Картотека речевого материала для автоматизации звука Ч.
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Шевченко Валентина Дмитриевна

Речевой материал для автоматизации звука Ч разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал также позволяет отрабатывать в речи детей навыки образования слов с суффиксами чик, очк, образование и употребление в речи глаголов в форме первого лица ,единственного числа (я хочу, кричу ) настоящего времени, развивать навыки фонематического анализа, формировать звуко - слоговую структуру слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ch.doc583 КБ

Предварительный просмотр:

1

Ч

Звук похож на пыхтение паровоза.

При произнесении [ч] губки становятся круглыми,

язычок поднимается за верхние зубы

Звук согласный, глухой, всегда мягкий,

обозначается зелёным цветом.

Раскрасить букву зелёным цветом, обсудить символы звука [ч], читать слоги с буквой Ч.

2

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e48/001a25f7-04d5cd1e/3/hello_html_4299f63c.gif

3

Проговаривать слова. Отработать произношение  звука  [ч]. Уточнить  значение выделенных  слов.

ча че чё чу чи

чай чадо чага чайка  чайник  чан час чаша чавкал чаепитие

чуб чудо чудеса  чугун   чудак  чулок  чёрный  чёлка  чётко

чистый  читал числа чипсы  чирикал чиркнул

чей  чек черви череп  чехол чепуха черепаха четыре черника  чемодан  челнок  Чехия человек

4

Игра «Заменялочки». Заменить первый звук в слове на [ч], перекидывая мяч друг другу:  вас - час. Отработать произношение звука [ч]. Уточнить значение выделенных слов.

Май – чай

Пашка – чашка

Наша – чаша

Бей – чей

Надо – чадо

Майка – чайка

Век – чек

Будка – чутко

Куб – чуб

Лук – Чук

Мех – чех

Кабан – чабан

5

Проговаривать слова. Отработать произношение  звука  [ч]. Уточнить значение выделенных  слов.

       Кочан причал кричал качал начал мочалка туча круча

бачок бычок пучок значок плечо кулачок крючок пятачок выучил вылечил начинка перчинка калачи врачи грачи  личинка мячик научит лечит ворчит кузнечик летчик

бечёвка учёба учёный мочёный зачет почетный ночёвка

уплачу хочу молчу дочурка кричу получу ворчун  почуял

ручей качели вечерний сочельник  лечение  меченый

6

Упражнение «Расскажи про себя». Перекидывая мяч друг другу изменять слова по образцу: лететь – я лечу.

хотеть

платить

строчить

рычать

стучать

я  хочу

плачу

строчу

рычу

стучу

плакать

метать

волочить

колотить кричать

плачу

мечу

волочу

колочу кричу

7

Проговаривать  слоги и слова. Отработать произношение звука [ч]. Уточнить значение выделенных слов.

плач   ткач   богач   врач    грач     трубач    мяч беречь

ночь     дочь     прочь  толочь

луч  могуч    ключ   колюч  могуч  обруч

меч  печь    речь  лечь  напечь  беречь    бич     дичь  клич кулич кирпич                          

 8

Образовать отчество от имени. Отработать произношение звука [ч].

Иван – Иванович

Пётр – Петрович

Михаил – Михайлович

Сергей – Сергеевич

Олег – Олегович

Николай – Николаевич

Алексей – Алексеевич

Потап – Потапович

9

Проговаривать слова. Отработать произношение  звука  [ч]. Обсудить значение выделенных  слов.

         Качка пачка тачка мачта кабачки значки начни облачко палочка девочка ёлочка ночной ночка дочка замочки   молочный  почка точка почта почтальон мечта вечно вечный свечка штучка речка печка ёлочный мелочный кучка тучка паучки каблучки ручной   внучка мучной ручка колючки     брючки

10

Проговаривать слова. Отработать произношение  звука  [ч]. Обсудить значение выделенных  слов.

