Главные вкладки

    Учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме:
    Картотека речевого материала для автоматизации звука ЛЬ.

    Шевченко Валентина Дмитриевна

    В картотеке представлен речевой материал для автоматизации звука [ль]: слова, словосочетания, предложения, стихи и рассказы для пересказа. Предлагаются также задания  на формирование у детей навыка употребления глаголов прошедшего времени, составления словосочетаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon l.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                        1

    Проговаривать слова со звуком [ль], звук произносить утрированно. Уточнить значение выделенных слов.

    ле Лена лев лента лебедь лей левый лето лепит

    ли линия липа ливень Лида Лиза лифт лить лимоны

    лё лёд лён Лёня лёгкий лётчик  Лёва Лёша Лёвушка

    лю люк люди лютик любим

                                                                                           2

    Проговаривать слова со звуком [ль], звук произносить утрированно. Уточнить значение выделенных слов.

    ли налим долина калина малина Полина залить

    ле полено колени олень тюлень телега зелень

    лё пелёнка далекий мотылёк зелёный колёса полёт уголёк селёдка далёкий

    ля Оля Толя Поля Галя Валя поляна

                                                                                     

                                                                                        3

    Изменять слова по образцу, перекидывая мяч друг другу: дал - дали. Отработать произношение звука [ль].

    Мыл – мыли

    Был – были

    Выл – выли

    Дал – дали

    Звал – звали

    Читал – читал

    Хотел – хотели  

    Висел – висели

    Давал – давали

    Сидел – сидели

    4

    Изменять слова по образцу, перекидывая мяч друг другу: дал - дали. Отработать произношение звука [ль].

    Летел – летели

    Солил – солили

    Клеил – клеили

    Любил – любили

    Полили – полили

    Улетел – улетели

    Велел – велели

    Болел – болели

    Лизал – лизали

    Лягнул – лягнули

    5

    Проговаривать слова со звуком [ль], звук произносить утрированно. Уточнить значение выделенных слов.

    даль    жаль   шаль  эмаль    сталь педаль медаль миндаль

    боль соль моль ноль фасоль тополь куль тюль

    мель  шмель метель постель панель капель писатель

    стиль фитиль  пыль бутыль

    долька галька  калька полька килька альбом бульдог тюльпан дельфин апельсин будильник начальник

    6

    Проговаривать слова со звуком [ль], звук произносить утрированно. Уточнить значение выделенных слов.

    бублик капли сабли туфли таблетки футболист клюв плюс пляж плен Глеб хлеб след клён плюшка клюшка плюнуть следы последний клюква клетка плётка клюнуть плёнка клеить уклёйка вопли слепой ослепнуть ослепить несли пасли заклёпка стебли глина глиняный оглянуться клешни

    7

    Проговаривать слова со звуком [ль], звук произносить утрированно. Уточнить значение выделенных слов.

    плитка вафли клич глина длинный пляж  тля туфли сабли бублик капли

    хлеб хлев клетка плед плен Глеб след таблетки

    клён плёнка плётка

    клюква блюдо клюв плюс плюнуть ключ клюнуть слюни клюшка плюнуть

    8

    Проговаривать словосочетания со звуком [ль], звук произносить утрированно. Уточнить значение выделенных слов.

    Налить клей.  Полить лилии. У Глеба клюшка. Солёный бублик. След оленя. Лебеди улетели. Больной телёнок. Апельсиновый лимонад. У лисы лисята. Умыли лицо. Люди  побежали.  Болит колено. Видели салют. Стальная сабля.  Телега на поле. Кисель с лепёшкой. Искали гальку.

    Лимонные леденцы. Лежать на пляже.

    9

    Проговаривать словосочетания со звуком [ль], звук произносить утрированно. Уточнить значение выделенных слов.

