Непрерывная непосредственно образовательная деятельность "В гости к Смешарикам"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Мусинова Людмила Юрьевна

Итоговое логопедическое занятие в средней группе компенсирующего вида и самоанализ к занятию разработны с учетом ФГТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

 

                            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                                  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОАННОГО ВИДА «РОСИНКА»

                                                                               П.ПИОНЕРСКИЙ

                                          КОНСПЕКТ

             НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ      

                                    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                НА ТЕМУ: «В ГОСТИ К СМЕШАРИКАМ»

 

                        (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

                         С ДЕТЬМИ ОНР – ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

                                                                                                 

                                                                                             

                                                                                                            Составитель: Мусинова Л.Ю.

                                                                                                                                Учитель – логопед

                                                                                                                           высшей кв. категории

                                                                 2012 – 2013 уч. год

 Тип занятия: закрепление знаний, умений и представлений.

Вид занятия: комплексное (логопедическое).    Форма проведения: фронтальное в группе.

Цели непосредственно образовательной деятельности:

- Закрепление знаний детей полученных ранее на логопедических занятиях по разделам программы  Н.В. Нищевой: «Звукопроизношение», «Лексико-грамматические категории», «Обучение элементам грамоты».

- Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация».

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:

Образовательная область «Коммуникация»

  • Закрепление произношения гласных и согласных звуков (свистящих и шипящих) в речи;
  • Совершенствование артикуляторных движений для произношения данных групп звуков;
  • Развитие фонематического слуха: умение различать слова с заданным звуком, делить их на слоги;
  • Совершенствование лексико-грамматических категорий: умение согласовывать слова в предложении  употребляя простые предлоги; правильно употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме; существительные с притяжательными местоимениями;
  • Продолжение работы над дикцией: совершенствование отчетливого произношения слов;
  • Воспитание активности, самостоятельности, ответственности на занятии.

  Образовательная область «Социализация»  

  • Развитие у детей интереса к дидактическим играм и упражнениям направленных на обогащение и развитие речи; побуждение к активной деятельности;
  • Формирование умения соблюдать в процессе игры правила культурного поведения.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Наглядный – объяснительно – иллюстративный

Словесный – диалог, пояснение, беседа

Игровой – речевая игра, воображаемая ситуация

Практический – выполнение заданий, упражнений, импровизация движений.

Словарная работа: Лосяш, Кар-карыч, Совуня, Нюша, Крош. Закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».

Индивидуальная работа: оказывать помощь детям с сенсо-моторной алалией в проговаривании окончаний в словах и выполнении движений в речедвигательной разминке.

Предварительная работа: просмотр мультфильмов  «Смешарики», слушание музыки, разучивание песенки «Круглый год»; артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Материал и оборудование: мягкие игрушки Смешарики (9 шт.), звуковые модели гласных, дидактическое пособие «Поляна», цветок объемный с прикрепленной осой, предметные картинки с изображением «транспорта», «насекомых», «диких животных», магнитная доска, домики, стулья, столы, угощение для детей, магнитофон, диск с записанными песенками из мультфильма.

Работа с родителями: провести индивидуальную консультацию по закреплению с детьми в домашних условиях  звукопроизношения свистящих звуков в словах с открытыми слогами.

 

                                     САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Тип занятия – обобщающее

Вид занятия –  комплексное по развитию речи

Форма проведения - фронтальное                            

Место проведения – групповая комната    Количество детей – 8 человек

Занятие разработано для детей средней группы компенсирующего вида ( дети с ОНР) с использованием здоровьесберегающих  технологий: Г.П Зинатуллина “Динамические паузы”, В.Базарный “Гимнастика для глаз”, М.Мантессори “Зона ближайшего развития” и направлено на обобщение и закрепление ранее пройденного материала на логопедических занятиях.

Занятие проводилось в логопедической группе №2 «Речецветик» с соблюдением СанПина.

В процессе занятия использовались следующие  методы:

Словесный метод  осуществлялся через совместную речевую деятельность:  диалог, пояснение, беседа,  ответы детей.

Наглядный метод  представлен  использованием  картинок, карточек-символов.

Игровой метод осуществлялся через: воображаемую ситуацию, речевые игры.

Применяя практический метод использовала: динамические упражнения,  моделирование, выполнение упражнений, импровизация движений.

