Главные вкладки

    Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
    учебно-методический материал по логопедии на тему

    Кузнецова Людмила Ивановна

    Речевая карта составлена на основе схемы исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 5 до 7лет),  автор Нищева Н.В.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Речевая  карта

     Речевая карта составлена на основе схемы исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 5 до 7лет),  автор Нищева Н.В.

    Анкетные данные

    Фамилия, имя, отчество  ребёнка_________________________________________________ _____________________________________________________________________________

    Дата рождения________________________________________________________________

    Домашний адрес_______________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Домашний  телефон____________________________________________________________

    Откуда поступил_______________________________________________________________

    Сведения о родителях

    ∙ мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)____________________________ _____________________________________________________________________________

    ∙ отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)  _____________________________________________________________________________

    Национальный язык ____________________________________________________________

    Двуязычие ____________________________________________________________________

    Решением ТПМПК от___________________ протокол №_____________________________

    принят в логопедическую группу на срок __________________________________ _______

    Заключение ТПМПК ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата заполнения речевой карты __________________________________________________

    Логопед _____________________________________________________________________ Решением ТПМПК от_____________________________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом ______________________________________________ _____________________________________________________________________________

    На срок ______________________________________________________________________ Ответственный за продление ____________________________________________________

     Члены ТПМПК _________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Решением ПМПК от______________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом____________________________________________________________________

    На срок ______________________________________________________________ Ответственный за продление ____________________________________________________

    Члены ТПМПК _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Решением ТПМПК от_________________________________________ выпускается из логопедической группы с (состояние речи) ___________________________________
    в (тип ДОУ, школы) ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Ответственный за выпуск _______________________________________________________

    Члены ТПМПК ________________________________________________________________

    Общий анамнез

     Неблагоприятные факторы развития ____________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Перенесенные заболевания:

    ∙ до года_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

     ∙ после года__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Ушибы, травмы головы ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Судороги при высокой температуре ______________________________________________ _____________________________________________________________________________

    Раннее развитие

    Голову держит с (в норме с 1,5 мес.) _____________________________________________

    Сидит с (в норме с 6 мес.) _______________________________________________________

    Ползает с (в норме с 6—7 мес.) __________________________________________________

    Стоит с (в норме с 10—11 мес.) _________________________________________________

    Ходит с (в норме с 11—12 мес.) __________________________________________________

    Узнает близких с (в норме с 2,5—3 мес.)___________________________________________

    Первые зубы появились в (в норме в 6—8 мес.)_____________________________________ Количество зубов к году (в норме 8 зубов) ________________________________________

    Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии 

    (на основании медицинской карты)

    Педиатр ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

    Невролог _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Психоневролог _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оториноларинголог __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Офтальмолог_______________________________________________________________________________________________________________________________________________Хирург _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Ортопед___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Речевой анамнез

    Гуление  (в норме с 2 мес.) ______________________________________________________

    Лепет  (в норме с 4—6 мес.)_____________________________________________________ Первые слова (в норме около года) _________________________ ______________________

    Первые фразы  (в норме от 1,5 до 2 лет) __________________________________________ Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине _______________________________ _____________________________________________________________________________ Использование жестов (замена речи, дополнение речи)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отношение членов семьи к речевому дефекту __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Занимались ли с логопедом______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Результаты занятий с логопедом _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

    Исследование поведения и эмоциональной сферы

    1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)__________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________2. Адекватность эмоциональных реакций _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Исследование неречевых психических функций

    1. Исследование слухового восприятия:

    ∙ дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, пищалки, погремушки) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ∙ определение направления звука_________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ∙ восприятие и воспроизведение ритма ____________________________________________ _____________________________________________________________________________

    2. Исследование зрительного восприятия:

    ∙ различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики),

    4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

    6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) ______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________∙ восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)

    4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно- действенного и наглядно-образного мышления:

    ∙ ориентировка в пространстве

    4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ∙ ориентировка в схеме собственного тела:

    4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ∙ складывание картинок из частей:

     4 года (2— 4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)____ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы) ______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ∙ складывание фигур из палочек по образцу:

     4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ∙ складывание фигур из палочек по памяти:

     6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

     ∙ губы (тонкие, толстые, расщелина, шрам) _______________________________________

     ∙ зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) _______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    ∙ прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус) ______________________________________________________________________

     ∙ твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, сумбукозная щель) ________________________________________________________________________