     Мчались     мчусь   бахча    прочный        отличный       сверчок перчик  сочный  чмокал вечно кончик            жемчуг  диванчик  мальчик  отличник   пончик пальчик                      чепчик    прочный   колчан  волчонок наручник          зайчик      кольчуга  колечко зайчонок волчонок

11

Перекидывая мяч друг другу, изменять слова так, чтобы в них появился звук [ч]. Отработать  произношение слов со звуком [ч].

Река –

Рука –

Лиса –

Дочь –

Ночь –

Сестра –

Печь –

Папа –

Мама –

Лена –

Вова –

Нина –

Зина –

Корзина –

Перец –

Конец –

Шкаф –

Стул –

Бокал –

Чемодан –

Заяц –

12

Проговаривать словосочетания. Отработать звук [ч]. Уточнить значение выделенных слов.

      Чистая водичка. Честная девочка. Земляничка – невеличка. Прочная бечёвка.  Горячая печка. Чёрная курочка. Охотничий клич. Мальчик молчит. Учёный грач. Колючий чертополох. Намочить спички. Коричневая бочка. Качаюсь на качелях. Вечерний чай. Чайки кричат. Дочурка плачет. У курочки яичко. Бабочка в сачке. Очки на тумбочке. Четыре мальчика. Сочный перчик.  

 

13

Проговаривать словосочетания, отработать произношение звука [ч].

Затопили печку. Потеряли ключ. У девочки калач. Ванечка на речке.  У Верочки бабочка. В огороде бочка. Тачка без ручки. Учёный чудак. Ключ от чемодана. Мальчик – чемпион. Стучал молоточком. На веточке листочки. Пачка печенья. За печкой сверчок. Солнечный луч. Ученик врача. Хочу яблочко. Чудесный меч. На грядочке кабачки. Кричал на причале. Плачу за учёбу.  Качал на качелях.

14

Проговаривать чистоговорки. Отработать произношение звука [ч].

Ач, ач, ач — испекли калач.
Ач, ач, ач — покупаем мяч.
Ич, ич, ич — у ковбоя бич.
Ич, ич, ич — испекли кулич.
Эч, эч, эч — истопили печь.
Эч, эч, эч — подарили меч.
Оч, оч, оч — убегаем прочь.
Оч, оч, оч — наступила ночь.
Уч, уч, уч — теплый луч.
Уч, уч, уч — купили ключ.

15

Проговаривать предложения. Отработать произношение звука [ч.]

Снесла курочка яичко.

Ниночка – опрятная девочка.

Ела Таня булочку, запивала молочком.

Испугалась Олечка и сидит тихонечко.

У Зины в коробочке жучки и паучки.

В саду тачка без ручки.

У мальчугана черепаха.

Мальчики качались на качелях.

16

Проговаривать чистоговорки. Отработать произношение звука [ч]. Попробовать  сочинить свои чистоговорки, записать.

Ча, ча, ча – горит свеча.
Ча, ча, ча – нет у нас  ключа.
Чи, чи, чи — хорошие ткачи.
Чи, чи, чи — чёрные грачи.
Че, че, че — полоски на мяче.
Че, че, че — муха на плече.
Чок, чок, чок — мычит бычок.
Чок, чок, чок — купил значок.
Чу,чу,чу - я к луне лечу.
Чу, чу, чу - я  ударю по мячу.

 

17

Проговаривать предложения. Отработать произношение звука [ч.]

Ванечка играет на речке.

Ученики учили уроки.

Белочка прыгнула на ёлочку.

Лесная земляничка ростом невеличка.

Куда ни глянешь – одуванчики, как маленькие лампочки.

Ёжик очень колючий.

Воробей чирикал: чик – чирик!

В траве замолчал кузнечик.

Ученик прочёл рассказ по учебнику.

18

Выучить  наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

У чудесной елочки частые иголочки,

Частые иголочки у чудесной елочки.

В ночи не кирпичи лопочут на печи.

Лопочут на печи в  опаре калачи.

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек.

Прилетели все на чай!

Сколько чаек – отвечай!

19

Выучить наизусть стихотворение «Комарик»». Отработать произношение звука [ч].

