Конспект НОД по развитию речи в подготовительной речевой группе детей с ТНР по теме: «Весенняя сказка».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Иванова Людмила Михайловна

 

Расширение и совершенствование словаря по теме: »Весна»; представлений о сезонных изменениях в природе.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesennyaya_skazka.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конспект  НОД по развитию речи

         в подготовительной речевой группе детей с ТНР

         по теме: «Весенняя сказка».                                                                                 ( игра – путешествие)                

Использование    технологий:

 - личностно- ориентированное взаимодействие педагога с детьми;

- здоровье - сберегающие

- игровые

- ТРИЗ

- ИКТ

Цель : расширение и совершенствование словаря по

              теме: »Весна»; представлений о сезонных изменениях в  

              природе.      

Коррекционно – образовательные цели:              

     -  расширять и уточнять представления детей о весне, месяцах сезона.

      -   приобщать к народным праздникам   и традициям.

Коррекционно – развивающие цели:

    -  уточнять, расширять и активизировать словарь по теме: «Весна».                                                                                                                            

     -  совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных единственного и множественного чисел ; прилагательных разного рода; глаголов разной формы); совершенствовать навыки словообразования и словотворчества                                                        

     -  совершенствовать навыки звуко – слогового анализа

     -  развивать: фонематическицй анализ и синтез; оптико – пространственные представления; связную речь.

     -  развивать :слуховую и зрительную внимание и память, логическое мышление.  

     -  формировать понятие причинно – следственных связейи закономерностей явления природы.

Коррекционно – воспитательные цели:

    - формировать навыки сотрудничества, взаимодействия. доброжелательного отношения, самостоятельности, ответственности. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

     -  воспитание любви, интереса и  бережного отношения к природе, народным традициям  и играм. Поощрять   проявления фантазий и воображения.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация»,

«Физкультура», «Здоровье», «Безопасность»

Виды детской деятельности:

Игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.

Предварительная работа:

Прослушивание музыкальных произведений: А. Вивальди «Времена года Весна»; П. И. Чайковский «Времена года»(«Жаворонок»);  наблюдений в природе. чтение стихотворений, рассказов; рассматривание иллюстраций; дидактические игры: «Когда это бывает?», «Четвёртый лишний», «В гости к весне», диалог А. Лойко «Зима и весна».

Необходимые материалы:

  • Фонограмма записи «Март.Жаворонок» П. И, Чайковского, фонограмма обраб. Щурова «Белгородские напевы» хор им. Пятницкого.
  • Слайд – шоу «Перелётные птицы»
  •  Игра «Венок настроения»; проволочка и крупные пуговицы;
  • Искуственные ёлки, «ручейки»
  • Игра «звуковые камушки»
  • Картины и открытки с изображением весенних примет
  • Костюм «весны»
  • Ребусы
  • Карточки звуковых схем (картинка – подсказка с обратной стороны)
               

Ход     занятия:

1.Организационный момент.   Логопед и дети приветствуют друг друга встают в круг.

     Я твой друг  и ты мой друг,

      Крепко за руки возьмёмся

     И друг другу улыбнёмся,

    Когда улыбочку дарил - я тебя развеселил?!

       2. Основная часть.

*(Дети проходят и садятся на стулья, которые расставлены полукругом. Звучит фонограмма »Жаворонок» П. И. Чайковского)

- Я хочу вас пригласить послушать музыку. Кто узнал, что за произведение? А может кто – то вспомнит автора?  Понравилась ли музыка в произведении? Что или кого вы представляете? Чьи трели вы услышали? Правильно – это жаворонок! Это какая птица? Перелётная , которая появляется (возвращается) весной.

-

(Появляется слайд – шоу перелётные птицы, начиная с изображения жаворонка)

Логопед проводит игру «Один – много»

-В лесу появиться скоро много……..

- На ветки сидит один….., а на другой сидит много…….

