Формирование лексико-грамматических категорий. Понятие "Признак"
план-конспект занятия по логопедии по теме

Дроздова Татьяна Евгеньевна

1. Закрепление знаний по темам «Семья», «Одежда».

2.Закрепление понятий «предметы, действия».

3.Знакомство с понятием «признак». Соотнесение с вопросами «какой? какая? какое?»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема.                               Понятие   « ПРИЗНАК »

Цель: 

1. Закрепление знаний по темам «Семья», «Одежда».

1.Закрепление понятий «предметы, действия».

2. Закрепление умения выделять из предложения слова-предметы и слова-действия.

3.Знакомство с понятием «признак». Соотнесение с вопросами «какой? какая? какое?»

4.Выделение из текста слов-признаков.

5.Согласование признаков-прилагательных с существительными в роде.

6. Подбор признаков к предметам.

Оборудование: 

-Схемы:     Пустой прямоугольник – «слово-предмет»;

                    Карточка с изображением руки – «слово-действие»;

                    Карточка с волнистой линией – «слово-признак».  

-Два мяча – большой резиновый и маленький мягкий.

-Игрушка – плюшевый мишка.

-Листы с изображением живых предметов для игры «Фантазёры».

-Цветные карандаши.

-Сюжетная картина «Семья».

-Набор детской (женской и мужской) одежды для переодевания в игре «Путаница».

-«Волшебное зеркало».

Ход   занятия

Вводная  часть:

Постановка цели занятия:

-Сегодня на занятии мы поговорим о разных предметах; о том, что эти предметы могут делать; и какими бывают эти предметы.

Основная часть:

I. -На какие две группы делятся все предметы? (живые и неживые)

-Про живые предметы мы спрашиваем ........«Кто это?»

-Про неживые предметы – ........«Что это?»

-Как мы обозначаем «слово-предмет»?  - (пустым прямоугольником)

(выставляется на доске)

-И все предметы могут выполнять разные..............(действия)

-И чтобы узнать, какое действие выполняет предмет, мы спрашиваем..... «Что делает?  предмет»

-Как мы обозначаем «слово-действие»?  -  (карточкой с изображением руки)

(выставляется на доске)

(на доске получилась схема – слово-предмет и слово-действие)

-Живые предметы ....выполняют действия.........сами.

-Неживые предметы .......действуют с помощью.......живых предметов.

II. Каждый из вас живёт в своей семье. И у каждого из вас   есть родственники.

-Давайте поиграем в Игру с мячом «Мои любимые родственники».

(дети выходят в круг)

-Придумайте предложение про любого члена своей семьи и его любимое действие.

(Например: «Моя племянница любит поливать цветы»).

+ ответы детей (всех)

        

        Установка: Надо запомнить свои предложения, потому что после игры мы будем их разбирать.

(дети возвращаются за свои рабочие места)

III. На доске схема в виде пустого прямоугольника и карточки с изображением руки.

-Теперь вспомните каждый своё предложение, которое произнесли во время игры.         Вам надо из своего предложения выбрать и произнести только те слова, которые подходят к этой схеме. (т.е. предмет и действие, - существительное и глагол).

IV. Сообщение о том, что кроме слов-предметов  и слов-действий, есть еще слова-признаки. Они отвечают на вопросы «какой? какая? какое?»,

т.е. Какой это предмет?  Какая это вещь?

-Слова-признаки мы будем обозначать «карточкой с волнистой линией»

(Логопед рукой изображает « волну»  под вопросы  какой? какая? какое?)

(карточка «слово-признак»  выставляется на доске перед «словом-предметом»)

- Обращение к одному из ребёнку : «Какое предложение ты придумал (ла) про своего (свою) брата (сестру) во время игры с мячом?» . (предложение типа «Мой младший брат Саша любит засыпать с плюшевым мишкой).

-Педагог обращает внимание детей на медвежонка, сидящего на стульчике : «У нас в группе тоже есть медвежонок. Поиграем с ним – расскажем ему стихотворение?»

