Куклотерапия в логопедической работе
статья по логопедии по теме

Макеева Екатерина Александровна

Существует целое самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, логопеда, воспитателя, родителя).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КУКЛОТЕРАПИИ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

        В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции трудностей эмоционально-личностного развития ребенка. Опубликован ряд работ, содержащих изложение теоретических оснований и практики игротерапии (А.И.Захаров, О.С.Карабанова, Л.М.Костина, А.С.Спиваковская и др.). Коррекции подлежит не только развитие личности самого ребенка, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением, построение которой есть результат совместных усилий как самого ребенка, так и родителей, педагогов и воспитателей. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, Но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

        Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков. Как считает В.С.Мухина, кукла для ребенка – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Играя с ней, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. По воле ребенка, с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Именно поэтому в большинстве случаев события и свойства персонажей игры вполне обоснованно могут рассматриваться как результат проекции внутренних переживаний ребенка.

        Существует целое самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, логопеда, воспитателя, родителя).

        Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, в развитии речи, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка « участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и др.) и снятием нервно-психического напряжения. Очень важно, чтобы в театрализованной игре было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным.

        Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое испытывает ребенок, до такой степени, что оно может перейти в новую форму – расслабление, катарсис. Постепенно дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

        В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, печаточные куклы, куклы-костюмы.

        А.Ю.Татаринцева предлагает использовать перчаточные куклы в работе логопеда. По ее мнению, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, за ширмой он успокаивается. И говорить начинает увереннее, ведь это же не он говорит, а его герой. В кукольном театре очень важно развитие речи. Артист должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно с движением куклы, и при этом передать эмоции.

        Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке у взрослого или самого ребенка, выступающая для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным.

        И.Г.Выгодная, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская предложили еще в 1984 году использовать перчаточные куклы в работе с детьми для устранения заикания. В основе этого подхода лежат данные нейропсихологических исследований, согласно которым активная речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, поэтому многообразные движения пальцев руки при работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи заикающегося ребенка. Этим и обусловлено применение ручных кукол для устранения заикания. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Таким образом, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей.

        Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет педагогу-психологу или учителю-логопеду незаметно исправлять запинки заикающихся. Например, он может обратиться к кукле: «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

        С помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с Петрушкой. В этом случае за Петрушку говорит сам взрослый, что, по сути, представляет собой замаскированную помощь.

        В ответ на торопливую речь ребенка на занятии кукла, управляемая педагогом, может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать. Наоборот, если он будет говорить правильно, она станет хлопать в ладоши и даже подпрыгивать.

        Кукла может быть использована во время проведения релаксации как наглядное пособие. Снятая с руки, она повисает, и тогда для детей сразу становится понятно выражение: «Расслабьте полностью мышцы. Пусть ваши руки будут как тряпочные».

        Когда у детей появится навык вождения куклы, можно переходить к постановке кукольных спектаклей, используя ширму. Начинать кукольные инсценировки удобнее с диалогов, когда за ширмой располагаются два человека, при этом они не мешают друг другу. Если взрослый наблюдает, что это дается детям легко и весело, то можно переходить к постановке сказок и пьесок с несколькими действующими лицами, таких, как «Колобок», «Маша и медведь», «Заячья избушка».

        В книгах И.Я.Медведевой и Т.Л.Шишовой описана методика терапии детских неврозов. Самый интересный театральный прием авторов – постановка этюдов про хозяина и собака. Собака воплощает основной характерологический порок ребенка, а хозяин – это идеальная личность того же ребенка.

        Маленькую перчаточную собаку ребенок изготавливает вместе с родителями. Ей можно дать имя, придумать историю о том, как она появилась у ребенка (подарили, купили на птичьем рынке, нашли на улице). С этого момента все пороки, свойственные ребенку, будут приписываться собаке, а он возьмет на себя роль мудрого хозяина, который с каждым разом будет все больше учиться справляться со своей собакой.

        Подобным образом можно проводить работу и по развитию речи дошкольников. Педагоги могут предложить родителям проводить занятия с куклами и в домашних условиях. Предварительно необходимо подготовить к этому родителей на индивидуальных консультациях или тематическом родительском собрании.

