Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Животные наших лесов зимой»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Курдакова Елена Григорьевна

 

Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

         Тренировать умение образовывать сложные слова

Закреплять умение согласовывать числительные с существительными, обозначающими детенышей зверей.

Тренировать умение детей употреблять существительные в разных падежах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp.zhivotnye.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе.

Лексическая тема: «Животные наших лесов зимой»

Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

        Тренировать умение образовывать сложные слова

Закреплять умение согласовывать числительные с существительными, обозначающими детенышей зверей.

Тренировать умение детей употреблять существительные в разных падежах.

Оборудование: Кукла по имени Грамматейка. Изображения животных (лиса, заяц, волк, медведь) с отделяющимися частями тела. Картина «Дикие животные», бубен.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед на ухо каждому ребенку говорит по одному слову: холодно, морозно, красиво, солнечно. И просит детей запомнить эти слова.

Дети входят в кабинет, их встречает Грамматейка, одетая в зимнюю одежду.

Логопед:  Грамматейка, где ты была? Почему так тепло одета?

Грамматейка: Я была в лесу, в зимнем, в настоящем! Там было … Ой, я кажется забыла, как там было!

Логопед: Не расстраивайся, дети тебе помогут. Дети произнесите те слова, которые я вас просила запомнить: Дети: холодно, морозно, красиво, солнечно

Логопед: правильно? Так было в лесу?

Грамматейка: а еще лес был заснеженный

Логопед: дети, заснеженный это какой?

Дети: заснеженный – это в снегу.

  1. Сообщение цели занятия.

Логопед: Что же ты в лесу делала?

Грамматейка: Я искала дома зверей.

Логопед: Давайте мы сегодня поговорим с вами о диких животных и об их домах.

Логопед: Дети, каких зверей могла встретить в наших лесах Грамматейка?

Дети: Белку, зайца, медведя, волка, лису. (Дети могут смотреть на картину «Дикие животные»)

  1. «Кто где живет?»

Логопед: Ну что ж, расскажи, Грамматейка, что видела.

Грамматейка: Я видела гнездо в дупле, а хозяйку этого дома не видела.

Логопед: Не беда, дети тебе помогут.

        -Кто живет в дупле?

1-ый ребенок: В дупле живет белка.

Грамматейка: А еще я видела нору.

2-ой ребенок: В норе живет лиса!

Грамматейка: Потом я пошла дальше в лес и увидела логово!

3-ий ребенок: В логове живет волк.

Грамматейка: А в самой чаще увидела берлогу, огромную-преогромную. Испугалась и убежала оттуда, прямо к вам.

Логопед: Ты правильно сделала, что не стала подходить к берлоге, потому что…

        -Почему, ребята?

4-ый ребенок: Потому что в берлоге живет медведь!

Грамматейка: И пока я бежала видела зайца, а домика его не видела. Интересно почему?

Логопед: Дети, есть у зайца домик?

Дети: Нет

Логопед: Заяц спит под кустом.

  1. «Чья морда? Чей хвост?»

Логопед: Посмотрите, какой конверт у меня есть. Давайте посмотрим что в нем!

Логопед просит ребенка открыть конверт. Ребенок достает и выкладывает на столик перед фланелергафом рисунки с частями тела животных лисы, волка, зайца и медведя.

Логопед: Что это?

Ребенок: Это части тела животных.

Грамматейка: Давайте соберем животных. Это чье туловище?

1-ый ребенок: Это туловище волка.

Логопед: Как сказать по-другому Чье туловище?

1-ый ребенок: Это волчье туловище.

Грамматейка: А это чье туловище?

2-ой ребенок: Это медвежье туловище.

Грамматейка: А это?

3-ий ребенок: Это лисье туловище.

Грамматейка: А это?

4-ый ребенок: Это заячье туловище.

Отвечающий ребенок подходит к фланелеграфу и прикрепляет деталь.

Аналогично проходит работа по нахождению, называнию и прикреплению хвостов и морд животных.

Логопед: Мы с вами называли части тела животных, говорили чье туловище, чья морда, чей хвост.

  1. «Покажи как передвигается»

Логопед: Дети, сейчас мы отдохнем.

                Отгадайте загадку: Ходит, бродит он молчком

                                           Уши серые торчком.

Дети: Волк

Логопед: Пока я стучу в бубен вы показываете как волк ходит, бродит. Когда остановлюсь и вы остановитесь.

Выполняют движения.

Логопед: Молодцы, вот еще одна загадка:                                         

                                        По снегу бежит – петляет.