     ∙ мягкое небо (укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное)  _____________________________________________________________________________ ∙ язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический») _______________ _____________________________________________________________________________ ∙ подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная) __________________________ _____________________________________________________________________________

    Исследование состояния моторной сферы

     (все упражнения выполняются по подражанию логопеду)

    1.Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5 лет

    • попрыгать на двух ногах без поддержки_____________________________________
    • прыгнуть в длину с места__________________________________________________
    • потопать ногами и похлопать руками одновременно___________________________
    • бросить мяч от груди и поймать мяч ________________________________________
    • бросить мяч из-за головы__________________________________________________
    • перепрыгнуть через мягкую игрушку________________________________________
    • попрыгать на левой ноге и на правой ноге____________________________________

    6 лет

    • подбросить и поймать мяч_________________________________________________
    • влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее_______________________________

    2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению)

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5 лет

    • Кинестетическая основа движений (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы на правой руке, а потом на левой руке, а затем на обеих руках)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    • Кинетическая основа движений (ребенку предлагают изобразить «игру на рояле» и выполнить пробу «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой и двумя одновременно)

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Навык работы с карандашом (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    • Застёгивание и расстёгивание  пуговиц на игрушке-застежке, зашнуровать шнурки на игрушке-шнуровке____________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    3. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию логопеду).

    5 лет

    • Закрыть правый глаз______________________________________________________
    • Закрыть левый глаз_______________________________________________________
    • Поднять брови, нахмурить брови___________________________________________
    • Надуть щеки____________________________________________________________
    • Втянуть щеки___________________________________________________________
    • Наморщить нос__________________________________________________________

    6 лет

    • Закрывает правый глаз___________________________________________________
    • Закрывает левый глаз_____________________________________________________
    • Прищуривает глаза_______________________________________________________
    • Нахмуривает брови_______________________________________________________
    • Поднимает брови________________________________________________________
    • Надувает правую щеку____________________________________________________
    • Левую щеку_____________________________________________________________
    •  Втягивает правую щеку, левую щеку_______________________________________

    4. Состояние артикуляционной моторики

    5 лет

    ∙ Широко улыбнуться («улыбка»)_____________________________________________

    • Сделать губки «хоботком», как у слоника____________________________________

    ∙ Показать широкий язычок («лопата»)_________________________________________

    • Показать узкий язычок («жало») ___________________________________________
    • Упражнение «Качели»____________________________________________________
    • Упражнение «Маятник»__________________________________________________

    6 лет

    • Подвигать нижней челюстью вправо-влево___________________________________
    • Поднять верхнюю губу___________________________________________________
    • Опустить нижнюю губу___________________________________________________
    • Облизать кончиком языка губы по кругу_____________________________________

    Исследование импрессивной речи

    1.Пассивный словарь 

    5 лет

    • Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы)

    Лексические темы: Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Понимание обобщающих слов (показать картинки по предложенным темам)

    5 лет

         «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6 лет

        «Домашние птицы»,  «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные»,     «Транспорт»

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Понимание действий (по просьбе логопед ребёнок показывает)

    5 лет

    кто летит__________________________________________________________________

    кто плывет_________________________________________________________________

    кто идет___________________________________________________________________

    кто прыгает________________________________________________________________

    кто ползет. ________________________________________________________________

    1. лет

    кто строит_________________________________________________________________

    кто убирает________________________________________________________________

    кто продает________________________________________________________________

    кто покупает_______________________________________________________________

    • Понимание прилагательных (по просьбе логопед ребёнок показывает)

    5 лет

    круглое печенье________________________________________________________________

    потом квадратное______________________________________________________________

    треугольное___________________________________________________________________ овальное_____________________________________________________________________ где на картинке сладкое_______________________________________________________

    где горькое____________________________________________________________________

    6 лет

    где прямоугольная и многоугольная салфетки______________________________________ молодой и старый люди________________________________________________________ веселый и грустный мальчики____________________________________________________ высокий и низкий дома_________________________________________________________

    • Понимание  различных форм словоизменения

    5 лет

    последовательно показать, где глаз, глаза, стул, стулья, лист, листья, окно, окна

    _____________________________________________________________________________6 лет

    последовательно показать, где рукав, рукава, пень, пни, гнездо, гнезда, перо, перья, ухо, уши __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Понимание  предложно-падежных конструкций

    5 лет

    Ребенок должен показать на картинке, где котенок в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, ходит по креслу, сидит под креслом

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6 лет

    Предлагается показать, где котенок выглядывает из шкафа, из-за шкафа, из-под шкафа, прыгает со шкафа, качается (на шторе) над креслом

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Понимание  уменьшительных суффиксов

    5 лет

    Ребенок должен последовательно показать по просьбе логопеда носок, носочек, чашку, чашечку, окно, окошечко

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет

    Нож, ножичек, рукавицу, рукавичку, одеяло, одеяльце______________________________

    _____________________________________________________________________________

    • Дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами   в – из, на – с, под – из-под:

    Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.

