают рассказ.

Взаимодействие с воспитателями группы по

лексической теме «Зимние забавы»

(материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками средней логопедической группы компенсирующей направленности №12)

Дети должны усвоить: что такое зимние забавы.

Обогащение предметного словаря: санки, лыжи, палки, коньки, горка, снеговик, ком, комок, снежки.

Активизация глагольного словаря: катаются, лепят, играют, бросать, кидать. 

Обогащение словаря признаков: большой, маленький, круглый, длинный, лыжные, высокая, снежная. 

Активизация словаря наречий: скользко, холодно, быстро.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой...

Импровизация движений.

2. Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре,                                 

Мы с тобой снежок лепили,                       Круглый, крепкий,                                      

Очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий.                    

Загибаем пальчики по одному.

«Лепим» двумя руками.

Чертим руками круг.

Одной рукой гладим другую.

Грозим пальчиком.

3. Формирование лексико-грамматических категорий

Игра «Да и нет». Воспитатель предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет: Зимой идет снег. Зимой люди купаются в реке. Зимой катаются на велосипеде. Зимой люди надевают шубы. И т. п.

Игра «Назови ласково».

- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снег – (снежок). Снежинка – (снежиночка). Елка – (елочка). Санки – (саночки). Горка – (горочка)

4. Развитие связной речи

Закрепить признаки зимы, обобщающее понятие – зимние забавы.

Чтение с выражением потешки (народное творчество).

Ты мороз-мороз-мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой,

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки - самокаточки.

Да с горы-то — ух!..

В снег пушистый — бух!

«Идем на прогулку». Воспитатель перед прогулкой спрашивает детей, что они будут делать на улице. Дети по очереди отвечают:

Я буду лепить снеговика.

Я буду кататься на санках.

Я буду играть в снежки. И так далее.

Совместное составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Чтение художественной литературы. Русские народные сказки «По щучьему веленью», Я. Аким «Первый снег».

5. ПБР

Формирование мелкой моторики: шнурование; нанизывание бусин, изготовление аппликации в обрывной технике.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти:

- складывание разрезных картинок (4-5 частей), пирамидок, узора из счётных палочек ниток, природного материала;

- игра «Что изменилось (убираем или добавляем предмет)».

Формирование общей моторики:

- ползание (разные виды); прыжки на батуте (в спортивном зале).

Развитие мышления. « Четвертый лишний» (с последующим объяснением); «Построй по росту».

«Снеговика сложи и об этом расскажи». Воспитатель раздает детям геометрические фигуры, из которых они складывают снеговика. Затем рассказывают о том, что они делали:

image008

 Информация для стенда

«Зимние забавы»

            1 лист

             Родителям рекомендуется:

- побеседовать о зимних забавах, играх.

Полезные игры:

Игра «Да и нет». Воспитатель предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет: Зимой идет снег. Зимой люди купаются в реке. Зимой катаются на велосипеде. Зимой люди надевают шубы. И т. п.

Игра «Назови ласково».

- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снег – (снежок). Снежинка – (снежиночка). Елка – (елочка). Санки – (саночки). Горка – (горочка)

        2 лист

На этой неделе дети на занятии по развитию фонетико-фонематической стороны речи будут повторять пройденный материал.

Мы будем:

- дифференцировать гласные звуки из потока других звуков;

- определять: какой гласный звук присутствует в начале и конце слова;

- обозначать гласные звуки (А, О, У, И) схематично;

- составлять предложения с маленькими словами (предлогами) В, НА, ПОД.

Играем дома! Полезные фонетические игры:

Игра «назови первый звук в слове»: аист, игла, уши, обруч, индюк, улитка, автобус, ослик и т. д.

Конспект занятия по теме: «Зима. Зимние забавы»

         Образовательные   задачи:

  1. Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.
  2. Обогащать  словарь  детей  за счёт слов-действий, слов-признаков.
  3. Развивать связную  речь  (составление предложений по теме занятия                                     «Зима. Зимние забавы»).

Развивающие  задачи:

  1. Развивать слуховое  и зрительное  внимание, восприятие, память, речевой слух.
  2. Развивать  личностные качества: активность, любознательность.
  3. Развивать  предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные   задачи:

  1. Воспитывать  устойчивый  интерес  к занятиям, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Предварительная работа:

Наблюдения за погодой, снежными хлопьями; зимние игры.

Оборудование:

Снежинки; сюжетные картинки; игрушка - снеговик; фонограмма «Времена года»; презентация «Зимние  загадки».

Словарная работа:

Зима – зимушка, снежинка, серебристая, белоснежная, снежки, снеговик; морозная, снежная, ветреная.

Ход занятия:

-Ребята, послушайте стихотворение:

Ай да зимушка – зима

Как украсила дома!

Побелила всё вокруг,

 На всех крышах белый пух.

 Будут горки во дворе,

 На забаву детворе.

 Любят зиму, ребятишки?

- И девчонки? И мальчишки?

-  Какая погода может быть зимой?  

Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

 Мороз – (морозная);

 Ветер – (ветреная);

Холод – (холодная)

 Дидактическая игра «Да и нет»

Зимой идет снег. Зимой люди купаются в реке. Зимой катаются на велосипеде. Зимой люди надевают шубы. И т. п.

Игра «Доскажи словечко».

  - Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».

 «Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)

 С неба всё скользят пушинки — серебристые. (Снежинки.)

 Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.)

 Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)

Физкультминутка.

 «Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

 Дворник улицу метёт, (Имитируют)

 Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

– Ну и вновь у нас игра.  Поиграем, дети?

Дети – Да!

Игра «Назови ласково».

- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

 Холод – (холодок).

Снег – (снежок).

Снежинка – (снежиночка).

Елка – (елочка)

Санки – (саночки)

Горка – (горочка)

-  А за что же мы так любим зиму? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время.

         Составление предложений по сюжетным картинам.

(дети рассматривают картины, составляют предложения, помогаю при затруднении)

Дыхательные упражнения.

- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

 «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

 Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

-Вот какие красивые снежинки. Давайте рассмотрим их получше… Каждая из них неповторима. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие) . Молодцы, а теперь еще раз посмотрите на свои снежинки…

         Упражнение для коррекции зрения.

 -  Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд).

Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели. (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).

         Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом).

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз).

Дети сморят вверх и вниз. Все! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).

 Глазки закрываем (Закрыть ладошками глаза). Глазки отдыхают.

Материал для индивидуальных тетрадей воспитанников

Для девочек:                                                                       Для мальчиков:

Картинки по запросу раскраска зимние забавы по пунктируКартинки по запросу раскраска зимние забавы по пунктиру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме "Посуда" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект занятия, подготовленный на защиту высшей квалиыикационной категории. ДЛя подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР 1,2)...

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы по лексической теме "Земля-кормилица" в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы по лексической теме "Земля-кормилица" в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Комплексное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда по лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Комплексное занятие подготовлено педагогом-психологом и учителем-логопедомпо лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми наруш...

Конспект коррекционно – развивающего занятия по теме: «Весна» в старшей группе комбинированной направленности (возраст детей 5-6 лет)

Конспекткоррекционно – развивающего занятияпо теме: «Весна»в старшей группе комбинированной направленности (возраст детей 5-6 лет)...