Развитие и уточнение пространственно-временных представлений на логопедических занятиях.
консультация (логопедия, старшая группа) на тему

В данной консультации предлагается материал последовательного формирования пространственного восприятия, пространственных представлений, временных ориентировок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

 В процессе логопедической работы с дошкольниками необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия, пространственных представлений временных ориентировок  в онтогенезе.

Время наряду с пространством является основной формой существования материи. Временные представления - это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток времен года смену поколений.

Как отмечал ПФ Лесгафт каждая сознательная работа требует серьезного понимания значения пространства и времени и умения справляться с этими отношениями. Для понимания проблемы речевых расстройств у детей этот вопрос имеет существенное значение, так как недостаточная сформированность пространственно – временных представлений скажется  у дошкольников на формировании грамотной связной речи школьников – на процессе формирования навыков чтения и письма. Ведь известно что для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.     Дети у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над. Дошкольники, а иногда и младшие школьники в устной речи затрудняются в дифференциации предлогов к у, в на (к дому — у дома, в столе на столе.) Нередко дети этой категории смешивают предлоги перед после — за, что является следствием не - сформированности и пространственных и временных отношений. Например «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы». Малыши испытывают трудности при использовании прилагательных широкий узкий, толстый тонкий. Эти прилагательные заменяются обозначениями большой или маленький. Например широкая река большая река, тонкий стебелекмаленький стебелек. В дальнейшем при овладении навыком письма перечисленные трудности приводят к нарушениям письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела». Впоследствии это найдет проявление в затруднениях при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например: при оформлении письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться автоматизма при выполнении стандартных требований к их оформлению пропуск определенного количества строчек  или клеточек между работами, выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа, оформление работы «в два-три столбика», равномерное заполнение тетрадного листа текстом.

Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки, проявляющиеся в зеркальном написании букв в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у детей с недостаточностью пространственно-временных представлений достаточно стойкими и резистентными к логопедической коррекции.

Дети с трудностями в усвоении временных представлений испытывают сложности в обозначении понятий основных единиц времени, в периодах человеческого возраста.

При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам (зима лето, день ночь), дети не допускают ошибок. Но при необходимости дифференцировать временные периоды, различия которых не столь ярко выражены (весна — осень, вечер — утро), дети испытывают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний (птицы при - летают птицы улетают, солнце всходит — солнце заходит и т. д.). Это связано со сложностями при выделении в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение.

Недостаточно развитая ориентировка во времени в дошкольном возрасте, проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школьном возрасте проявится в самостоятельных письменных работах в виде выраженных аграмматизмов. Это и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов (Иду  я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра.), употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (Я рисую машину. Я нарисовал машину..)

С целью развития и уточнения пространственно-временных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственно-временных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану.

РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

В работе по развитию у детей ориентировки в пространстве (на основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами) широко используются дидактические игры и разнообразные игровые по форме упражнения.

1) осуществляется работа по формированию представлений:                                                     -   о собственном лице,

- теле,

 На этом пути важно определить ведущую руку. От того какая рука главная, будет зависеть постановка схемы коррекционного воздействия, кроме этого необходимо учитывать словарный запас ребёнка и расширять его по мере необходимости;

  • покажи левую бровь, правое ухо, правый глаз;
  • закрой глаза и скажи, что у тебя под левой бровью, а что находится сбоку от носа;
  • где у тебя плечи, левое плечо, что находится под шеей;
  • поднять “главную” руку (это левая либо правая рука, в данном случае необходимо сразу обратить внимание на доминантность полушария), объяснить ребенку, что название рук не меняется, меняется только их “главность”;
  • поднять вторую руку, определить ее название; поднять то левую, то правую руку;
  • закрепление дифференциации рук с помощью схемы - подойти, приложить кисть руки, определить ее название;
  • соотнесение части тела с правой рукой, назвать их (правая нога, правая щека, правое ухо);
  • соотнесение с левой рукой, назвать части тела (левое колено, левая бровь);
  • показать: левой рукой правую бровь, левую ногу и т.д.;
  • что находится выше кисть или локоть руки? (Анализ положения рук относительно собственного тела); Продолжительность работы зависит от появления уверенности ориентировки у ребенка в собственном теле.

-   объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения вертикальной организации пространства тела (его вертикальной оси).

Работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам:

-   выше всего на лице (вверху);

-   ниже всего на лице (внизу);

-   выше, чем…(на лице);

-   ниже, чем…(на лице).

В сопоставлении с этими представлениями в работу вводятся предлоги «НАД», «ПОД», МЕЖДУ» (что находится над?; что находится под?, что находится между?)

Выполнение заданий должно происходить первоначально по образцу (показу) и одновременно развернутой речевой инструкции.

2) дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например: локоть, плечо колено, лопатка и т. д.

На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:

—Подними правую руку, левую руку;

—Покажи, где  у  меня правая, левая рука;

—Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя;

а)  Наглядный вариант

Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.