    Положи карандаш в пенал, под пенал

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Понимания ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.

    5 лет

    ребенок должен показать по просьбе логопеда сначала картинку, на которой собака бежит за мальчиком;

    а потом — картинку, на которой мальчик бежит за собакой.

    _____________________________________________________________________________ Затем логопед предлагает ребенку ряд вопросов и заданий по сказке «Колобок»:

    «Кто попросил бабку испечь колобок? Покажи._____________________________________

    Куда бабка положила колобок? Покажи.__________________________________________ Кого встретил колобок сначала? Покажи. __________________________________________

    Кого встретил колобок потом? Покажи.__________________________________________ Кто съел колобка? Покажи».

    6 лет

    Шестилетний ребенок сначала по просьбе логопеда показывает на картинке бабочку, которая сидит на распустившемся цветке; потом — бабочку, которая сидит на еще не распустившемся цветке.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Далее ребенок отвечает на ряд вопросов и выполняет ряд заданий по сказке «Теремок»: «Что стоит в поле? Покажи.____________________________________________________

    Кто первым прибежал к теремку? ________________________________________________

    Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кто сломал теремок? Покажи». __________________________________________________

    • Проверка состояния фонематического восприятия

    5 лет

    Пятилетний ребенок должен показать последовательно следующие пары: мышка—мишка, почка—бочка, катушка—кадушка, корка—горка, речка—редька, цвет—свет, челка—щелка, рейка—лейка.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Шестилетний ребенок по просьбе логопеда показывает такие пары: мышка—мошка, пашня—башня, сова—софа, крот—грот, лук—люк, марка—майка, ель—гель, плач—плащ.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Исследование экспрессивной речи

    Характер (однословная, фразовая, связная)_________________________________________

    • Активный предметный словарь

    5 лет

    Пятилетний ребенок получает задание перечислить известные ему овощи, фрукты, птиц, мебель.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет

    Шестилетний ребенок вспоминает по просьбе логопеда названия ягод, насекомых, животных, транспорта

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

     5 лет:

     Части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Части одежды: рукав, воротник, пуговица

    _____________________________________________________________________________

    Части предметов мебели: спинка, ножки, сиденье

     _____________________________________________________________________________          

     Части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина

     _____________________________________________________________________________              

      6 лет:

    Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     Части предметов одежды: воротник, манжета, петля

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         

     Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор

      _____________________________________________________________________________

    Части окна: рама, подоконник, стекло

    _____________________________________________________________________________

    Обобщающие понятия

    Ребенок получает задание «назвать одним словом» изображения нескольких предметов

    5 лет

    мебель, овощи, фрукты, птицы___________________________________________________

    6 лет

    Ягоды, насекомые, животные, транспорт

    _____________________________________________________________________________

    Подбор антонимов (с 6 лет):

    добро-зло        

    горе-_______________________

    друг-_______________________

    хороший-___________________

    большой-___________________

    широкий-___________________

    поднимать-__________________

    давать-______________________

    покупать-____________________

    • Исследование состояния глагольного словаря

    Употребление глаголов при ответах на  вопрос.

     5 лет

    Что ты делаешь в течение дня?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кто как передвигается?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     Кто как кричит?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                

     6 лет:

     Кто какие звуки издаёт?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                  

    Кто что делает? (с использованием названий профессий)

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Исследование словаря прилагательных

    Название цветов.

    5 лет:

    Основные цвета, голубой, оранжевый

    _____________________________________________________________________________  

    6 лет

    фиолетовый, розовый, коричневый

    _________________________________________________________________

    Название формы.

    5 лет

    Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Исследование грамматического строя речи

    • Употребление форм множественного числа существительных в именительном падеже

    Назови пары картинок

    5 лет

    глаз—глаза, рот—рты, река—реки, ухо —уши, кольцо—кольца

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6 лет

    лев—львы, лист —листья, стул—стулья, воробей—воробьи, дерево—деревья, пень—пни

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Употребление форм множественного числа существительных в родительном падеже

    Ребёнок отвечает  на вопрос «Много чего?»

    5 лет

    шаров, ключей, берез, ложек, окон________________________________________________

    _____________________________________________________________________________6 лет

    карандашей, листьев, книг, вилок, ведер__________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    • Способность согласовывать прилагательные с существительными ед. числа

    5 лет

    Пятилетний ребенок образует словосочетания с прилагательными  оранжевый, голубая, белое и др.____________________________________________________________________

    6 лет

    Шестилетний ребенок образует словосочетания с прилагательными фиолетовый, серая, розовое.

    • Употребление простых предлогов

    5 лет

    Пятилетнему ребенку предоставляется возможность ответить по картинкам на вопросы, употребляя предлоги в, у, на, по

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    6 лет

    Шестилетнему ребенку предлагается ответить на вопросы, употребляя предлоги под, над, из, с.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Способность согласовывать имена числительные с именами существительными

    Ребёнку предлагается посчитать картинки от 1 до 5, называя число и слово.

    5 лет

    Мячи, розы, окна

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    6 лет

    Пни, воробьи, вёдра

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Способность к словообразованию

    Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

    Ребёнку предлагается назвать по картинкам большие и маленькие предметы, причём маленькие предметы нужно назвать ласково.

    5 лет

    Цветок—цветочек, мяч—мячик, лента— ленточка, ведро-ведёрочко

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6 лет

    Изба—избушка, крыльцо—крылечко, кресло—креслице

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Образование названий детёнышей животных

    Ребёнку предлагается задание без  зрительной опоры по образцу: «У лосихи — лосенок. А у кошки кто?»

    5 лет

    Пятилетний ребенок  выполняет задание, продолжая фразы, начатые логопедом:

    У медведицы — ___________________

    У зайца — _____________________

    У волка — ____________________

    У кошки — _______________________

    6 лет

    У коровы — _______________________

    У лошади — _______________________

    У бобрихи — ______________________

    У собаки — _______________________

    Образование относительных прилагательных

    5 лет

    Посмотри на картинки, соедини линией предметы,   сделанные из одного материала.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    «Игра «Приготовим обед»

       Суп из гороха? (Гороховый)_________________________________________________

       Каша из риса?   (Рисовая)___________________________________________________

       Салат из моркови? (Морковный)_____________________________________________

       Компот из яблок? (Яблочный)_______________________________________________

    6 лет

    Стол из дерева деревянный.

    А аквариум из стекла какой?_____________________________________________________

    Крыша из соломы какая? _______________________________________________________

    Стена из кирпича какая? ________________________________________________________

    Шапка из меха какая?___________________________________________________________

    Носки из шерсти какие? ________________________________________________________

    Сапоги из резины какие? _______________________________________________________

    Образование притяжательных прилагательных

    6 лет

    Очки бабушки — бабушкины.

    А как сказать про сумку мамы? __________________________________________________

    А про усы кошки? _____________________________________________________________

    Про хвост лисы?_______________________________________________________________

    Про берлогу медведя?__________________________________________________________

    Про гребень петуха?» __________________________________________________________

    Образование приставочных глаголов с опорой на картинку

    6 лет

    Упражнение «Саша на горке».

    Понаблюдай за мальчиком Сашей, и расскажи, что он делает на горке.

    (Сначала Саша к горке подъехал, потом горку объехал, на горку въехал, с горки съехал и домой уехал).

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Образование глаголов совершенного вида

    6 лет

    Ребенок составляет предложения по картинке: н-р: «Девочка строит домик. Девочка построила домик.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Исследование связной речи

    5 лет

    Сначала логопед выразительно читает рассказ, не предупредив ребенка о последующем пересказе.

                                                                      Рыбалка.

    Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

    Затем задает несколько вопросов по содержанию:

    Куда собрался Илюша? ___________________________________________________________________________

    Как он собирался? _________________________________________________________________________________

    Что он сделал, когда пришел к реке? __________________________________________________________

    Кого он поймал сначала, а кого потом? _________________________________________________________

    Что сварила мама Илюше?________________________________________________________________________

    Затем он еще раз выразительно читает рассказ, предупредив ребенка о последующем пересказе. Далее логопед предлагает план рассказа «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама».

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6 лет

    Логопед предлагает составить рассказ по любой серии из трех- четырех картинок.

    Рассмотри картинки, разложи их по порядку, расскажи, что нарисовано на каждой картинке так, чтобы получился рассказ.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Исследование состояния звукопроизношения

    Логопед предлагает назвать предметные картинки и составить предложения или повторить предложение за логопедом.

