Главные вкладки

    Картотека речевого материала для автоматизации звука Щ.
    учебно-методическое пособие по логопедии по теме

    Шевченко Валентина Дмитриевна

    Речевой материал для автоматизации звука Щ разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал также позволяет отрабатывать в речи детей навыки образования слов с суффиксами -ищ,          -щик, употребления действительных причастий настоящего времени, развивать навыки фонематического анализа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1

    Проговаривать слова со звуком [щ], звук произносить утрированно. Уточнить значение выделенных слов.

    ща щавель щадить

    щи щиты щипать щиток щипок

    щу щука щупать щуплый

    ще щели щебет щегол щепка щенки щекотно щедрый щебетать щекотать щепотка щетинка

    щё щёки щёлкать щёлка щётка

                                                                                           3

    Проговаривать слова со звуком [щ], звук произносить утрированно. Уточнить значение выделенных слов.

    тащу пищу ищу плещут роща пища гуща обещать угощать прощать гуща  лещи плащи вещи овощи клещи ящик пещера пищать тащить хрящик трещинка пищалка ящерка угощать навещать утащить товарищи Кощей ищет ещё тощий

    2

     Игра «Заменялочки» - заменить в слове первый звук на [щ], произнести новое слово красиво. Уточнить значение выделенных слов.

    Кепка – щепка

    Мука  – щука

    Кит  – щит

    Мель  – щель

    Тучка – щучка

    Тётка  – щётка

    Река  – щека

    Венок  – щенок

    Детина  – щетина

    Виток  –  щиток

    Курит  – щурит

    Толк  –  щёлк


    4

    Изменять слова, перекидывая мяч друг другу, следить за произношением звука [щ]. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.

    Дымит – дымящий

    Летит – летящий

    Гудит – гудящий

    Кипит – кипящий

    Моет – моющий

    Даёт – дающий

    Пьёт – пьющий

    Копает – копающий

    Несёт – несущий

    Ведёт – ведущий

    Колет – колющий

    Поёт – поющий

    Звенит – звенящий

    Висит – весящий

    5

    Проговаривать слова со звуком [рь], звук произносить утрированно. Уточнить значение выделенных слов.

    ащ плащ хрящ

    ещ лещ вещь клещ

    ущ плющ

    ощ овощ помощь хвощ мощь

    ищ товарищ прыщ

    6

    Образовывать новые слова, перекидывая мяч друг другу, следить за произношением звука [щ]. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.


    Глаза – глазищи

    Нос – носище

    Нога – ножища

    Хвост – хвостище

    Зубы – зубищи



    Лапы – лапищи

    Голос – голосище

    Дом – домище

    Гном – гномище

    Окно – окнище


    7

    Проговаривать слова со звуком [рь], звук произносить утрированно. Уточнить значение выделенных слов.

    мощный хищник изящный борщи толще общий гонщик пильщики купальщик наборщик каменщик выдумщик овощной морщинка банщик газовщик каменщик парильщик

    8

    Образовывать новые слова, перекидывая мяч друг другу, следить за произношением звука [щ]. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.


    зима –

    стекло –

    фонарь –

    кладовка –

    упаковка –

    сварка –

    зимовщик

    стекольщик

    фонарщик

    кладовщик

    упаковщик

    сварщик

    газ –

    баня –

    камень –  

    уборка –

    уголь –

    мойка –

    газовщик

    банщик

    каменщик

    уборщик угольщик

    мойщик



    9

    Проговаривать словосочетания со звуком [щ], звук произносить утрированно. Уточнить значение подчёркнутых слов.    

    Щенок пищит. Щебетание щеглов. Гуща от борща. Щавелевые щи. Хранилище вещей. Щуплый носильщик. Мощный лещ. Плывущий купальщик. Увядающий плющ. Бегущий хищник. Овощи в ящике. Ищи пещеру. Угощать борщом. Общая площадка. На щеке морщинка.

    10

    Проговаривать словосочетания со звуком [щ], звук произносить утрированно.  Уточнить значение подчёркнутых слов.                                                                                  

    Дощатое помещение. Тощий нищий. Ныряющий купальщик. Вращать трещотками. Хищная щука. Помощь товарища. Овощи в хранилище. Я ищу щётку. Лещ – не хищник. Тощая щука. Злющий Кощей. Мощёная площадь. Бегущая ящерка. Щекотать щёткой.