                                        К лету шубку он меняет.

                                        На снегу его не видно,

                                        Волку и лисе обидно.

Дети отгадывают и имитируют движения зайца пока стучит бубен.

Логопед: Послушайте следующую загадку:

                                        Рыжая плутовка.

                                        Хитрая, ловкая

                                        Хвост пушистый. Мех золотистый

                                        В лесу живет. В деревне кур крадет.

Дети отгадывают и имитируют движения лисы пока стучит бубен.

Логопед: Последняя загадка:

                                        Хозяин лесной, просыпается весной.

                                        А зимой под вьюжный вой

                                        Спит в избушке снеговой.

Дети отгадывают и имитируют движения медведя пока стучит бубен.

  1. «Кто кем был»

Грамматейка: Дети, животные не всегда были взрослыми, они ведь были маленькими когда-то, они были детенышами. Расскажите мне, пожалуйста, кто кем был в детстве!

Логопед: Медведь был…

1-ый ребенок: Медведь был медвежонком.

Логопед: Лиса

2-ой ребенок: Лиса была лисенком.

Логопед: Заяц

3-ий ребенок: Заяц был зайчонком.

Логопед: Волк

4-ый ребенок: Волк был волчонком.

Аналогично называются все детеныши животных, изображенных на картине «Дикие животные».

  1. «Физкульминутка-логоритмика» Речевая подвижная игра. Импровизация ритмических движений: на каждую строчку – четыре однотипных движений.

Медвежонок – топ-топ,

А ежонок – хлоп-хлоп,

А волчонок - щелк-щелк,

А зайчонок – скок- скок,

А лисенок – шмыг-шмыг,

А лосенок – прыг-прыг,

И бельчонок – прыг-прыг.

  1. «Посчитаем детенышей»

Логопед: Дети, покажем Грамматейке, как мы умеем считать. Задание будет трудное, потому что надо считать до пяти с закрытыми глазами, не подсматривать. Открыть глаза можно будет только когда я скажу «открывайте глаза»

Логопед: Лисенок

1-ый ребенок: один лисенок, два лисенка, три лисенка, четыре лисенка, пять лисят

        Логопед: Волчонок

2-ой ребенок: один волчонок, два волчонка, три волчонка, четыре волчонка, пять волчат.

Логопед: Медвежонок.

3-ий ребенок: один медвежонок, два медвежонка, три медвежонка, четыре медвежонка, пять медвежат.

Логопед: зайчонок

4-ый ребенок: один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат.

Логопед: Открывайте глаза. Вы очень хорошо считали детенышей зверей до пяти.

  1. «Вот какой-то странный зверь»

Грамматейка: Ой! Ой! Ой! Посмотрите что случилось!

Логопед: Вот какие странные звери у нас появились. Помогите разобраться

 1-ый ребенок У медведя волчья голова.

Логопед: Давайте этому странному зверю придумаем название медведе….

Дети: медведеволк.

Грамматейка: Здорово, интересно, а это кто?

2-ой ребенок: У лисы заячья голова. Это лисозаяц

3-ий ребенок: У волка медвежья голова. Это волкомедведь.

Логопед: Чтобы легче было произносить можно назвать его волкодведь.

4-ый ребенок: У зайца лисья голова. Это заялис.

Логопед: Мы с вами придумывали сложные название. Из двух слов делали одно. Получились странные звери, которые наверно живут в странном лесу в своих странных жилищах.

Грамматейка: Давайте придумаем где могут жить эти странные звери.

1-ый ребенок: Медведеволк может жить в берлоге.

2-ой ребенок: Лисозаяц может жить в норе.

3-ий ребенок: Волкодведь может жить в логове.

4-ый ребенок: Заялис может спать под кустом.

10. Подведение итога занятия

Логопед: Наше занятие заканчивается. Грамматейка, ты помнишь, что мы сегодня на занятии делали, о чем говорили?

Грамматейка: Я хочу, чтобы мне помогли ребята.

Дети вспоминают что делали на занятии, о чем говорили. Логопед положительно оценивает работу каждого ребенка.

Грамматейка: До свидания, ребята, приходите ко мне в следующий раз!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе  универсального макета «Город»).Задачи:а). Коррекционно...

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...

Конспект занятия в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи «Перелётные птицы»

Конспект занятия в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи «Перелётные птицы»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу» с использованием ИКТ

Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедической группы. Занятие в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи...

Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи с нарушением зрения на тему «Посуда».

Конспект занятия рекомендован для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения...