Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_karta_nishcheva.docx | 44.44 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
обследование ребёнка старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя________________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________________
Домашний телефон __________________________________________________________
Откуда поступил_____________________________________________________________
Сведения о родителях:
Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) ____________________________________________________________________________
Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ____________________________________________________________________________
Национальный язык _______________ Двуязычие________________________
Решением от_______ протокол №____ принят в логопедическую группу на срок________
Заключение ПМПК____________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты________________________________________________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ____________________________________________
Перенесенные заболевания:
До года___________________________ После года________________________
Ушибы, травмы головы_______________________________________________________
Судороги при высокой температуре____________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.)_____ __Сидит с (в норме: с 6 мес.) ____________
Ползает с (в норме: с 6 -7 мес.)_____________Стоит с (в норме: с 10 - 11 мес.)_________
Ходит с (в норме: с 11 - 12 мес.) _________Узнает близких с (в норме: с 2,5 - 3 мес.)____
Первые зубы появились в (в норме: 6 - 8 мес.)___________________________________
Количество зубов к году (в норме: 8 зубов)_______________________________________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Невролог_____________________________________________________________________
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х мес.)___________ Лепет в (в норме: с 4-6 мес.)___ ____
Первые слова (в норме: около года)__________________________________________
Первые фразы (в норме: от 1,5 до 2-х лет)______________________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине_____________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)____________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту____________________________________
Занимались ли с логопедом ___________________________________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)________________________________________________________
2. Адекватность эмоциональных реакций________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия.
- Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ____________________________________________
- Определение направления звука_____________________________________________
• Восприятие и воспроизведение ритма_________________________________________
2. Исследование зрительного восприятия
• Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)_____________________________________________________________________________________________________________________________
• Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ________________________________________________________________________
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
• Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) _________________________________________________
- Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)_________________________________________________________ _________
• Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)_______________________________________________________
• Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)____________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_______________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)______________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
____________________________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___________________________________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
____________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)_________________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
1.Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений).
____________________________________________________________________________
• Выполнение упражнений:
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ____________________________________________________________________________
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений).
____________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений:
Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук______________________________________________________________
Кинетическая основа движений:
Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ________
• Навыки работы с карандашом:
Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека____________________
• Манипуляции с предметами:
Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки
____________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)
____________________________________________________________________________
• Выполнение упражнений:
Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос__________________________________________________
• Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок________________________
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) _________________________________
- Движения нижней челюсти:
Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков
____________________________________________________________________________
• Движения губ:
Растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений________________________________________________________
• Движения языка:
«лопатка», «иголочка», «лопатка-иголочка», «качели», «часики»____________________
• Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть)_________________________
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь.
• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ______________________________________________
• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)______________________________________________________________________
- Понимание действий (показать по предложенным картинкам: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)
__________________________________________________________________________
- Понимание признаков (показать по предложенным картинкам: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)
___________________________________________________________________________
2. Понимание различных форм словоизменения.
• Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)
___________________________________________________________________________
- Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по
____________________________________________________________________________
• Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко
__________________________________________________________________________________
• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам: птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)
____________________________________________________________________________
• Дифференциация глаголов с различными приставками
(показать по предложенным картинкам: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ____________________________________________________________________________
3. Понимание отдельных предложений и связной речи.
• Понимание предложений (по предложенным картинкам)
____________________________________________________________________________
• Понимание текста, сказка «Колобок»_________________________________________
4. Состояние фонематического восприятия.
• Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
мышка - мишка ____________________________________________________________ почка - бочка ______________________________________________________________
катушка - кадушка __________________________________________________________ корка - горка________________________________________________________________
• Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
речка - редька _____________________________________________________________ коза - коса _________________________________________________________________ лук – люк___________________________________________________________ ____ рейка - лейка ______________________________________________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
• Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
Мебель: _______________________________________________________________________
Овощи: _______________________________________________________________________
Фрукты:_______________________________________________________________________
Птицы: _______________________________________________________________________
• Назвать части тела и части предметов (по картинкам)
Нос ____________ рукав_____________
рот_____________ воротник____________________
шея_____________ пуговица____________________
живот___________ кабина машины______________
грудь____________ руль_________________________
• Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
Стул, стол, шкаф_____________________________________________________________
Огурец, помидор, морковь ____________________________________________________ Яблоко, банан, апельсин ______________________________________________________ Воробей, голубь, сова ________________________________________________________
ГЛАГОЛЫ.
Ответить на вопросы:
Как передвигаются птицы? (летают) ____________________________________________
Как передвигаются рыбы? (плавают)____________________________________________
Как передвигается змея? (ползает) _____________________________________________
Как передвигается лягушка? (прыгает) __________________________________________
Как передвигается человек? (ходит) ____________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает?(лает)_______________________________________
А как подает голос корова? (мычит)_____________________________________________
А как подает голос петух? (кукарекает)__________________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
• Назвать предъявленные цвета.