                                                                                   11

    Проговаривать предложения со звуком [щ], звук произносить утрированно.

    Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Луна освещает рощу. Во дворе пищит щенок.  В озере лещи.     Щи варят из овощей.   Волк – хищный зверь. В дождь плащ – нужная вещь.     Ящерица юркнула в щель.                                                            

    12

    Проговаривать предложения со звуком [щ], звук произносить утрированно. Звукосочетание [сч] произносить как [щ].

    Щенка посадили в ящик. Леня поймал щуку и леща. Щавелевые щи —  полезная пища. Галя умеет считать на счётах. Замок щёлкнул, и щенок остался в комнате. В дождь плащ — нужная вещь. Щегол щёлкал и щебетал.  Возьми клещи и вытащи из ящика гвозди. Оля нащипала щавеля и сварила щи.

    13

    Проговаривать предложения со звуком [щ], звук произносить утрированно. Уточнить значение подчёркнутых слов. Звукосочетание [сч] произносить как [щ].

    Солдаты надели плащи защитного цвета. По мощеной площади тащились тощие кони. В помещении испортилось освещение. Вытащи хвощ, растущий среди овощей. Длиннющий плащ доставал Вале до щиколоток. В запущенном саду поют щеглы. Сосчитай ящики с овощами.

                                                                                         14

    Проговаривать чистоговорки со звуком [щ], звук произносить утрированно. Уточнить значение подчёркнутых слов. Звукосочетание [сч] произносить как [щ].

    Волки рыщут, пищу ищут. У осы не усищи, а усики. Щуку я тащу – тащу, щуку я не упущу. Щи да каша пища наша. Злой Кощей не любит щей. Хлещет, хлещет дождь, скрылся еж под хвощ. Нина посчитала вещи: ящик, щётка, плащик, клещи.

    15

    Проговаривать предложения со звуком [щ], звук произносить утрированно. Уточнить значение подчёркнутых слов.

    Товарищи шли по мощёной площади. Дощатый пол моют щёткой. В гнезде щеглов появился щеглёнок. Лягушка таращит большущие глазищи.  В запущенном саду поют щеглы. У противника мощная защита. Кинь в борщ щепотку соли. Помой тщательно овощи щёткой. Щуплый щенок ел плохую пищу.

    16

    Выучить наизусть стихотворение, отработать произношение звука [щ].  Уточнить значение подчёркнутых слов.


    Щенок в дощатый ящик

    Зубную щётку тащит,

    И щепку, и пищалку -

    Всё в ящик, как на свалку.


    Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

    18

    Выучить наизусть стихотворение, отработать произношение звука [щ].

    Наварила щука щей,

    Угощала двух ершей,

    Говорили все ерши:

    «Щи у щуки хороши!»

    17

    Выучить наизусть стихотворение, отработать произношение звука [щ]. Уточнить значение подчёркнутых слов.


    А совища из лесища

    Глазищами хлоп — хлоп!

    А козлище из хлевища

    Ножищами топ — топ!


    У топора топорище, у кнута кнутовище.


    20

    Отгадать загадку. Выучить наизусть стихотворение, отработать произношение звука [щ].

    На скамейку я встаю

    Еле ящик достаю,

    Открываю ящик

    Голубой, блестящий.

    Сыпятся из ящика

    Письма настоящие!

    19

    Подготовить текст к пересказу, отработать  произношение звука [щ].


    В дощатом ящике  - щенята. Их мать, ищейку Ладу, увели гулять в рощу. Щенята ищут мать и пищат. Но вот Лада возвращается. Щенята рады её возвращению.

    22

    Подготовить текст к пересказу, отработать  произношение звука [щ].

    Щенок.

    Из дощечек мальчик сделал ящик. Он потащил ящик на площадку. По площадке бегал щенок и пищал. Мальчик положил щеночка в ящик. В ящике было тепло, и щенок замолчал.

    21

    Выучить наизусть стихотворение, отработать произношение звука [щ].


    Тощий Димка всех тощее,

    Тоще тощего Кощея.