Жаворонок – жаворонки - жаворонков

Аист – аисты – аистов; ласточка – ласточки – ласточек

Грач – грачи – грачей; лебедь – лебеди – лебедей…………

*(включение небольшого отрывка из  произведения «Жаворонок»)

-А какое у вас настроение от услышанной музыки?

-а у меня настроение немного мечтательное, сказочное ……Я представляю: солнечный денёк, травку, когда растает снег и появятся цветы разные, разные…Давайте, чтобы такая весна к нам пришла мы ей подарим венок. Он будет необычный …»венок – настроения»Подойдите и выберите для венка весны, такие цветочки. Которые похожи на ваше настроение…..(дети и логопед составляют «венок – настроения»)……..Как называются цветы, которые первыми весной? (первоцветы) Какие первоцветы вы знаете? (подснежник, ландыш, одуванчик, фиалка, нарциссы……)

- Где растут эти цветы? (лесу, поле, саду) если мы встретили в лесу, значит это лесные первоцветы….полевые….садовые.

Подбор описательных прилагательных.

- Букет нарциссов какой?  ( ароматный, красивый, свежий, необычный, хрупкий, тонкий, нарядный.   – Полянка, где растут одуванчики она какая? ( жёлтая, яркая, одуванчиковая…..) –Нам повезло и мы повстречались в лесу с ландышем – это растение какое? (душистое, редкое, маленькое,  охраняемое)

Подбор слов – действий.

-А что можно делать  с цветами?-

(Смотреть, собирать , рвать, срезать, нюхать, плести, восхищаться, охранять….)

*-Давайте подойдём к окну и посмотрим к нам какая весна пришла ? Каким нас деньком побаловала?

Подбор описательных прилагательных. ( Солнечный, морозный, дождливый, пасмурный, прохладный, весенний, яркий, светлый…)

-Какие месяцы у весны? Какой сейчас по счёту месяц? После весны какое время года наступит? А  до весны какое время года было?

*Логопед проводит игру «Хлопни, если услышишь весеннее слово….»

- Сейчас мы отдохнём и поиграем в игру, если слово подходит к весне, то надо хлопнуть и подпрыгнуть . Слушайте внимательно!

Пригревает, листопад, дождливый, проталина, вьюга, журчит, ледоход, сугробы, снегопад, журчит.

*- А сейчас задание усложняется. Я загадаю загадки, а подсказки есть в картинках – все они про приметы весны. А, что такое приметы? ( Это изменения в природе , жизни людей, по  которым мы догадываемся, что наступила весна).Отгаданное слово надо разделить на слоги и объяснить.

1.В дверь, в окно стучать не будет

А взойдёт и всех разбудит?

2.Ой, беда! Ой, беда! Тает снег, кругом вода

Не обуешь валенки. На снегу ………..

3.Жил я посреди двора, где играет детвора,

Но от солнечных лучей.

Превратился я в  ручей?

4. Снег в лесу. Сугробов много, но слышна  синицы трель

С крыши прямо на дорогу звонко капает …………

5.Морковка бела. Всю зиму росла

Солнышко  пригрело. Всю морковку съело?

6. На реке и треск и гром- Это значит ледолом

На реке лёд идёт – Это значит…………

Ребёнок , который отгадал загадку вешает соответствующую картинку на магнитную доску. Делит слово на слоги, объясняя количество слогов.

*Дети проходят на стульчики. Логопед проводит игру «Повтори правильно»

_ Слушаем внимательно! Повторять надо только правильный ответ.( возможен ответ хором)

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

*Звучит  русская народная мелодия .Появляется Весна .

- Я, Весна – красна! Бужу землю ото сна!

Набухайте на веточках почки! Распускайтесь неслышно цветочки!

Снег быстрей в ручьи превращайся,

Травка –муравка скорей поднимайся!

