Упражнения, направленные на развитие и уточнение пространственно- временных представлений у дошкольников с нарушениями речи.
учебно-методический материал по логопедии на тему

лялина людмила

Пространственно-временные отношения играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием  ориентировки в ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения, направленные на развитие  и уточнение пространственно - временных представлений у дошкольников с нарушениями речи

Роль пространственного представления в развитии детей очень велика. Пространственный гнозис – один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс. 

Пространственно-временные представления включают в себя величины,  местоположение и перемещение предметов относительно друг друга и собственного тела,   представления о последовательности смены явлений и состояний материи, а именно о смене времени суток, времен года, дней недели.  

 Пространственно-временные отношения играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

Развитие пространственного  гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.

Нарушения пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно при овладении им навыками орфографически- правильного письма.

   Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в использовании   в речи предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения            предметов, живых существ. Дошкольники испытывают затруднения при   использовании прилагательных толстый –тонкий, широкий – узкий, длинный – короткий, большой – маленький. Часто у  них наблюдается запаздывание формирования схемы тела. Дети не дифференцируют правую и левую руки, глаза,  уши, плечи и т. д.

   Ориентировка на листе бумаги формируется с запозданием. Так же  наблюдается стойкая проблема при обозначении единиц времени, частей суток, дней недели, не различают время по механическим часам.

  Недостаточно развитая ориентировка во времени в дошкольном возрасте проявляется в ошибках грамматического оформления устной речи, а в школе выльется при письме в выраженные аграмматизмы.

Пространственные ориентировки включают два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

1. Ориентировка в собственном теле;

2. Ориентировка в окружающем пространстве.

 Ребенок учится различать правую и левую руку раньше, чем начинает ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки.

На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируется на основе умения выделять правую руку. Различение левой руки у ребёнка в этот период осуществляется только через правую. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребёнок начинает различать правые и левые части тела.

Дети дошкольного возраста практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют и т.д.), но ещё полностью не владеют речевой дифференциацией «правое - левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.

Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, то есть ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо - влево.

Различение правой и левой сторон предмета, находящегося непосредственно перед ребенком, появляется позже.

Особенно трудно для ребенка определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.

Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки.

  1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться.
  2. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднения  дать ответ, а ребенок должен повторить несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.
  3. Показать левую руку. Если ребенок не может назвать левую руку, то
    следует ее назвать, а ребенок - повторяет.
  4. Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой
    рукой, взять книгу левой, правой рукой.

При наличии детей – левшей следует доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить. Далее предлагается:

- Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога, рука).

- Соотнести части тела с левой рукой, назвать их (левое колено, локоть).

- По инструкции педагога или товарища показать, например, правую бровь, левый локоть и т.д.

-На схеме (лист с обведенными кистями рук) приложить кисть, определить и назвать руку,

- на схеме (лист с обведенными следами обуви) приложить, определить и назвать ногу,

- найти ботинок для левой (правой) ноги,

- найти варежку для левой (правой) руки.

Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.

Задание 1. «Сколько у одного человека и у трех человек?» (голов, носов, рук, ног, ушей, глаз)

Задание 2. «Что лишнее и почему?»

Рука, человек, нога (человек, т.к. это целое, а рука, нога –части его тела).

Хлеб, язык, зубы (хлеб, т.к. это еда, а язык и зубы то, чем мы едим).

Задание 3.  «Чем мы»: смотрим – глазами, слушаем - …,Хлопаем -…, жуем -.,

Целесообразно использовать игры с мячом, например, игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» Дети выполняют задания по инструкции логопеда.

В правую руку свой мячик возьми,

 над головою его подними

и перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

 и ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да не живот – не запутаться б мне.

2. Упражнения, направленные на проверку и уточнение ориентировок в окружающем пространстве проводятся в следующей последовательности:

- Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.

1. Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны.

2. Аналогично – слева.

3. Повернуть голову влево, вправо. Наклонить голову к правому плечу, к левому плечу.

4. Перечислить предметы, находящиеся справа от себя, слева от себя Пособие «Противоположности»

5. Положить книгу справа от себя, слева от  себя. ( игра «Волшебный сундучок» - разложить игрушки справа и слева от себя.)

  «Солдат». Ребенок выполняет команды логопеда: один шаг налево, два вперед, три направо, один назад и т.д. Затем ребенок и логопед меняются ролями.

  «Неисправный робот». Ребенок выполняет команды логопеда, двигаясь в направлении, противоположном названному. Затем ребенок и логопед меняются ролями.

  «Куда пойдешь, то и найдешь». Игрушки прячем под бумажные колпаки по 4 стороны от ребенка. «Направо пойдешь – мишку найдешь. Налево пойдешь – зайца найдешь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?»

  «Сыщик». Ребенок ищет спрятанную игрушку, выполняя команды логопеда. Упражнение можно выполнять, отсчитывая шаги (по аналогии с описанными выше упражнениями) или ориентируясь на предметы: пройди справа от стула, но слева от стола и т.д.