    Он не ест у нас ни щей,

    Ни борщей, и овощей,

    Ни сгущенки, ни лещей,

    Вот и тощий, как Кощей!

    24

    Выучить наизусть стихотворение, отработать произношение звука [щ]. Уточнить значение подчёркнутых слов.


    Притащили мы в грозу

    Щуку тощую в тазу.

    Щекотали щуку щепкой,

    Прищемили хвост прищепкой.

    Мыли щёки щуке щёткой

    Довели её щекоткой.

    23

    Выучить наизусть стихотворение, отработать произношение звука [щ]. Уточнить значение подчёркнутых слов.


    Щука стукнула хвостом,

    Словно щелкнула хлыстом,

    И таким ударом крепким

    Расщепила стол на щепки.


    Щеглёнок головой вращал и все пищал, пищал, пищал.


    26

    Подготовить текст к пересказу, отработать  произношение звука [щ]. Уточнить значение подчёркнутых слов.

    Щенок попал лапой в щель и пищал. Коля пощадил щенка. Он вытащил дрожащего щенка из щели и отнёс домой. Дома щенок спал в ящике из-под овощей под плащом. Щенок любил возиться со щеткой. Он тявкал, щёлкал зубами и пытался укусить щётку. Видимо, щётка казалась ему большущим щетинистым ежом.

    25

    Подготовить текст к пересказу, отработать  произношение звука [щ].

    Утащил щенок Бимка кость под вешалку, а тут с вешалки плащ упал. Щенок сперва испугался, а потом рассердился. Тащит щенок плащ подальше от косточки, кусает его. Никому не отдаст щенок Бимка свою любимую косточку.

    27

    Подготовить текст к пересказу, отработать  произношение звука [щ]. Звукосочетание [сч] произносить как [щ].


    Случай в ущелье.

    Группа туристов поднималась по ущелью. Вдруг трос, скрепляющий идущих, затрещал и оборвался. Один человек свалился с обрыва. Трое туристов бросились на выручку несчастному товарищу. Его осмотрели, ощупали и осторожно положили на носилки. Скоро за пострадавшим прилетел вертолет, и врачи оказали туристу помощь.

    28

    Выучить наизусть стихотворение, отработать произношение звука [щ]. Звукосочетание [сч] произносить как [щ].


    Прищурив глаз, я видеть мог сквозь щёлку, как играл щенок:

    Как щепку грыз, как щи лакал, как ящерицу в щель загнал,

    Как громко лаял на щегла, как угощался со стола,

    Как носом в трещину залез, как в ящик прыгнул — и исчез!

    Я вытащил его, смеясь! На шёрстке — щепки, пыль и грязь... Щенка я щёткой расчесал, щенок мне щёки облизал!

    Литература.

    1. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.
    2. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб, 2009.
    3. Крупенчук О.И. стихи для развития речи. – СПб, 2007.
    4. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль, 2002.
    5. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.,2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека речевого материала для автоматизации звука ЛЬ.

    В картотеке представлен речевой материал для автоматизации звука [ль]: слова, словосочетания, предложения, стихи и рассказы для пересказа. Предлагаются также задания  на формирование у детей навы...

    РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (л) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

    ЕСЛИ РЕГУЛЯРНО ПРОГОВАРИВАТЬ ДАННЫЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ С ПРАВИЛЬНЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ КОВАРНОГО ЗВУКА (Л), ГАРАНТИРОВАННО ЧЁТКОЕ И ПРАВИЛЬНОЕ ВЫГОВАРИВАНИЕ  ЗВУКА В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД З...

    картотека речевого материала на автоматизацию звука С

    Сборник материала на автоматизацию звука С...

    Картотека речевого материала для автоматизации звука Л

    Данный речевой материал поможет логопедам, воспитателям и родителям автоматизировать  звук Л у ребенка....

    Картотека речевого материала для автоматизации звука Р

    Речевой материал   будет  полезен логопедам, воспитателям,родителям на этапе автоматизации звука Р....

    Картотека речевого материала для автоматизации звука Ч.

    Речевой материал для автоматизации звука Ч разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал также...

    Речевой материал по автоматизации звука [Щ]

    Речевой материал по автоматизации звука [Щ] для индивидуальной работы логопедов и воспитателей логопедических групп....