          Малиновый кисель. Полить лютики. Зелёный лист. Солёная лепёшка. У лисы лисята. В лесу поляна. В поле тюльпаны. След оленя. Глядит вдаль. Сильная боль.  Болит колено. Большое полено. Лизать леденец. Точили сабли. Ели клюкву. Остановили лифт.

    10

    Проговаривать словосочетания со звуком [ль], звук произносить утрированно. Уточнить значение выделенных слов.

         У летчика самолет. Удивили людей. Полили лютики. У Лиды лейка. Зеленые гольфы. Заметили пеликана. Пекли блины. Видели салют. На блюде лимоны. У лисы лисята. Пальцы окоченели. Посолить солью. Накалить железо.

    11

    Добавить подходящее по смыслу действие, отвечая на вопрос «Что делали (сделали)?» Следить за произношением звука [ль].

    Таблетки – выпили

    На самолёте – летели

    Лебеди –  

    Васильки –  

    Селёдку –

    Клеем –

    Листья –

    Лисички -

                                                                                      12

    Проговаривать предложения.  Отработать произношение звука [ль]. Уточнить значение выделенных слов.

           У Галины много малины. Дед Филипп делит дыню. Олени гуляли на лесной поляне. Лиса и лисята охотились за цыплятами.  Лев и львята ходили на водопой. Толя не любит котлеты.  У Лены болит колено. У Гали маленький бантик аленький. Петух и цыплята клевали семена.

                                                   13

    Проговаривать предложения.  Отработать произношение звука [ль].

    Цыплята клюют семена льна. У Люды упали ленты. Лебеди летят над лесом. У тюленя детеныш беленький. Мы лежим под пальмами.  Толя налил  в стакан лимонад. Валя и Галя пекли блины. Львы сидят в клетке. Олени паслись на поляне.  

                                                                                        14

    Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ль].

    Над калиной, над малиной

    Пух летает тополиный,

    Клены, липы, ивы, ели

    Побелели, побелели.

                                                                                            15

    Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ль].

    Мы не ели, мы не пили,

    Мы снеговиков лепили.

    Под окном, лаская взгляд,

    Баба с дедою стоят.

                                                                                     16

    Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ль].

    Гудели метели над нами, пыля,

    Одели метели долины, поля.

    Летом ливни лили, лили,

    Люди ливни не любили.

    17

    Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ль].

    Ляля.

    Ляля маленькая она лежит в пелёнках. Лиза и Лида катали Лялю в коляске, а потом поставили коляску под клён. Они отгоняли от Ляли мотыльков. Пусть маленькая Ляля спит.

    18

    Пересказывать текст, следить за  произношением звука [ль]. Отработать трудное слово: по-ли-кли-ни-ка.

          Алёна и Поля ходили в поликлинику к окулисту. Потом они гуляли на поляне у поликлиники и плели венки из лютиков. После они зашли в магазин и купили хлеб, вафли, сливки и лимоны.

                                                                                       19

    Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ль].

    Люба с Леной тихо пели

    На полянке возле ели.

    Галя с Олей были в поле,

    Погуляли там на воле.

                                                                                        20

    Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ль].

    Коля с Леней в кино побывали,

    Два мультфильма они увидали,

    Львы там пели, олени летали,

    А павлины духи покупали.

                                                                                        21

    Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ль]. Уточнить значение выделенных слов.

    К стадиону мы ходили,

    Лимонад себе купили,

    Мы б болели за атлетов,

    Только были без билетов.

                                                                               22

    Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ль].

            Мама Лена готовит обед на кухне. А дети – Галя, Толя и Коля – лепят в комнате. У детей на столе глина. Коля лепит льва. Толя лепит лебедя. А Галя лепит дельфина. Дети любят лепить. Глиняных лебедя, льва и дельфина дети отдадут любимой маме.

                                                                               23

    Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ль].

              Лена и Лида гуляли на поляне. Они ходили по поляне, видели лютики и левкои, клены и липы. На липе девочки видели маленькую малиновку. Лена и Лида отдыхали, пели, плели венки. Они полюбили эту поляну.