Деятельностный подход на занятии осуществлялся через такие формы, как совместная деятельность педагога и ребенка и самостоятельная деятельность детей. Данные формы осуществлялись на занятии в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной.

Интеграция образовательных областей: коммуникации, социализации позволяла рационально распределять материал в ходе занятия, максимально использовать здоровьесберегающие технологии, обеспечивать комфортное пребывание детей на занятии.

Мотивация к деятельности определена побуждением детей отправиться в гости к Смешарикам.

Задача по совершенствованию навыков звуко-слогового анализа   решалась с помощью  вопросов, работы с карточками – символами. Дети сопостовляли изображенное на картинках со звуковой моделью слога. Упражнения “Все ли готово к поездке”, “Песенки звуков”, “Подскажи слоги”, «Хлопни в ладоши», «Собери цветок» «Подбери картинку» способствовали закреплению знаний детей о звуках и их характеристики.

Задача по закреплению грамматических категорий речи решалась при помощи дидактических игр «Чей, чъя…?», «Кто, где сидит?», «Чей это малыш?».

Хочется отметить, что дети еще не совсем четко опеределяют инструкцию педагога, в связи с тяжелыми нарушениями речи, хотя данный прием используется на занятиях систематически.

С целью формирования потребности в здоровом образе  жизни, а также закреплению навыков применения   элементов здоровьесберегающих технологий на занятии были использованы такие приемы:воображаемая ситуация «В гости к Смешарикам», психогимнастика «Улыбка», динамическое упражнение «Смешарики».

Занятие построено на равноправном взаимодействии взрослого и детей, с использованием различных коммуникативных средств: мимических, вербальных, интонационных.

Особое внимание уделялось формированию коммуникативных навыков воспитанников – сотрудничество, межличностные отношения друг с другом.  

Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов, повторение, проговаривание.

Отбор содержания занятия основывался на личном, эмоциональном,  игровом, познавательном опыте детей.

На занятии не все дети были активны в виду своих личных особенностей. Каждый ребенок был включен в работу через внимательное наблюдение взрослого за ситуацией в процессе занятия.

Самостоятельная деятельность детей осуществлялась через  выполнение заданий,  динамических пауз.

Старалась взаимодействовать с детьми в зоне ближайшего развития ребенка: индивидуальный подход осуществлялся с учетом уровня его особенностей (темп речи, интонация, взгляд).

Для реализации занятия использовался разнообразный демонстрационный  материал, соответствующий технике безопасности. Материал рационально расположен, использовался оптимально. Гигиенические требования к помещению,  длительность занятия и нагрузка на детей соответствуют санитарным нормам и психофизическим  особенностям детей.

Содержание комплексного занятия логично, последовательно, способствует  решению всех поставленных задач.

В целом занятием довольна, как показал опрос детей во время занятия, запас речевых знаний у-4 детей сформирован, у-3 детей находится на стадии формирования, у-1 ребенка в виду тяжелого психо-речевого нарушения не сформировано (но результаты есть в индивидуальной работе).

В перспективе планирую продолжать работу по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей и развитию у них речевых навыков и умений.    

Планирую  в дальнейшем повышать свой профессиональный  уровень, в соответствии с современными  стандартами ФГТ  Образования.

                                           ХОД ЗАНЯТИЯ

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ:

 

Психогимнастика «Улыбка»

             

              «Собрались все дети в круг,

               Я твой друг и ты мой друг.

               Крепко за руки возьмемся

               И друг другу улыбнемся»

               

Логопед: - Я  приготовила для вас сюрприз. К нам в группу пришло письмо от наших друзей Смешариков. Они приглашают нас в гости, и сегодня мы  поедем к ним.  Но каждый из вас поедет насвоем транспорте  (дети разбирают картинки с видами транспорта).

Логопед: - Ну что, готовы в путь? Чтобы поехать надо проверить все ли готово?

 

Выполнение элементов артикуляционной гимнастики, звуковой синтез с опорой на артикуляторные сигналы звуков:

- Водитель проверяет, хорошо ли накачаны колеса: с-с-с-с

-Чтобы транспорту тронуться нужно завести мотор: д-д-д-д

И вот мотор заработал! – дрррр …

- Чтобы весело ехать споем песенки: - АО… ИО… УИ… ИА… АУ.

II. ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО:

1. Дом Кроша

              Логопед: - Вот мы с вами и приехали в гости к Смешарикам  (появляется Крош).

            Крош: - На чем вы приехали?