Весна восхищается «венком – настроения», хвалит ребят , рассказывает о своём наряде(сарафане, рубахе с вышивкой, кокошнике с лентами)

- Я хочу с вами сыграть хоровод и спеть струю народную песню, которой наши предки зазывали к себе весну, радость , урожай!

Весна , дети и логопед участвуют в динамической паузе( речь с движением)

Весна, весна красная!           (Дети встают в круг, взявшись за руки)

Приди весна с радость,

С радостью, с радостью     (Идут в противоположную сторону по кругу)

С великой милостью:

Со  льном высоким,               (Останавливаются, поднимают руки вверх,

                                                встают на носочки, вдох)

С корнем глубоким               (Приседают, опускают руки выдох)

С хлебами обильными          (Взявшись за руки бегут по кругу.

*Весна обращается с просьбой  к детям, они подходят к столам, выбирают любую карточку и отгадывают слово.

- Мне письмо прислали, а Леший с Бабой – ягой его заколдовали, там палочки , кружочки  - ничего не понятно! Весна достаёт конверт со схемами и ребусами.

Схемы: лужа, весна, жук, ёж, почка. ( на этих карточках с обратной стороны для проверки картинка).

Ребусы : весна, гроза, почка, радуга, ветер, дождь, нарцисс, трава……..

Логопед напоминает, о том . что карточку рассматриваем не торопясь , внимательно. Если попался ребус, то отгадываем слева  направо. Подсказывает, исправляет при затруднении. Дети объясняют Весне свои слова.

*Весна благодарит детей за помощь и (удивлённо) заглядывает в конверт..- А я думала там письмо. Логопед предлагает детям порадовать Весну и придумать со словами предложения. Дети . логопед садятся за столы. Весне предлагают послушать и отдохнуть на пенёчке.

Логопед, используя проволочку и бусины ,с детьми составляет предложения «путём нанизывания слов». В первом предложении даётся вариант подбора слов, а затем дети выполняют самостоятельно.

Трава (какая?) зелёная, изумрудная, свежая, новая, короткая..(что с ней произошло?)появилась , подросла, вышла, показалась…(где мы могли её увидеть?) в лесу, у дома, во дворе ,на клумбе…….

*Весна очень довольная, хочет отблагодарить ребят, а корзинка с сюрпризами осталась на другом берегу ручейка. Солнце стало припекать, ручьи разлились и ей никак не добраться.

Логопед предлагает вспомнить , что у них есть «звуковые камушки»,Можно наступая на них добраться до гостинцев, но только если придумаешь слова. Весна придумывает слова  (шуметь , журчать)Определив первые звуки , детям даётся задание придумать слова в начале и середине слова .

(Можно провести игру «Измени звук».Дети меняют звук [Ж] на

[Ш] и наоборот: нашивка - ……мажет -……..,тушить - …..шить)Ребята и Весна переходят через ручьи  и находят корзинку.

3.Заключение . Подведение итогов.

- Что интересного сегодня было с вами? Что вы делали? Какие испытания мы с вами прошли? Что необычного вам запомнилось?А . что не понравилось?

-  Наше сказочное путешествие завершилось..Вы мне очень помогли , выручали меня.. Я хочу вам сказать ,спасибо ,девчонки и мальчишки, вы добрые и отзывчивые…Мы добрались до корзинки там у меня «жаворонки»- булочки, которые пекли на Руси с приходом весны. Угощайтесь

.

                      

             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе «Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Программное содержание:активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;развивать навык словообразования;вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый...

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей «Б» группе детей с ТНР по теме: «Путешествие в лес»

Цель: систематизировать знания детей о диких животных, через словесные дидактические игры.Задачи:Образовательные: закрепить знания детей о диких животных: особенностях внешнего вида, семье, повадках, ...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной речевой группе по сказке Ш. Перро «Поможем Золушке»

Задачи:Обучающие:Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов;Совершенствовать навык составления слов из первых звуков слов;  Закрепить умение детей  определять свойства и к...