Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

В материале рассказывается о методе "куклотерапии". Влияние этого метода на исправление и развитие речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_kukloterapii.docx14.28 КБ

Предварительный просмотр:

Метод «куклотерапии» в логопедической  работе с дошкольниками.

   В нашем детском саду работает логопедический пункт. В него зачисляются дети старшей, подготовительной группы.  Дети, посещающие занятия не имеют сложных речевых дефектов, но нуждаются в помощи  логопеда.

    А поскольку наши дети дошкольники, то основным средством и методом работы с детьми является игра. Я считаю, что этот вид деятельности помогает не только развивать, воспитывать, но и обучать дошколят правильной речи. Для более успешного достижения поставленных целей, а это формирование правильной, красивой речи я использую в игре с детьми  куклы. А назван  этот метод – метод «куклотерапии».  Это целый педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также влияющий на активизацию психических процессов(памяти, внимания, мышления, воображения).  Этот метод лечения основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

   «Куклотерапия» широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушением поведения, в развитии речи. Игрушка участвует в постановке спектакля. Важно, чтобы в театрализованной игре было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец всегда должен быть позитивным.

   Таким образом, технология «куклотерапии» выражается в усилении эмоционального напряжения, которое испытывает ребенок, до такой степени, что оно может перейти в новую форму – расслабление. Постепенно дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

   В  «куклотерапии» используются такие варианты кукол:  куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные куклы, куклы-костюмы.

   В 1984 году И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская предложили использовать перчаточные куклы в работе с детьми для устранения заикания. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Таким образом, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет педагогу незаметно исправлять ошибки в речи.

   С помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения.

   Конечно, не все занятие является игрой. Все зависит от целей занятия, интересов детей и индивидуальных особенностей дошколят. Кукла может использоваться на артикуляционной  и дыхательной гимнастике, в пальчиковых играх и т.д.

  Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми.

   Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное вербальное и невербальное выражение различным эмоциям, чувствам, состоянием, развивать внимание и способность концентрироваться. Для взрослого это замечательная возможность корректного, косвенного воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивление у детей.

   Игра с куклой – это мир реальности, в котором живет ребенок. «Куклотерапия» позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в развитие  ребенка .

   Прежде, чем взяться за использование метода «куклотерапии»  в логопедической работе, я изучила научную литературу, проанализировала материалы в сети интернет. Собрала стихи, сказки, короткие рассказы. Определилась с куклами, которые необходимо изготовить.

   Естественно моими вдохновителями стали дети. Им ближе животные, птицы, дети. Все маленькие дети верят в сказку, мы на своих занятиях пытаемся ее рассказывать.

   Куклы я изготавливаю сама: шью их из фетра, рисую на бумаге, картоне, придумываю недостающие атрибуты из бросового материала. Эти куклы одеваются на руку, пальцы рук.  Подробнее о них можно узнать в моей работе «Делаю сама».

 По данной теме я работаю год. И могу с уверенностью сказать, что метод «куклотерапии» хороший метод в работе с детьми с нарушением речи. Согласно,  проведенного мониторинга на конец года, процент детей с хорошей речью повысился. Конечно, нужно отметить и вклад родителей. Они интересовались успехами и неудачами детей, выполняли задания совместно с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"

В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

Игры в логопедической работе с дошкольниками.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.

В материале рассказывается о методе "куклотерапии" и  его влиянии на развитие речи, исправление речевых недостатков....

Коррекция нарушений внимания в системе логопедической работы у дошкольников с заиканием.

В дипломе представлена методика обследования внимания у дошкольников с  заиканием. Предложены игровые упражнения направленные на коррекцию данного психического процесса....

Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"

Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

«Будь здоров, малыш!» Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками. Обобщение опыта работы.

Всестороннее полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья является одной из основных задач,  которую призвано решать дошко...