б)  Речевой вариант

Простая ориентировка.  Инструкция «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

3) игры и упражнения на дифференцировку  основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве. Это игры: «Где шарик», «Где звенит колокольчик», «Найди флажок», «Куда пойдешь» и т.д. Игры, в которых содержаться элементы обучения детей правилам поведения   пешеходов на улице.

4)  Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади спереди, вперед назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху внизу, сверху снизу, над под).

Наиболее отличительной особенностью данной категории детей является неспособность овладеть понятиями слева справа, левый правый, лево право. В старшей группе можно предложить детям выполнить такие задания посади мишку справа от куклы, положи кубик слева от куклы, скажи, где находится мишка по отношению к кукле — справа или слева, где находится кубик по отношении к кукле — слева или справа. Интересны упражнения, предложенные Ф.Н. Блехер: придумывать предложения на слова, обозначающие пространственные признаки или отношения; дополнить предложение словом, обозначающим какой-то пространственный признак предмета или его положение по отношению к другому предмету. Например, логопед говорит: «Девочка разделась, положила свою одежду на стул,  а туфли поставила…?»  Ребенок дополняет: «…под стул» и тд.

Ориентировка детей в окружающем пространстве, развивается также в определенной последовательности. Сначала, это положение предметов по вертикальной оси (верх-низ), затем вперёд и назад, затем отношение объектов (справа или слева). Ребенок определяет его (положение) в том случае, если предметы расположены сбоку, т.е. ближе к той или иной руке. При этом в начале работы все действия сопровождаются движениями рук и глаз. Затем, по мере закрепления понятия, оформляются речевые обозначения. Работа предусматривает использование следующих методов, упражнений:

  • скажи, где находится конфета - на столе, а где она будет находиться сейчас (переместить конфету под стол), переместить её на стол и накрыть коробкой; где теперь конфета;
  • переместить конфету за коробку, перед коробкой и определить её положение;
  • поместить конфету сбоку от коробки, определить место её положения;

 

Аналогичная работа в подготовительной к школе группе проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Логопед предлагает детям выполнить следующие примерные задания.

  • Поставить машинку перед собой, слева от нее положить мяч, справа — барабан и т. д.
  • Стоя друг за другом назвать стоящего впереди, стоящего сзади, стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
  • На  демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
  • Сидя  за столом определить его правый и левый края.
  • Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
  • Стоя попарно, лицом друг  к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем роли меняются.
  • Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх, б) спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
  • Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке (по рисунку).
  • Определить последовательность воспроизведения,  расположения ряда цветов радуги.
  • Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.
  • Назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
  • Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево.) Как изменяется величина чисел в этом направлении (Уменьшается.) 
  • Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4?
  • Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине.

Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.

Детям предлагаются следующие упражнения.

  • Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии.
  • Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга.

 Что находится в центре рисунка? (Мишка.)  

Что находится в правом верхнем углу? (Шарик.) 

Что находится слева от мишки? (Мячик.)

 Где находится  кубик  по  отношению к мишке? (Внизу слева.)  

Что находится в правом нижнем углу? (Пирамидка.)

4) игры и упражнения на ориентировку в двух мерном пространстве, т. е. на плоскости, например: разнообразные игры типа лото или парных картинок, которые подбирают по признаку адекватного пространственного расположения изображенных на них объектов. Некоторые авторы (В.Г. Нечаева, Н.А. Сенкевич и д.р.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста так называемых «зрительных диктантов»; хороши игровые по форме упражнения по выкладыванию лучинок: «Кто запомнит», «У кого что получилось» и др. Кроме этого следует продолжать работы над определением последовательности предметов – выложить карандаши, фишки, шары, назвать их по порядку, затем в обратном порядке. Выложить полоски из цветного картона в определенном порядке, дать ребёнку запомнить, перечислить их, закрыть полоски. Ученик должен попытаться воспроизвести заданную цепочку из цветных полосок. Такое же задание можно дать в цифровом варианте. Найти пропавшую из ряда цифру, поставить смешанные цифры по порядку. В процессе работы следить за речью ребёнка.

Дальше коррекционная работа ведется в направлении уточнения пространственного расположения фигур и букв. Задания могут быть следующими:

  • нарисуй кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставь точку;
  • нарисовать по речевой инструкции точку, ниже крестик, справа от крестика кружок

Процесс формирования пространственно-временных представлений у детей в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей логопатов".

Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию временных и пространственных представлений у дошкольников....

Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи

В статье рассаматриваются вопросы формирования пространственно-временных представлений у детей и методы и приемы коррекционной работы....

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...

Упражнения, направленные на развитие и уточнение пространственно- временных представлений у дошкольников с нарушениями речи.

Пространственно-временные отношения играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием  ориентировки в ней....

Закрепление элементарных математических представлений на логопедических занятиях

1. Прямой и обратный счёт.При автоматизации звуков часто используем прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ш» считаем с опорой на наглядность или без нее: одна шапка, две ша...

Формирование элементарных математических представлений на логопедических занятиях

Игры по автоматизации звуков в слогах и словах с элементами математических занятий....

Формирование элементарных математических представлений на логопедических занятиях

На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способо...