                                                                               24

    Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ль].

        Летом мама и Лена гуляли. Они купили малину и лимоны, бананы и землянику.  Ягоды малины и земляники пахли так аппетитно! В ягодах, бананах и лимонах много витаминов.

    25

    Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ль]. Уточнить значение выделенных слов.

    На полянке на зелёной

    Посидели мы под клёном,

    Пошалили, почитали,

    А потом читать устали,

    Взяли лютиков букет,

    Побежали на обед.

    26

    Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ль]. Уточнить значение выделенных слов.

    Болото зелёное в ряску одето.

    Склонилось над ним зелёное лето.

    В болото зелёном лягушка живёт.

    Зелёные песни подружкам поёт.

            

    27

    Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ль]. Уточнить значение выделенных слов.

    Мы купили липкой глины.

    Льва и львенка лепит Лина.

    Лепит олененка Оля,

    И павлина лепит Толя.

                                                                               28

    Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ль].

             Несколько львов отдыхают под пальмами. Они утомились после охоты. Под пальмами не только львы, но и  маленькие львята. Далеко обходят львов олени, газели и косули. Не хотят они видеть львиных клыков. А маленький львёнок не боится львов. Малютка львёнок будет сильным непобедимым львом.

                                                                               29

    Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ль].

            У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля подает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столе, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за тебя все таблетки, только ты не болей!»

                                                                                30

    Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ль].

            Коля и Лена ехали в лифте. Внезапно свет погас и лифт остановился. Дети оказались в темноте, одни в маленькой  тесной кабине. Коля и Лена испугались. Они стали звать соседей. Наконец  свет вспыхнул и кабина поехала. Но несколько минут в темном лифте показались детям удивительно долгими.  

                                                                                      31

    Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ль].

          Как-то летом Лида и Лена отдыхали у бабы Любы. Они поселились в избе и спали на мягком сене. Днем Лида и Лена пасли телят или ходили в лес. В лесу они ели малину, наблюдали за лисятами, купались в водопаде. Когда темнело, дети пили молоко с хлебом и мгновенно засыпали. Дни летели за днями и слились в неделю. Какой длинной показалась им эта неделя!

                                                                                      32

    Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ль].

           Цыплята гуляли у забора. Вдруг они заметили гусеницу. Гусеница была серая, длинная, волосатая. Стали цыплята гусеницу тянуть. Тянут за один конец, а другого не видно. Тут заметили цыплята, что тянут не гусеницу, а хвост огромной крысы. Испугались цыплята и кинулись бегом к своей     маме –  курице.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека речевого материала для автоматизации звука Щ.

    Речевой материал для автоматизации звука Щ разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал также...

    РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (л) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

    ЕСЛИ РЕГУЛЯРНО ПРОГОВАРИВАТЬ ДАННЫЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ С ПРАВИЛЬНЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ КОВАРНОГО ЗВУКА (Л), ГАРАНТИРОВАННО ЧЁТКОЕ И ПРАВИЛЬНОЕ ВЫГОВАРИВАНИЕ  ЗВУКА В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД З...

    картотека речевого материала на автоматизацию звука С

    Сборник материала на автоматизацию звука С...

    Картотека речевого материала для автоматизации звука Л

    Данный речевой материал поможет логопедам, воспитателям и родителям автоматизировать  звук Л у ребенка....

    Картотека речевого материала для автоматизации звука Р

    Речевой материал   будет  полезен логопедам, воспитателям,родителям на этапе автоматизации звука Р....

    Картотека речевого материала для автоматизации звука Ч.

    Речевой материал для автоматизации звука Ч разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал также...

    Логопедическая тетрадь для детей с ЗПР "Речевой материал для автоматизации звука [Ц]"

    В логопедической тетради представлен речевой материал  для автоматизации звука [Ц] в речи у детей с задержкой психического развития....