            Дети: - Я приехал на машине, я приехала на мотоцикле… и т.д.

            (картинки выставляются на демонстрационную доску)

           

            Д/И «Чей, чья…?» (согласование сущ.-х с притяжательными местоимениями)

             

             Логопед: - Это чья машина, это чей самолёт?

             Дети: - Это моя машина… и т.д.

             

            2. Дом Нюши  

             

             Логопед: - А вот и дом Нюши  (появляется Нюша).

             Нюша: - Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з), песенку жука (ж-

             ж-ж), песенку  ветра (ш-ш-ш), песенку насоса (с-с-с).

           

               Д/И «Хлопни в ладоши»  (развитие фонематического слуха).

            Нюша: - Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши,  

            если услышите:

Песенку комарика: (З) – зебра, машина, зонтик ,зубы, сумка, забор;

Песенку жука: (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;

Песенку ветра: (Ш) - шапка, шуба, конфета шишка ,машина;

Песенку насоса: (С) - стол, стул, рука ,слон, самолет, дерево.

Упр. «Со словами мы играем, их хлопками разделяем»  (слоговой анализ слов):

- Слон, зи – ма,  снег, жук, за – бор, шу – ба, дом, Ню – ша и т.д.

3. Дом Совуни

Совуня: - В гости как-то, раз с утра прилетела к нам оса. Все, что было расскажите, четко и ясно говорите.

Упр. «Повтори чистоговорку»    (автоматизация в речи четкого произношения звука «С»)

СА – СА – СА  - летит оса.

ОС – ОС – ОС – села оса на нос.

СО – СО – СО – села оса на колесо.

СУ – СУ – СУ – не боимся мы осу.

СА – СА – СА – улетела оса.

СЫ – СЫ – СЫ – больше нет осы.

Речедвигательная разминка:  «СМЕШАРИКИ»

Вот советует нам Нюша:

Если будешь наклоняться

Влево – право, влево – право

И тогда наверняка, будешь

Ты здоров всегда!

Кроша нам дает совет:

Чтоб была спина пряма.

Поднимайтесь на носочках,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять

Повторяйте – ка опять!

А теперь мы все присядем,

И на стулья тихо сядем!

4. Дом Ежа

Логопед: - Дети посмотрите, какую красивую картинку нарисовал нам Еж.

(Логопед показывает картину « На полянке»)

Д/И «Кто, где сидит?»  (употребление в речи предложений с простыми предлогами)

Логопед: - Посмотрите  на картину. Каких насекомых вы видите?

Дети: - Бабочку, жука, гусеницу, божью  коровку, кузнечика, пчелу.

Логопед: - Расскажите, что делают насекомые?

Дети: - Божья коровка сидит  на цветке.

- Пчела  сидит  под  синим  колокольчиком.  и т. д.

5. Дом Кар - Карыча

Логопед: - А  вот и  дом  Кар - Карыча. Посмотрите,  какие красивые  цветы вырастил Кар - Карыч, только они почему  - то  без лепестков. Видимо был сильный ветер и сдул  лепестки. Вам нужно  собрать цветы, но они не простые, а волшебные. На 1 цветке живет звук [ а ], на 2  звук [ у ]. На каждый цветок прикрепите лепестки-картинки  с нужным  звуком.

Д/И «Подбери картинку»   (формирование звукового анализа и синтеза)

Дети собирают 1 цветок со звуком [ а] из лепестков с картинками (автобус, апельсин, арбуз, ананас) и 2 цветок  со звуком [  у ] из лепестков с картинками (улитка, утюг, удочка, утка).

6. Дом Лосяша

Логопед: - Ребята!  У Лосяша есть друзья  - дикие  животные, которые  потеряли своих мам. Мы должны помочь им отыскать друг друга.

Д/И «Чей это малыш?» (упортебление в речи сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Дети: - Это зайченок. Его мама зайчиха.

III. РЕФЛЕКСИЯ:

Логопед: - Чем занимались? Куда ездили? Кого встретили? Интересным было путешествие?

Давайте пригласим Смешариков к нам в гости в детский сад на «Воробьиную дискотеку».

                                 (звучит песня из мультфильма «Танцор – Диско»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми 3-4 лет с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО на тему: «В гостях у ежика»

Цель: уточнение и расширение представления детей о ежике, его жилище;Задачи: воспитание наблюдательности и любознательности; обогащение представлений детей об окружающем мире: формирование первичных ц...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"

непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...