Сел комарик под кусточек

На еловый,  на пенёчек,

Свесил ноги на песочек,

Сунул носик под листочек –

Спрятался!

20

Выучить наизусть стихотворение «Светлячки». Отработать произношение звука [ч].

Сидят на пеньке светлячки,

Надев голубые очки.

Хотел я поймать светлячка,

Нашёл на пеньке червячка.

- Так вот ты какой, светлячок?!

- Такой вот! – сказал червячок.

21

Выучить наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

В шкафчике у Танечки
Чашечки и чайнички,
Часики, чулочки,
Чистые платочки!

Рисовали дочки
Веточки, листочки,
Уточку и речку,
Кошечку и печку!

22

Выучить наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

Возле речки — рыбачок,
А под кочкой — червячок!
Червячок совсем не хочет
Попадаться на крючок!

У мальчишки Вовочки
Ключик на верёвочке,
А девчонка с чёлочкой
Прячет ключ на полочке!


23

Выучить наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

Очень хочет Ванечка
Булочки и пряничка,
Яблочек мочёных,
Калачей печёных!..

Скачет мячик, скачет мячик,
Скачут девочка и мальчик!
И не хочется ничуть
Им в тенёчке отдохнуть!

24

Выучить наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

Замахнулась рыба меч

Воду надвое рассечь:

Раз сечёт, два сечёт,

А волна себе течёт!

Ванечка водичкой     

Моет плечи, личико,  

Моет пальчики, бочок.  

— Как бы вымыть язычок?   

 

25

Выучить наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

Над домами и над печками

В небо дым идёт колечками.

Дым из маленьких колечек

Превращается в овечек.

26

Выучить наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

Ванечка водичкой      

Моет плечи, личико,     

Моет пальчики, бочок.  

— Как бы вымыть язычок?   

27

Выучить наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

Чёрный грач — чудесный врач,
Паучок — чудесный ткач!
А кузнечик? А кузнечик —
Замечательный скрипач!

Танечка в булочной   

Часто бывает.  

Пачку печенья она покупает,    

Булочку к чаю   

Сайку и пончик,

Сладкий кулич  

И хлеба батончик.      

28

Выучить наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

Кричала чайка целый час.
И я кричал… Молчу сейчас…

Зайчику кричит кабанчик:
— Ты не видел мой кочанчик?
— Были здесь, — кричит зайчишка, —
Лишь листочки с кочерыжкой!

29

Выучить наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

Белочка несла в чуланчик
Сумочку и чемоданчик,
А ворчливый барсучок
Бочку нёс на чердачок!

На смолистой ели

Новые качели.  

Это дед – паучок

Их повесил на сучок

— Пусть качаются внучата,

Озорные паучата.

30

Выучить наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

— Почему вы, хомячки,

Пухлые как кабачки?

Отвечают хомячки,

Пухлые, как кабачки:

— Не в почёте хомячок,

Если худ его бочок. 

Жук увидел одуванчик

И присел, как на диванчик.

Так удобно жук уселся,

А диванчик разлетелся.

31

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ч].

На часок мы зашли к черепашке.

Черепашка подала чайник, чашки,

Поползла потом к соседке за чаем…

Что-то долго мы хозяйку ожидаем…

32

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ч].

Сидели на лавочке две Клавочки,

Делили булавочки.

Тебе, Клавочка, булавочка,

И мне, Клавочке, булавочка.

И вышло, что у каждой Клавочки по две булавочки.

Сколько у Клавочек было булавочек?

33

Выучить наизусть стихотворение «Про бычка». Отработать произношение звука [ч].

Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

И, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

 - В рот не суй, что попадётся!

34

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ч].

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

Мужчина.

Если мальчик плачет, значит, есть причина.

Если слёзы прячет, значит, он – мужчина.

35

Выучить наизусть стихотворение «Про черное». Отработать произношение звука [ч].

Черные чернила, черные чулки,

Черные перчатки, черные очки.

Грач чернее ночи, черненький жучок,

Черный клюв у птички, черный червячок.

