Использование пальчиковой гимнастики в логопедической работе с дошкольниками
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Спирина Жанна Владимировна

Пальчиковых упражнений для дошкольников множество, но как интересней их применить в логопедической работе? Предлагаю Вашему вниманию сказку, в которой используются пальчиковые упражнения и элементы артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пальчиковой гимнастики в логопедической работе с дошкольниками.

Учитель-логопед ГБДОУ детский сад №11

Калининский р-н Санкт-Петербург                 Спирина Ж.В. 

Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С её помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребёнка.

В детском саду пальчиковая гимнастика также подготавливает руку ребёнка к письму.

На начальном этапе необходимо показать ребёнку основные фигуры, которые ему потребуются повторять за Вами. Пусть ребёнок также попробует их сделать. В дальнейшем достаточно будет использовать только словесные указания.

Пальчиковых упражнений множество, но как интересней их применить, умножив их пользу?

На занятиях по развитию речи логопеды используют пальчиковые упражнения для закрепления тех или иных обобщающих понятий.

Предлагаю Вашему вниманию сказку про Зайца, в которой используются пальчиковые упражнения и элементы артикуляционной гимнастики.

Сказка про Зайца - «длинные уши».

( игра со звуком, словом, жестом)

Жил-был Зайчик («заячьи уши»). Больше всего на свете он любил гулять (пальцы-«уши» покачиваются, создавая иллюзию движения). Однажды зашел Зайчик в чужой огород, видит – на грядках выросла чудесная капуста (левая рука сжимается в кулак- это «кочан»). Не удержался зайчик, подошел к капусте (правая рука-«ушки» подвигается к левой, зажатой в кулак). Обнюхал её: «Как же пахнет!»(шумно понюхать). Так и хочется попробовать хоть маленький кусочек (имитирует шумное откусывание и жевание).

«Ах, как вкусно!»(облизывается).

«Ах, как хочется ещё!» (правая рука «обходит» вокруг левой). Только хотел Зайчик откусить другой кусочек –откуда ни возьмись бежит Собака (ладонь правой руки с плотно прижатыми пальцами ставится ребром, второй палец сгибается, первый поднят вверх).

Собака залаяла («раскрывает» пасть при лае). Перепугался Зайчик и спрятался за сарай.

Собака не заметила Зайчика и убежала (рука –Собака исчезает).

Осмотрелся Зайчик («ушки») и увидел Котёнка, который как ни в чём не бывало лакал из блюдечка  молоко («кошка»- средний и безымянный пальцы упираются в большой, ушки выставить- мизинец и указательный; лакательные движения языком), облизывается.

«Мяу, а ты кто?»- спрашивает он Зайчика.

«Я- Зайчик».

«А что ты тут делаешь?»

«Шёл мимо, дай, думаю, посмотрю: хорошая ли капуста уродилась в огороде?»

«Ну и как, попробовал?»

«Собака помешала, только один раз откусить удалось. А ты любишь капусту?»

«Нет, я люблю молоко (облизывается). А когда я вырасту, то буду ловить мышей, как моя мама-кошка. Ну, ладно, пока» (уходит).

И тут Зайчик услышал цоканье и ржанье. К сараю подошла Лошадь (правая ладонь на ребре т себя, большой палец кверху, сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву; большой палец кверху. Оба больших пальца образуют уши).

Лошадь подошла к своей кормушке и стала жевать свежескошенную траву (провести несколько раз широким кончиком языка по зубам под губами по кругу).

Зайчик унюхал знакомый запах (глубокий вдох носом) и осторожно подошёл к кормушке, чтобы полакомится.

Лошадь громко фыркнула (подуть сильно на губы).

Перепуганный Зайчик кинулся в открытую дверь птичника.

Удивлённая незваным гостем Курица закудахтала: «Куд-кудах-тах-тах!»(ладонь располагается горизонтально, большой и указательный пальцы образуют глаз, следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении).

«Ко-ко-ко-кто ты?»- спросила Курица. Дрожащий Зайчик («уши») пробормотал еле слышно: «Я- Зайчик-«длинные уши», а ты кто?»

«Я курочка-Хохлатка, живу в этом птичнике, высиживаю цыпляток. Я не советую тебе здесь долго задерживаться, сейчас сюда придёт Гусь. Он не любит , когда к нам приходят посторонние».

Гусь не заставил себя долго ждать. Появившись на пороге, он громко загоготал («Га-га-га!») и грозно зашипел на Зайчишку (Предплечье- вертикаль; ладонь под прямым углом; указательный палец опирается на большой; остальные пальцы прижаты друг к другу).

«Ш-ш-ш!»

Не помня себя, Зайчик («уши») выскочил из птичника, проскочил огород, где на грядках выросла чудесная капуста («кулак») и оказался на лесной полянке (изобразить тяжёлое дыхание после бега). Тишина…Жуки жужжат (пальцы собрать в кулак, указательный и большой пальцы разведены в стороны). «Ж-ж-ж!»

Комары звенят «з-з-з» (выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны).

«Как хорошо в лесу!»- подумал Зайчик («уши») и от радости забарабанил лапками по старому пню (постучать пальцами по деревянной поверхности).

«Д-д-д-д…» (постучать кончиком языка по альвеолам)- ответил ему Дятел.

«Побегу домой, а то мама- Зайчиха, наверно, беспокоится». С этими словами Зайчишка отправился искать свою семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с дошкольниками.

Важную роль в речевом развитиии играет пальчиковая гимнастика. Задумаемся...почему же так важны игры с пальчиками...?...

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками

В статье подробно описываются различные приемы, используемые в логопедической работе для развития у детей психических процессов, в том числе внимания и памяти. Представлен наглядный материал и ко...

Использование фитбол-гимнастики в логопедической работе с детьми.

Часто для достижения оптимальных результатов работы с детьми с речевыми нарушениями бывает недостаточно традиционных форм и методов логопедического воздействия. Поэтому опытные педагоги, как правило, ...

Консультация " Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками " Уразбаева Г.З. учитель-логопед МДОБУ ЦРР - детский сад " Аленушка"

Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка.Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.Родной язык - это средство общения,выражения и формирования мыслей "активн...

«Использование ростовой куклы в логопедической работе с дошкольниками»

laquo;Использование ростовой куклы в логопедической работе с дошкольниками»...

Долгосрочный проект: "Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками"

Целью использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда является обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками.

В статье кратко описаны современные здоровьесберегающие приемы, используемые логопедом в коррекционой практике....