    (Логопедический альбом для обследования звукопроизношения И. А. Смирновой)

    Обследуемые звуки находятся в разных позициях (начало, середина, конец, слова):

    свистящие, шипящие, сонорные.

    Сумка, автобус, посуда.

    Сетка, гусь, такси.

    Замок, коза. Заяц звонит в звонок.

    Зима, газета. Обезьяна едет на зебре.

    Цепь, птенец, пуговица. У крыльца цветы.

    Шапка, душ, машина. Кошка шипит.

    Жук, ножи. Пожарные едут на пожар.

    Щётка, плащ, овощи. Щенок в ящике.

    Чемодан, мяч, бабочка. У мальчика чупа-чупс.

    Рыба, топор, барабан. На крыше труба.

    Река, дверь, батарея. Дом на берегу моря.

    Лодка, футбол, молоток. На балконе стол и стул.

    Лимон, медаль, телефон. Лимон лежит на блюде.

         Звуки

                 Характер произношения

    изолированно

    в словах

    во фразах

    [с]

    [с’]

    [з]

    [p’]

    [ц]

    [ш]

    [ж]

    [ч]

    [щ]

    [л]

    [л’]

    [р]

    [р’]

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Исследование звукослоговой структуры слова

    Ребёнку предлагается назвать слова по картинкам, повторить за логопедом предложения.

    5 лет

    самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Сестренка развешивает простыни

    _____________________________________________________________________________

    В универсаме продают продукты

    _____________________________________________________________________________

    Парашютисты готовятся к прыжку

    _____________________________________________________________________________

    6 лет

    тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Виолончелист укладывает инструмент в футляр.

    _____________________________________________________________________________

    У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

    _____________________________________________________________________________

    Исследование дыхательной и голосовой функций

    Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___________________________________________________________________

    Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_____________________________________

    Голос (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, глухой голос)

    _____________________________________________________________________________

    Исследование состояния просодических компонентов речи

    Темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный)_________________________________

    Ритм (нормальный, дисритмия)___________________________________________________

    Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________________

    _____________________________________________________________________________

    Способность к  употреблению основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной)_______________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Исследование фонематического восприятия

    Логопед проверяет способность ребенка отраженно повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками.

    5 лет

    Пятилетнему ребенку логопед предлагает повторить цепочки слогов: ба—па—ба, па—ба—па, да—та—да, та— да—та, га—ка—га, ка—га—ка, за—са—за, са—за—са, та—тя—та, тя—та—тя.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Определение начального ударного гласного звука из следующих слов: астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искры.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6 лет

    Шестилетний ребенок повторяет вслед за логопедом следующие цепочки: са—ша—са, ша—са—ша, жа— ша—жа, ша—жа—ша, са—ца—са, ца—са—ца, ча—тя—ча, тя—ча—тя, ла—ля—ла, ля— ла—ля.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Определение первого согласного звука из слов: мост, банка, пол, тапки, дом, нос, вода, фартук, кот, год, хлеб

    ________________________________________________________________________________________________________________________________

    Определение последнего согласного звука из слов: кот, суп, сом, лимон, мох, сок

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Определение количества звуков в следующих словах: бык, дом, вата, банан

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата заполнения речевой карты__________________________________________________

    Учитель-логопед_______________________________________________________________

    Использованные источники:

    1.Нищева Н.В. Схема исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 4 до 7лет).

    2. Смирнова И. А  Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

    3.Маницкая Е. Г. Логопедический альбом Развитие правильной речи.

    4.Ткаченко Т. А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет. Рабочая тетрадь.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Карта развития интегративных качеств ребёнка старшего дошкольного возраста

    Данная карта позволит отследить динамику формирования интегративных качеств дошкольника...

    Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой

    Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой...

    Маршрут психо-речевого сопровождения ребёнка старшего дошкольного возраста с зпр

    В маршруте представлены линии индивидуального развития ребёнка с задержкой психо-речевого развития...

    Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста

    В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....

    Речевая карта для обследования ребенка старшего дошкольного возраста

    Здесь представлены все традиционные виды обследования, необходимые для постановки логопедического заключения детям старшего дошкольного возраста....

    Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

    Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью...

    Консультация для родителей"Речевое развитие ребёнка старшего дошкольного возраста"

    В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью.Язык становиться средством общения и мышления.Старшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения.Серьёзно...