Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Утянова Людмила Вячеславовна

Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_karta_nishcheva.docx44.44 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследование ребёнка старшего дошкольного возраста

Фамилия, имя________________________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________________

Домашний адрес_____________________________________________________________

Домашний телефон __________________________________________________________                                                                                                                                  

Откуда поступил_____________________________________________________________

Сведения о родителях:

Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) ____________________________________________________________________________

Отец  (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ____________________________________________________________________________

Национальный язык _______________                      Двуязычие________________________

Решением от_______ протокол №____ принят в логопедическую группу на срок________

Заключение ПМПК____________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты________________________________________________

Общий анамнез

Неблагоприятные факторы развития ____________________________________________

Перенесенные заболевания:

До года___________________________                 После года________________________

Ушибы, травмы головы_______________________________________________________

Судороги при высокой температуре____________________________________________

Раннее развитие

Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.)_____    __Сидит с (в норме: с 6 мес.) ____________

Ползает с (в норме: с 6 -7  мес.)_____________Стоит с (в норме: с 10 - 11 мес.)_________

Ходит с (в норме: с 11 - 12 мес.) _________Узнает близких с (в норме: с 2,5 - 3 мес.)____

Первые зубы появились в (в норме: 6 - 8 мес.)___________________________________

Количество зубов к году (в норме: 8 зубов)_______________________________________

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

Невролог_____________________________________________________________________

Речевой анамнез

Гуление в (в норме: с 2-х мес.)___________               Лепет в (в норме: с 4-6 мес.)___ ____  

Первые слова  (в норме: около года)__________________________________________

Первые фразы  (в норме: от 1,5 до 2-х лет)______________________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине_____________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи)____________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту____________________________________

Занимались ли с логопедом ___________________________________________________

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)________________________________________________________

2. Адекватность эмоциональных реакций________________________________________

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия.

  • Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)  ____________________________________________                                                                                                                              
  • Определение направления звука_____________________________________________

•  Восприятие и воспроизведение ритма_________________________________________

2. Исследование зрительного восприятия

•   Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)_____________________________________________________________________________________________________________________________ 

•    Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар,  куб) ________________________________________________________________________        

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

•    Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) _________________________________________________

  • Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)_________________________________________________________ _________                                                                                                    

•    Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)_______________________________________________________

•    Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)____________________________________________________        

      Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_______________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)______________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

____________________________________________________________________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___________________________________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

____________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)_________________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

1.Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений).

____________________________________________________________________________

•    Выполнение упражнений:

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ____________________________________________________________________________

2.  Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений).

____________________________________________________________________________

Кинестетическая основа движений:

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук______________________________________________________________

Кинетическая основа движений:

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ________

•    Навыки работы с карандашом:

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека____________________

•    Манипуляции с предметами:

 Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

____________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)

____________________________________________________________________________

•    Выполнение упражнений:

 Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос__________________________________________________

•    Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок________________________

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) _________________________________

  • Движения нижней челюсти:

Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков

____________________________________________________________________________

•    Движения губ:

Растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений________________________________________________________

•   Движения языка:

 «лопатка», «иголочка», «лопатка-иголочка», «качели», «часики»____________________

•   Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть)_________________________

Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь.

• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ______________________________________________

•    Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)______________________________________________________________________

  • Понимание действий (показать по предложенным картинкам: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)

__________________________________________________________________________

  • Понимание признаков (показать по предложенным картинкам: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)

___________________________________________________________________________

   

2.  Понимание различных форм словоизменения.

•   Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)
  ___________________________________________________________________________ 

  • Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по

____________________________________________________________________________


•    Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко

__________________________________________________________________________________

•       Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам: птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)

____________________________________________________________________________

•   Дифференциация   глаголов  с  различными   приставками

(показать по предложенным картинкам: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ____________________________________________________________________________

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

•    Понимание предложений (по предложенным картинкам)

____________________________________________________________________________

•    Понимание текста, сказка «Колобок»_________________________________________

4. Состояние фонематического восприятия.

      •   Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

мышка -  мишка  ____________________________________________________________     почка -  бочка   ______________________________________________________________

катушка -  кадушка __________________________________________________________ корка -  горка________________________________________________________________        

•   Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

речка -  редька _____________________________________________________________  коза - коса _________________________________________________________________ лук – люк___________________________________________________________ ____ рейка -  лейка ______________________________________________________________

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

•        Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

Мебель: _______________________________________________________________________

Овощи:  _______________________________________________________________________

Фрукты:_______________________________________________________________________

Птицы: _______________________________________________________________________

•        Назвать части тела и части предметов (по картинкам)        

Нос ____________        рукав_____________        

рот_____________         воротник____________________

шея_____________        пуговица____________________

живот___________   кабина машины______________

грудь____________  руль_________________________

•    Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

Стул, стол, шкаф_____________________________________________________________

Огурец, помидор, морковь ____________________________________________________ Яблоко, банан, апельсин ______________________________________________________  Воробей, голубь, сова ________________________________________________________

ГЛАГОЛЫ.

Ответить на вопросы:

Как передвигаются птицы? (летают) ____________________________________________

Как передвигаются рыбы? (плавают)____________________________________________

Как передвигается змея? (ползает)        _____________________________________________

Как передвигается лягушка? (прыгает) __________________________________________

Как передвигается человек? (ходит)  ____________________________________________

Кошка мяукает. А собака что делает?(лает)_______________________________________

А как подает голос корова? (мычит)_____________________________________________

А как подает голос петух? (кукарекает)__________________________________________

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

•    Назвать предъявленные цвета.