Красный __________ __________ Голубой
Оранжевый _______________ ________ Синий ___________________________
Желтый ________________ ________ Белый ________ ____________
Зеленый __________________________ Чёрный __________________
• Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
Солнце какое? (круглое) _____________________________________________________
Печенье какое?(квадратное) ___________________________________________ _______ Косынка какая? (треугольная) __________________________________________________
Огурец какой? (овальный) ____________________________________________________
2. Состояние грамматического строя речи.
• Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).
Рот - рты__________________________________ Лев - львы ___________________________
Река - реки___________________________ Ухо - уши ____________________________
Кольцо - кольца_______________________________
• Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам)
Шаров ____________________ Берёз ______________________________________
Ключей ________________________ Окон ________________________________________
Ложек _________________________
- Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам).
Оранжевый апельсин ________________________________________________________ Голубая бабочка _____________________________________________________________ Белое блюдце __________________________________________________ ____________
• Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам).
Где сидит снегирь? (на дереве) _________________________________________________
Где стоит машина? (в гараже)__________________________________________________
У кого кукла? (у девочки) _____________________________________________________
Где едет машина? (по дороге) _________________________________________________
• Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
Два мяча ___________________ Пять мячей _______________________________ Две розы ___________________ Пять роз _________________________________ Два окна ___________________ Пять окон ________________________________
• Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).
Забор - заборчик __________________ Носок - носочек ______________________ Лента - ленточка __________________ Окно - окошечко ______________________
• Образование названий детенышей животных.
У зайчихи ______________________ У белки ____________________________ У волчицы ________________ У козы _____________________________
3. Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений.
Рыбалка
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исследование фонетической стороны речи.
Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).
Самолет __________________________Микстура _________________________________
Скворец Парашютист __________________
Фотограф Погремушка __________________
Сестренка развешивает простыни. _____
В универсаме продают продукты. _
Парашютисты готовятся к прыжку. ____________________________________________
Состояние звукопроизношения
Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ________________________________________________________
произношение и различение звуков: произносит (П), замена (З),искажение (И), пропуск(Пр), смешение (С).
с | с' | з | з' | ц | ш | ж | ч | щ | л | л' | р | р' | н | н' | м | м' | j | |
Изолирован | ||||||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||||||
в речи |
т | т' | д | д' | к | к' | г | г' | х | х' | в | в' | ф | ф' | п | п’ | б | б’ | |||
Изолирован | ||||||||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||||||||
в речи |
5. Состояние дыхательной и голосовой функций.
• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) _________________________________________________________________
• Объем дыхания (достаточный, недостаточный) __________________________________
• Продолжительность речевого выдоха _________________________________________
• Сила голоса ________________________________________________________________
- Модуляция голоса ___________________________________________________________
6. Особенности динамической стороны речи.
- Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ________________________________
- Ритм (нормальный, дисритмия) ______________________________________________
- Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) _______________________
- Употребление основных видов интонации ______________________________________
7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
• Повторение слогов с оппозиционными звуками.
ба-па-ба па-ба-па __________________
да-та-да _____ та-да-та __________________
га-ка-га ка-га-ка _________________
за-са-за са-за-са _______________ _
та-тя-та ____________ тя-та-тя __________________
- Выделение начального ударного звука из слов.
Астра арка_ ______________________
Осень ____________ озеро __
Улей _____________ уши________________________
Иглы искры ______________________
Логопедическое заключение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________________ Логопед ___Л. В. Утянова__________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста
В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
Речевая карта составлена на основе схемы исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 5 до 7лет), автор Нищева Н.В....
Речевая карта для обследования ребенка старшего дошкольного возраста
Здесь представлены все традиционные виды обследования, необходимые для постановки логопедического заключения детям старшего дошкольного возраста....
Речевая карта для обследовании речи ребёнка 5-7 лет. (на основе методики О.Б.Иншаковой)
Речевая карта для обследовании речи ребёнка 5-7 лет. (на основе методики О.Б.Иншаковой)...
Речевая карта ребенка с ограниченным возможностями здоровья (ЗПР). (старший возраст)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта для обследования дошкольников с общим недоразвитием речи I-II уровня
Результаты диагностики вносятся в таблицы, подсчет результатов производится в баллах. В карту включены параметры оценки развития предречевого периода речи, что позволяет изучить особенности имен...
Речевая карта для обследования детей с ОНР I уровня.
Речевая карта для обследования устной речи дошкольников с первым уровнем общего недоразвития речи разработана на основе методики обследования речи детей Н.В. Нищевой....