С черненой собачонкой мальчик заскочил,

Ее он через палочку прыгать научил

Бабочка ночная  с черненьким крылом,

Белочка ручная над черненьким дуплом.

Кошечка – чернушка на лавочке сидит,

Черненькими лапками клубочек шевелит.

Очень много черного в маленьком стишке,

Но зато научит он говорить звук «ч».

36

Выучить наизусть стихотворение «Про черное». Отработать произношение звука [ч].

У речки овечка в колечках,

Колечки не падают в речку.

А у девочки было колечко –

Упало колечко в речку.

И сказала девочке речка:

 «Ты не плачь о своем колечке,

За колечко потрогай овечку

И получишь свое колечко».

 

37

Подготовить текст «На лугу» к пересказу. Отработать произношение звука [ч].

     Была теплая весна. скучно было Мише сидеть дома. Взял он сачок, позвал Жучку и пошел на луг. А там росли цветы и летали бабочки: белые, желтые, черные. Миша бегал по лугу и ловил бабочек сачком. А Жучка бегала за мальчиком. Весело мальчику, весело Жучке.

38

Отгадать и выучить загадки. Отработать произношение звука [ч].

  • Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы) 
  • Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн)
  • Пять мальчиков, пять чуланчиков.
    Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.
    Каждый мальчик в свой чуланчик.
    (Перчатка) 
  • Из железа тучка,
    А у тучки — ручка.
    Эта тучка по порядку
    Обошла за грядкой грядку.
    (Лейка)

 

39

Выучить наизусть стихотворение «Кто чего хочет?». Отработать произношение звука [ч].

Хочет твой бумажный змей
Взвиться в небо к тучам.
Хочет жёлудь стать скорей
Деревом могучим.
Хочет поле, хочет сад
Солнечной погоды.
Мирно, дружно жить хотят
На земле народы.
                          
(С.Погореловский)

40

Пересказывать сказку «Курочка Ряба». Отработать произношение звука [ч].

      Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка Ряба кудахчет: « Не плачь, дед, не плачь, баба, я вам снесу яичко не золотое, а простое».

41

Выучить наизусть стихотворение «Бычок». Отработать произношение звука [ч].

Принесли мы для бычка

Полведёрка молочка.

Но бычок сказал нам:

- Му-у-у.

Молочко мне ни к чему,

Я уже большой бычок,

Дайте мне травы пучок!

42

Выучить наизусть стихотворение «Внучок». Отработать произношение звука [ч].

К бабушке приехал внучек.

- Хочешь есть? – покушай супчик,

Вот батончик, пышный пончик,

Вот огурчик, баклажанчик,

Апельсинчик и бананчик.

Скушал всё наш милый мальчик

И улёгся на диванчик.

Не шумите! И – молчок!

Отдыхает наш внучок!!

43

Выучить наизусть стихотворение «Чудесное дерево». Отработать произношение звука [ч].

Как  у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
                
(К. Чуковский)

44

Выучить наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
                   
(А. Барто)

Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.

                                            (К. Чуковский)

45

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ч].

Трубач любил свою Трубу. А Трубочист  - свою.

Трубач играл  в свою Трубу, А Трубочист – в свою.

А вечерами Трубочист звал в гости Трубача:

Они сидели на трубе, они играли на трубе,

И, громко хлопая себе, плясали «Ча-ча-ча».

46

Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ч].

        У мальчика была птичка. Мальчик учил птичку чирикать, но птичка молчала. Мальчик спросил девочку:

- Почему птичка молчит?

- Птичка хочет на волю, - отвечала девочка.

Мальчик открыл форточку и выпустил птичку. Птичкасела на черёмуху и зачирикала.

47

Выучить наизусть стихотворение «Чудинки». Отработать произношение звука [ч].

Речка печёт, печка течёт.

Молчун ворчит, ворчун молчит.

Мечтатель читает, читатель мечтает.

Чайка рычит, овчарка кричит.

У папочки – очки и тапочки.