Игра «Вратарь»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен полететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Игра «Попади в ворота»: необходимы мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из конструктора или кубиков.

По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади от ребенка).

Игра « Справа, слева я стучу – перепутать не хочу!»

Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа, слева от себя.

Справа – два, а слева – три,

справа трижды повтори,

справа – раз, а слева – два: не запутался едва.

- Уточнение пространственных взаимоотношений.

1. В колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади.

2. Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа.

3. На демонстрационном полотне с прорезями для картинок расположить по инструкции соответствующие картинки справа и слева (комьютерная игра «Окошко»

4. Определение места товарищей по отношению к себе и другим предметам окружающей действительности. ( игра «Репка», «Кинотеатр». Рассадить игрушки в два ряда, комментируя при этом свои действия: «Мишка сядет в первый ряд, слева от него – зайка, справа – кукла Маша, сзади – слоник» и т.д. Аналогично упражнение выполняется по картинке).

5. Определить правые и левые части тела у человека стоящего напротив. (игра «Человечек»)

- Уточнение пространственных взаимоотношений фигур и букв.

1. Предварительно показывают рукой направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо.

2. Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех же направлениях, что и в предыдущем задании и прочитать эти направления. (Игра «Бабочка», «Лабиринт»)

3. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии, сверху или снизу горизонтальной линии.

4. Расположить геометрические фигуры по инструкции, например: положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.

5. Рисование по речевой инструкции. Например: нарисовать на строчке четыре точки. Поставить знак «+» от правой точки снизу, от второй точки – сверху, от третьей точки слева, от четвертой точки – справа.

6. Или аналогичное задание: от каждой точки провести стрелку в направлении: вниз, влево, вправо, вверх.

Далее такие упражнения (по речевой инструкции) следует усложнить. Например: на двух строчках отметить 8 точек. Мысленно сгруппировать точки в квадраты (4 квадрата). В первом квадрате выделить карандашом правую верхнюю точку, затем правую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз.

Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.

Во втором квадрате выделить правую верхнюю точку. Затем левую верхнюю точку  и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.

В третьем квадрате выделить левую верхнюю точку и правую нижнюю соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз и т.д.

7.Прочитать направления стрелок во всех заданиях.

8. Графические диктанты.

На занятиях развитие и уточнение временных представлений предполагает решение такого вопроса, как наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий.

Могут быть использованы следующие упражнения:

1. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок.

2. Составить устно рассказ по сюжетным картинкам.

3. Наблюдать последовательность каких-либо явлений и реальных действий, описание этих действий или воспроизведение действий с оречевлением их.

4. Исправить ошибку в перечне каких-либо событий, в рядах диктуемых логопедом с намеренной перестановкой или пропуском.

5. Повторить отраженно и записать под диктовку серии из 2-5 звуков, цифр, слогов, слов (записать только после прослушивания серии).

Навык определения временной последовательности звуковых комплексов в дальнейшем можно будет развивать и закреплять в заданиях по звуковому анализу и синтезу слов, а так же по слоговому анализу и синтезу.

Определение временной последовательности слов можно будет развивать на упражнениях, направленных на преодоление ошибок на уровне предложения и текста.

Таким образом, использование данных упражнений на логопедических занятиях способствуют формированию и развитию пространственно –временных представлений у дошкольников.

Литература   

 - Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964. — 302 с.-

- Елецкая О.В., Горбачёвская Н.Ю. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи. (Логопед. 2005. №2) 

- Азина Е.Г., Бородачева М.А., Данилова Н.М, Прышляк И.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи. (интернет источник ИД «Первое сентября», Фестиваль «Открытый урок»)

- Воробьева Т.Н., Крупенчук О.И. «Мяч и речь: игры с мячои для развития речи, мелкой и общей ммоторики», С-Пб.:Каро,2003г. 

-  Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста// Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. Сб. ст. под ред. Ананьева Б.Г. М.: «Известия АПН РСФСР», 1956, вып.86. - 223 с.

-  Сорокун П.А. Формирование пространственных представлений у младших школьников. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1953, 16 с.

-   Веракса Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников // Воспитание, обучение и психическое развитие:Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР г. Москва,27 июня – 2 июля 1977 г. / Ред. В.В. Давыдов и др. Ч.1. – М., 1977. – С. 6-7.

- Говорова Р. К вопросу о  развитии пространственных представлений у дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1974. - № 3. – С. 45-48

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Лялина Л.Ю.

МАДОУ №248

        

Казань,2014г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей логопатов".

Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию временных и пространственных представлений у дошкольников....

Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи

В статье рассаматриваются вопросы формирования пространственно-временных представлений у детей и методы и приемы коррекционной работы....

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений на логопедических занятиях.

В данной консультации предлагается материал последовательного формирования пространственного восприятия, пространственных представлений, временных ориентировок....

Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."

В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...

Консультация для родителей «Уточнение и обогащение временных представлений у детей с нарушением речи»

Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-времен...