Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникации» Тема: «Автоматизация звука «Р» с использованием Мнемотехники».
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Коммуникации»

Тема:  «Автоматизация звука «Р» с использованием

Мнемотехники».

Цель: Автоматизация  звук «Р» в связной речи.

 Коррекционные задачи:

1.Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности.

2.Обогащение словаря ребёнка словами со звуком «Р».

Развивающие задачи:

1.Развитие зрительного внимания, восприятия и памяти.

2. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

3.Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные задачи:

1.Воспитание эмоционально - волевой и мотивационной сферы с учетом индивидуальных особенностей и коррекционно-образовательных  потребностей ребенка.

Предварительная работа:

1.Постановка  звука.

2.Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях

3.Заучивание чистоговорок, скороговорок с использованием  

мнемодорожек.

4.Заучивание стихов по мнемотаблицам.

5.Обучение детей составлению схематических  мнемодорожек по тексту.

Ход занятия:

Сегодня я с вами хочу отправиться в  удивительное космическое путешествие. Наши  ракеты уже готовы к полёту.  Остается только проверить готовность наших космонавтов.

  Во первых чтобы быть сильными, ловкими и смелыми мы проведём  весёлую гимнастику ( презентация, см. приложение №1.).

ЧАСИКИ

Тик-так, тик-так —

Ходят часики вот так.

День и ночь они не спят,

Всё стучат, стучат, стучат!

ЧИЩУ ЗУБКИ

Чищу зубы, чищу зубы       

 И снаружи, и внутри.        

Не болели, не темнели,  

 Не желтели, чтоб они.

ПАРУС

Лодка под парусом

По реке плывет,

На прогулку лодочка

Малышей везет.

ГАРМОШКА

На гармошке я играю,

Рот  пошире  открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

МАЛЯР

Мы работаем с утра,

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опусти,

Язык к нёбу подними.

Поводи вперёд-назад —

Наш маляр работе рад. 

БАРАБАНЧИК

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит: -д, д-д-д!

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

ГРИБОЧЕК

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой        

ЛОШАДКА

Едем, едем на лошадке,

По дорожке ровной, гладкой.

 Во вторых каждому участнику необходимо  назвать три слова со звуком «Р» и определить его место в слове и составить с этим словом словосочетание       ( схемы слов и картинки на звук « Р» см. приложение №2)

Дети называют  слова, находят  картинку, определив место звука в слове  вставляют её в нужное окошко на ракете произносят словосочетание.

- Осталось сделать перекличку и всё пересчитать:

Певый – Кирилл,

Вторая - Вика,

Третья - Алина,

Четвёртая  - Катя,

Пятая -  Лариса Александровна.

А теперь:

- Кирилл посчитает ракеты:

«Одна ракета, две ракеты, три ракеты, четыре ракеты, пять ракет».

- Вика посчитает космодромы:

«Один космодром, два космодрома, три  космодрома, четыре космодрома, пять космодромов».

- Алина посчитает скафандры:

«Один скафандр, два скафандра, три скафандра, четыре скафандра, пять скафандров».

- Катя посчитает астрономов:

«Один астроном, два астронома, три астронома, четыре астронома, пять астрономов».

Произнесите за мной отчётливо:

   Ра-ра-ра – Вот ракета нам! Ура!

   Ру-ру-ру- Собирай всю детвору!

   Ре –ре-ре- Соберёмся во дворе.

   Ры-ры-ры- Для космической игры.

 А теперь каждый из вас займёт своё место на космическом корабле  и заведёт мотор (см. приложение №3 )                                                                                                                           Произнесём Звук «Р»  громко, тихо, шёпотом. Дети  берутся за руки и смотрят на огонь зажжённой свечи, звучит музыка  «Космические фантазии» и (релаксационная минутка) 

Пристегнитесь, начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск!

       Вот и мчится наша ракета (дети поочерёдно произносят звук «Р» и проходят лабиринт, выводя ракету в открытый космос)  

      А вот и первая планета, как здесь красиво! (см. приложение №4)

 Планета чистоговорок.  Жители этой планеты знают много чистоговорок и очень любят, когда их за ними повторяют.