48

Выучить наизусть стихотворение «О птичках». Отработать произношение звука [ч].

По вечерам в пасть бегемоту

Летает птичка на работу…

Удобней чистить зубы птичкой,

Чем зубочисткой или спичкой!

У дочки – удочка, у внучки – дудочка.

49

Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ч].

       Три яичка лежали в гнезде чайки. Одно яичко шевелилось, словно хотело выскочить из гнезда. Это яичко стало хрустеть и на одном кончике появилась дырочка. В дырочку, как в форточку, выглянул птичий нос. Солнечные лучи были ласковы, а ветер чуть качал травку. Чайчонок уперся в скорлупу, и яичко распалось.  Чайчонок испугался и закричал: «Мама!».

50

Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ч].

          Зимой на дереве нет ни листочка. А приглядеться – на веточке почки. Ничем не примечательны почки. Чуть видны. Весной почку не узнать. Любая веточка до кончика усеяна крупными почками. Самое чудесное, когда почка раскрывается. Как будто была на замочке. Глядь – уже лопнула и выпустила листочки.

51

Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение звука [ч].

Из ореховых скорлупок

Вышло десять лёгких шлюпок…

Спичка с красным лоскутком – мачта посередочке.

И поплыли ручейком лодочки – лебёдочки.

Ручейки звенят – поют, то и знай встречаются.

Наши лодочки плывут, на волнах качаются.

52

Выучить наизусть стихотворения. Отработать произношение звука [ч].

Четыре Анюточки, не устав ни чуточки,

Пляшут третьи суточки все под прибауточки.

Чок-чок, каблучок, чуки-чуки-чуки-чок!

 – Ох, ох, ох, ох! – разворчался горох.

 –  Очень трудно жить в стручке,

Если дверка на крючке.

53

Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ч].

              У мальчика не было дудочки. Он нашёл зелёную палочку и сыграл на ней чудесную песенку. Утром я поднял эту палочку и поставил её в бутылочку с водой, потому что на ней появились десять свежих почек.

54

Пересказывать текст. Отработать произношение звука [ч] 

Мама очень устала и присела чуточку отдохнуть.

  – Поставь, дочка, чайник. Очень хочется горячего чаю!

Галочка взяла спички и поставила чайник на плиту. Она постелила на стол чистую скатерть, достала чашки, сахарницу, клубничный джем.  

– Иди, мамочка, все готово.

До чего вкусно попить вечером свежего чаю!

Источники

Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.

Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб, 2009.

Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль, 2002.

Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.,2008.

Лопухина И.С. Логопедия. – М., 1996.

Крупенчук О.И.Стихи для развития речи. – СПб, 2007.

Спивак Е.Н. звуки Ш, Ж, Ч, Щ.  Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М, 2013.

http://deti.sbornik-mudrosti.ru/avtomatizaciya-proiznosheniya-zvuka-ch/

http://logopedrunet.ru/avtomatizaciya-zvuka-ch-4-v-stixax/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевого материала для автоматизации звука Щ.

Речевой материал для автоматизации звука Щ разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал также...

Картотека речевого материала для автоматизации звука ЛЬ.

В картотеке представлен речевой материал для автоматизации звука [ль]: слова, словосочетания, предложения, стихи и рассказы для пересказа. Предлагаются также задания  на формирование у детей навы...

картотека речевого материала на автоматизацию звука С

Сборник материала на автоматизацию звука С...

Картотека речевого материала для автоматизации звука Л

Данный речевой материал поможет логопедам, воспитателям и родителям автоматизировать  звук Л у ребенка....

Картотека речевого материала для автоматизации звука Р

Речевой материал   будет  полезен логопедам, воспитателям,родителям на этапе автоматизации звука Р....

КАРТОТЕКА "Речевой материал для автоматизации звуков"

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ СВИСТЯЩИХ, ШИПЯЩИХ И СОНОРНЫХ ЗВУКОВ...

Картотека речевого материала для автоматизации звука «Л».

Картотека речевого материала для автоматизации звука «Л»....