Красный __________             __________    Голубой                      

Оранжевый        _______________  ________    Синий ___________________________

 Желтый  ________________       ________  Белый ________              ____________

 Зеленый   __________________________ Чёрный                 __________________

•        Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).

Солнце какое? (круглое)   _____________________________________________________

Печенье какое?(квадратное) ___________________________________________ _______   Косынка какая? (треугольная) __________________________________________________

Огурец какой? (овальный)  ____________________________________________________

2. Состояние грамматического строя речи.

•        Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).

Рот - рты__________________________________ Лев - львы ___________________________

Река - реки___________________________ Ухо - уши ____________________________

Кольцо - кольца_______________________________

•     Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам)

Шаров     ____________________           Берёз ______________________________________                                                                                                                

Ключей  ________________________   Окон ________________________________________

Ложек _________________________

 

  • Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам).

Оранжевый апельсин   ________________________________________________________                                                      Голубая бабочка  _____________________________________________________________                                                                                         Белое блюдце  __________________________________________________ ____________

•        Употребление  предложно-падежных конструкций  (ответить на вопросы по картинкам).

Где сидит снегирь? (на дереве) _________________________________________________

Где стоит машина? (в гараже)__________________________________________________

У кого кукла? (у девочки)  _____________________________________________________

Где едет машина? (по дороге)  _________________________________________________

•        Употребление числительных 2 и 5 с существительными.

Два мяча  ___________________       Пять мячей _______________________________  Две розы  ___________________       Пять роз _________________________________    Два окна  ___________________        Пять окон ________________________________ 

•        Образование   существительных  с   уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).

Забор -  заборчик   __________________ Носок -  носочек  ______________________  Лента - ленточка  __________________  Окно - окошечко  ______________________

•        Образование названий детенышей животных.
У зайчихи  
______________________             У белки  ____________________________                                          У волчицы      ________________                          У козы  _____________________________  

3. Состояние связной речи.

        Пересказ текста из нескольких предложений.

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исследование фонетической стороны речи.

    Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).

      Самолет __________________________Микстура _________________________________

Скворец                                                           Парашютист __________________

Фотограф                                                          Погремушка  __________________                                

Сестренка развешивает простыни.                                                                                          _____

В универсаме продают продукты.                                                                                                    _ 

Парашютисты готовятся к прыжку.    ____________________________________________                                                                                              

Состояние звукопроизношения 
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]  
 ________________________________________________________

произношение и различение звуков: произносит (П), замена (З),искажение (И), пропуск(Пр), смешение (С).

с

с'

з

з'

ц

ш

ж

ч

щ

л

л'

р

р'

н

н'

м

м'

j

Изолирован

в словах

в речи

т

т'

д

д'

к

к'

г

г'

х

х'

в

в'

ф

ф'

п

п’

б

б’

Изолирован

в словах

в речи

5. Состояние дыхательной и голосовой функций.

• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) _________________________________________________________________

• Объем дыхания (достаточный, недостаточный)  __________________________________

• Продолжительность речевого выдоха   _________________________________________

• Сила голоса  ________________________________________________________________

  • Модуляция голоса ___________________________________________________________

6. Особенности динамической стороны речи.

  •   Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)  ________________________________
  •   Ритм (нормальный, дисритмия) ______________________________________________
  •   Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) _______________________
  •   Употребление основных видов интонации  ______________________________________

7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

•    Повторение слогов с оппозиционными звуками.

ба-па-ба                                      па-ба-па    __________________

да-та-да   _____                        та-да-та     __________________

га-ка-га                                       ка-га-ка         _________________                                          

за-са-за                                       са-за-са      _______________     _

та-тя-та      ____________       тя-та-тя      __________________

  • Выделение начального ударного  звука  из слов.

Астра                                              арка_ ______________________                                

Осень  ____________              озеро                                                  __

Улей      _____________            уши________________________

Иглы                 искры ______________________

Логопедическое заключение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата______________________                         Логопед    ___Л. В. Утянова__________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста

В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....

Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста

Речевая карта составлена на основе схемы исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 5 до 7лет),  автор Нищева Н.В....

Речевая карта для обследования ребенка старшего дошкольного возраста

Здесь представлены все традиционные виды обследования, необходимые для постановки логопедического заключения детям старшего дошкольного возраста....

Речевая карта для обследовании речи ребёнка 5-7 лет. (на основе методики О.Б.Иншаковой)

Речевая карта для обследовании речи ребёнка 5-7 лет. (на основе методики О.Б.Иншаковой)...

Речевая карта ребенка с ограниченным возможностями здоровья (ЗПР). (старший возраст)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта для обследования дошкольников с общим недоразвитием речи I-II уровня

Результаты диагностики вносятся в таблицы, подсчет результатов производится в баллах. В карту включены параметры оценки развития предречевого периода речи, что позволяет  изучить особенности имен...

Речевая карта для обследования детей с ОНР I уровня.

Речевая карта для обследования устной речи дошкольников с первым уровнем общего недоразвития речи разработана на основе методики обследования речи детей  Н.В. Нищевой....