        Инициатором игры может стать кто-нибудь из взрослых, хотя и сами дети с удовольствием предлагают игру «в пальчиковые куклы» своим родственникам. Самодельная кукла помогает автору поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

        Прежде чем начинать ставить домашние спектакли, родители должны вместе с ребенком подготовить все необходимое. Ширму для домашнего театра легко соорудить из двух стульев, кукол желательно изготовить детям самим при помощи родителей. Эта работа сама по себе является терапевтической, она помогает ребенку почувствовать себя успешным, так как он видит результаты своего труда, кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т.д.

        Есть множество способов быстрого изготовления кукол. Для этого можно использовать мячи, спичечные коробки, картонные трубочки, бумагу, пластиковые бутылки, платки, палочки, чулки, перчатки, прищепки, ложки, овощи и т.д. Более прочных кукол делают из папье-маше. Главное – не бояться проявить фантазию.

        Самый быстрый и простой способ – изготовление бумажных кукол. Для этого потребуются: листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски, или другие изобразительные средства, ластик, клей, ножницы, нитки, скотч.

        На маленьком листочке прямоугольной формы нарисуйте куклу. Склейте бумагу в виде цилиндра. При желании сделайте кукле одежду, добавьте необходимые детали, аксессуары.

        Далее идет этап вербализации и кукольной театрализации. Наденьте получившуюся куколку на палец. Придумайте историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жил-был человек (девочка, мальчик), похожий на меня…» Такое начало усиливает эффект проекции и облегчает вербализацию внутреннего состояния. Далее все участники занятия по кругу рассказывают свои истории. Наилучший творческий эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает свою куколку, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.

        Заключительный этап – рефлексивный анализ. Занятие завершается обсуждением. «Куклам» можно задавать вопросы, дарить их друг другу, можно сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Все зависит от настроения и выдумки участников. Главное – серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это персонифицированный образ автора.

        На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько – в зависимости от желания ребенка. Играть с ними можно по-разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за ширмы, манипулировать в воздухе и т.п. Важно, чтобы куклы были продолжением руки.

        Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми.

        Персонифицированные истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путем обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении.

        Этапы сочинения «кукольных историй»

        1. Обдумайте проблему, попытайтесь понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с детской точки зрения.

        2. Сформулируйте основную идею рассказа. Определите, какие мысли и решения хотите сообщить ребенку.

        3. Начните рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на ваш, имеет сходные с ребенком проблемы.

        4. Расскажите о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.

        5. В начале истории опишите конфликт, а затем расскажите, как его удалось успешно разрешить.

        6. Наблюдайте за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, остаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

        7. Стремитесь к простоте выражений. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интересом ребенка.

        8. В конце истории обязательно подчеркните, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.

        Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление в работе с детьми. Может быть использован метод «общего сочинения истории» ребенка и взрослым с целью совместного поиска адекватных способов разрешения конфликтов, связанных с нарушением поведения.

        Сначала историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый. Его задача – включить в повествование «более здоровые» способы выхода из конфликтных ситуаций, чем те, что были предложены ребенком. Данный метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего «я», осознать свой гнев и, не опасаясь наказания, выразить его. Обычно истории начинаются со слов: «Однажды…», «Давным-давно…», «Когда-то», «Далеко-далеко…». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. Заглавие рассказа, придуманное ребенком, помогает взрослому прояснить наиболее важные аспекты детской проблемы.

        Метод «общего сочинения историй» можно использовать и для групповых занятий с детьми. Первый участник предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий излагает кульминацию, четвертый придумывает развязку. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, а взрослые предлагают им альтернативные, адекватные в социальном плане способы разрешения конфликта.

        Таким образом, наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым), а также совместные «семейные» истории.

        Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Для взрослого это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

        Игра с куклой – это мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, логопеда, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.

В материале рассказывается о методе "куклотерапии". Влияние этого метода на исправление и развитие речи дошкольника....

Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.

В материале рассказывается о методе "куклотерапии" и  его влиянии на развитие речи, исправление речевых недостатков....

Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий (Применение куклотерапии в логопедической практике)

Итоговый практико-ориентированный проект«Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий» (Применение куклотерапии в логопедической практике)...

Куклотерапия в коррекционной работе с детьми

     Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Лебединский опираются на тот факт, что, познавая реальный мир, ребёнок  активно проецирует воспринимаемый опыт в игрову...

"Куклотерапия в коррекционной работе с детьми"

Поскольку мир ребёнка – это мир действия и деятельности, куклотерапия даёт возможность войти в этот мир....

Куклотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вни...