Произнесите за мной отчётливо:

                                             Ра –ра- ра – ну какая здесь жара

                                             Ра –ра –ра – там огромная нора

                                             Ра-ра-ра  -  здесь высокая гора

                                             Ры-ры –ры – не видать здесь детворы.

                                 

        Посмотрите, жители этой планеты оставили нам таинственные дорожки, надо их разгадать   и  все чистоговорки  запомнить.Дети рассматривают мнемодорожки и  повторяют предложения (см. приложение №5)

АР-АР-АР –  вот воздушный шар,
ОР-ОР-ОР – заводи мотор,
УР-УР-УР –  это длинный шнур,
ЫР-ЫР-ЫР – мышки любят сыр.

РА-РА-РА – домой идти пора,
РЕ-РЕ-РЕ – стоит дом на горе,
АРЬ-АРЬ-АРЬ - на стене горит фонарь,
РЫ-РЫ-РЫ – в доме много детворы 

РИ-РИ-РИ – на рябине снегири,
РА-РА-РА – у мышки есть нора,
РЫ-РЫ-РЫ – налетели комары,
РЮ-РЮ-РЮ – как я много говорю!

Молодцы ребята мы справились с заданьем,  и мы можем отправлять в путь  на другую планету, нас ждёт ещё много удивительного

 А вот и новая планета (см. приложение №6) Загадочная она какая- то. Здесь повсюду  загадки о космосе.  Жителям этой планеты нужна наша помощь они не могут разгадать такие сложные загадки. Поможем им и снова в путь!

Чтобы глаза  вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … 
телескоп.

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет,
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … 
Астроном.

Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … 
Луна.

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … 
ракета.

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По – английски: « астронавт »,
А по – русски … 
« космонавт ».

Вот и разгадали все загадки, а теперь все по местам,  мы летим на планету схем и символов ( см.приложение №7) На этой планете нет дорог и тропинок Жители этой планеты ходят по схематическим дорожкам да ещё и стихи читают по ним. Давайте и мы попробуем!

      У каждого из вас есть схематическая дорожка, вспомните  какие стихи мы с вами учили, какие стихи подходят к вашим дорожкам (см. приложение №8)                                                          

          По темному небу рассыпан горошек
         Цветной карамели из сахарной крошки,
         И только тогда, когда утро настанет,
         Вся карамель та внезапно растает

- Раз два три четыре!

Мыши дёрнули за гири

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мышки вон!

В небе гром гроза

Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит

В небе радуга горит.

Шёл баран по крутым горам

Вырвал  травку, положил на лавку

Кто её возьмёт, тот и вон пойдёт.

 

Ой,  скорей на корабль садимся да  быстрее отсюда помчимся! Приближаемся на планету творчества. Здесь и цветные карандаши и альбомы. Давайте порисуем. Вы хорошо работали по дорожкам, а теперь вы сами  попробуйте придумать картинки на каждую строчку стихотворения.

(детям даются карточки,  и читается стихотворение) с показом мнемотаблицы с образными картинками (см. приложение №9)

Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.

Затем читаем стихотворение с показом символов, которые дети смогут использовать при составлении мнемотаблицы.

Читаем вместе, затем  дети самостоятельно читают стихотворение с опорой на  мнемотаблицу.

Молодцы ребята, и нарисовали,  и стихи запомнили.

Вот и Настала пора нам домой возвращаться . Заводим моторчики «Р»  и отправляемся  на планету «Земля» в детский сад «Малышок»!( Звучит музыка  «Космические фантазии»)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация"

Конспект и фотографии демонстрационного и раздаточного материала к занятию по развитию речи на тему " Машины-помощники"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в коррекционной старшей группе.

Образовательная область «Коммуникация». Тема: «Зима».Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить приз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы Рассматривание картины «Ежи»

Цель: переход с вербального подхода к организации непосредственно            образовательной деятельности к  деятельностному подходу.З...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» «У Лукоморья дуб зеленый» с детьми старшей группы

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Коммуникация" (развитие речи). Заучивание отрывка из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" "У Лукоморья дуб зеленый..." с исполь...