Физпауза: (стоя у своих рабочих мест)

1. Припоминание и проговаривание  стихотворения с одновременным выполнением движений под текст:

Мишка милый,                               Весь из плюша

Мишка славный,                             Мишка сшит,

Неуклюжий и забавный.                Ватой пышною набит.

2. – Как в стихотворении говорится про мишку?

        Выделение из текста слов - признаков к мишке: милый, славный, неуклюжий, забавный.

-Все слова, которые вы назвали – это Слова-признаки.

Вывод:  Слова-признаки  помогают нам описывать предметы.

V.  Отгадывание персонажей сюжетной картины «Семья» по данным признакам.

(на доске выставляется сюжетная картина «Семья»)

1.  - Посмотрите, на этой картине изображена одна знакомая мне семья.

     -Кого мы видим?   (маму, папу, их сына и дочь)

(называние членов данной семьи, уточнение, что это предметы (живые).)

2.     -Я предлагаю вам поиграть в игру «Загадки». – Один из вас будет описывать кого-то из членов этой семьи, т.е. называть его признаки, а остальные будут отгадывать.

(Названный ребёнок выходит к доске, говорит на ухо педагогу, кого он будет описывать. В случае необходимости педагог помогает ребёнку).

Отгадывание членов семьи по данным признакам:

-заботливая, трудолюбивая, самая красивая, стройная, добрая, ласковая,  —

-сильный, строгий, большой, серьёзный, умный, мудрый, —

-маленький, забавный, веселый, любопытный, шустрый, игривый  —

(аналогично про девочку)

VI.  Составление предложений с опорой на схему (слово-признак, - слово-предмет, слово-действие).

-А что за листочки лежат у вас на столах. На них изображены различные живые предметы.

-Поиграем в Игру «Фантазёры»? – Выберете для себя любой предмет на этом листке, раскрасьте  его и  Составьте предложение, опираясь на эту схему –

(слово-признак,  =>  слово-предмет,  => слово-действие).

VII. Подбирать слова-признаки, т.е. описывать можно не только живые, но и неживые предметы.

-Я предлагаю вам Игру «Такие разные мячи».  Выходите в круг.

-Пока все дети выходят в круг, логопед обращается к двум детям (мальчику и девочке) : «А для вас будет другое задание. Идите с воспитателем, - она вам всё объяснит»

(Пока вся группа детей будет играть с мячами, названные дети с помощью воспитателя (так, чтобы не видели остальные)- должны переодеться – девочка надевает  заранее подготовленную мужскую одежду, а мальчик – женскую)

(У логопеда два мяча – большой резиновый и маленький мягкий).

-У меня два мяча.  Они одинаковые или разные?

-Подумайте, какими словами вы можете описать один мяч и другой.

- Кому-то из вас я буду бросать один из мячей, а вы говорите по одному слову – признаку. Старайтесь не повторяться.

VIII. Игра «Путаница»

 

(-В группу возвращаются двое детей, которые уходили с воспитателем.)

-Ой, ребята, посмотрите, наши Маша и Саша наверное хотели нарядиться, а сами перепутали вещи.

-Мы не можем так это оставить! Надо детям помочь – Надо им объяснить – кто какую вещь надел и кому она должна принадлежать.

IX. Итог.

-Мы сегодня с вами проходили слова-признаки.

-Что они помогают нам делать? (описывать предметы)

-В конце нашего занятия я предлагаю вам поиграть с «Волшебным Зеркалом» - каждый скажет этому Зеркалу, Каким?  он был сегодня на занятии.

(Катя, какой ты была?  Никита, каким ты был?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Перспективный план работы по формированию лексико - грамматических категорий ОНР, III ур.р.р., 1 период

Перспективный план работы логопеда на 1 период направлен на формирование экспрессивного и импрессивного словаря, развитие  практических навыков по совершенствованию лексико - грамматических навык...

Календарно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и формированию фонетико-фонематической стороны речи 6-7 лет по ФГОС

Календарно-тематическое планирование сообразуется с образовательной программой ДОУ, отвечает ФГОС ДО. Предназначен для обучения и воспитания детей 6 -7 лет с общим недоразвитием речи, может ...