Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы Рассматривание картины «Ежи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Андреева Вера Николаевна

 

Цель: переход с вербального подхода к организации непосредственно

            образовательной деятельности к  деятельностному подходу.

Задачи.

               Учить  детей вопросным формам речи.

               Повышать детскую познавательную и коммуникативную

               мотивацию.

               Обогащать мыслительно-речевую, познавательную детскую

               деятельность.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы

Рассматривание картины «Ежи»

Цель: переход с вербального подхода к организации непосредственно

            образовательной деятельности к  деятельностному подходу.

Задачи. 

               Учить  детей вопросным формам речи.

               Повышать детскую познавательную и коммуникативную

               мотивацию.

               Обогащать мыслительно-речевую, познавательную детскую

               деятельность.      

Методика проведения:

 Воспитатель. «Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками»                    Про кого эта загадка?

Дети. Про ежа.

Воспитатель. Да, про ежа. Вы быстро и правильно отгадали загадку.                 А сейчас расскажите мне, что вы знаете про ежей?

Таня. Ежей надо кормить молочком

Митя. Когда ёжики сворачиваются клубком, они сердито фыркают      фыр-фыр.

Архип. Они колючие, колючки защищают  ежей от врагов.

Даша. Они серенькие, у них узкая мордочка.

Вика. Ёжики умеют плавать.

 Воспитатель. А сейчас подумайте о том, что вам хотелось бы ещё узнать о ежах, и задайте вопросы.

Серёжа. Я бы хотел узнать, чем они питаются в лесу?  

Катя. Я хочу знать, как они себе делают норки?

Миша. Я хочу узнать, какими ежата родятся?

Вика. Я хочу узнать, как ежиха за ежатами ухаживает?

Соня.   Мне очень интересно, есть ли у ёжика в лесу враги и кто?

Лера.  А мне бы хотелось узнать, ёжик спит зимой или же иногда гуляет по лесу?

Воспитатель. Вот как много вопросов вы сумели задать. Очень хорошо! Серёжа задал вопрос: чем питаются ежи в лесу? Кто из вас может ответить на его вопрос?

Ответы детей:      Саша. Ежи питаются грибами

                                Петя.  Они ещё питаются ягодами.

                                Оля. Они змей едят.

Воспитатель. А чем ещё питаются ежи?   (ответов нет)                                                                      Вспомним, какой вопрос задала Вика. Правильно, она спросила: как ежиха ухаживает за ежатами? Интересуется этим и Коля.  Я предлагаю посмотреть картину. Она поможет ответить на вопросы Вики и Коли, и более полно ответит на Серёжин вопрос (вывешиваю картину «Ежи»).

Воспитатель. Что нового вы узнали из картины?

Антон. Ежиха увидела на дереве улитку и смотрит на неё.

Воспитатель. Как вы думаете, почему ежиха смотрит на улитку?

Ответы: Она её, наверное, съест

Вероника. Ежиха сама поест немножко, а остальное отдаст ежатам.

Воспитатель. Так  чем же  питаются ежи?

Игорь. Ежи питаются улитками.

Воспитатель. А чем ещё питаются ежи?

Матвей. Ежи питаются червяками, потому что я вижу на картине, как два ежонка делят червяка.

Олеся. Один ежонок смотрит на жука.

Воспитатель. Кто мне расскажет про то, что мы сейчас с вами рассматривали?

Катя. Ежиха привела своих ежат на лесную полянку за добычей. Ежата поймали червяка и жука. Ежиха отыскала на дереве улитку.

Воспитатель. Теперь внимательно рассмотрите лесную полянку. Что можно рассказать о ней?

Рома. На полянке деревья, кусты, высокие травы. В траве растут грибы – два мухомора: один большой, а другой маленький.

Света. На земле лежит много листьев.

Серёжа. Трава зелёная ещё, а листья уже жёлтые.

Лиза. Наверное, уже наступила осень. Выросли не только мухоморы, но и съедобные грибы.

          Ежиха будет учить ежат различать съедобные и ядовитые грибы.

Карина. Возможно, один ежонок заболел. А мама его может лечить мухомором?

Женя. Конечно,  мухомор может быть полезным в лесу, он похож на лекарство, им лечатся.    Я вижу маленького  ежонка, он очень грустный. Я думаю, что он заболел. Ежиха отломит ежонку кусочек мухомора, он его сгрызёт и выздоровеет.

Воспитатель.  Дети,  нам очень интересные вопросы задали Миша, Соня, Лера.

 Вспомним их.  Делают ли ёжики себе норки?

                           Ежата рождаются колючие?

                          Спят ёжики зимой или гуляют по лесу?

                          Есть ли у ёжика враги в лесу?

Вопрос: Есть ли у ёжика враги в лесу? Давайте вместе подумаем.

Мы с вами поиграем в игру «Лесные жители»

Поделимся на две команды. Одна команда, посовещавшись, изображает лесного зверя, другая команда отгадывает и решает враг ли он ежу или нет.

(дети перебирают всех лесных зверей, меняясь заданиями)

    Дети, а как вы думаете, что будут делать ежи, если сейчас начнётся сильный дождь? (преднамеренно расширяю рамки картины).

Ответы детей. Спрячутся под ёлку.

                          Убегут в свой домик.

                          Мама ежат к себе позовёт и накроет их лапками от дождя.

                          Мама сорвёт широкую траву и накроет ежат как зонтом.

                          А может дождь будет тёплый и они будут бегать под

                         дождём.

Настя.             Но ведь осень уже, разве дождь может быть тёплым?

Воспитатель.   Дети, подумайте, может ли осенью дождик быть тёплым?

Ответы детей. Да. Нет.

Воспитатель. Объясните, почему может и почему не может осенью дождик быть тёплым?

Ответы детей. Осенью уже холодно.

                         Тёплый дождик бывает только летом.

                         Сентябрь первый осенний месяц и он бывает тёплый, когда светит солнце.    

                 Тогда и дождь может быть тёплым.

Воспитатель.  Дети, все ваши объяснения правильные.                                                                              А сейчас послушайте рассказ  Г. Скребицкого «Колючая семейка».

Будьте внимательны.                                                                                                       В рассказе «Колючая семейка» вы услышите ответ на один из  ваших вопросов, на который мы не нашли ответа.

 (Воспитатель читает отрывок из книги  Г.Скребицкого                                   «Колючая семейка»)                      

(варианты ответов детей)

Что мы ещё не узнали про ежей? (ответы детей)

 Хотите узнать?  

А как вы сможете узнать?  (варианты ответов детей)

(подвожу детей к тому, что можно спросить у своих родственников)

Вопросы вывешиваются на стенд для родителей под рубрикой «Узнаем вместе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей старшей логопедической группы с ОНР Тема «Овощи»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Коммуникация»для детей  старшей  логопедической группы с ОНР Тема «Овощи»...

Конспект НОД в образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы по теме «Звук и буква А».

Конспект с использованием песочницы по теме "Путешествие в страну А"...

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ПОСТРОИМ ПИРАМИДУ» (ЗВУКОВАЯ ПИРАМИДА) ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Игра на развитие умения выделять последовательно звуки на фоне слова; соотносить звук и букву; составлять звуковую схему....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-воздух»

Конспектнепосредственно-образовательнойдеятельности. Образовательная область:«Познание»для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чудо-воздух»...

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация» «Приключения Колобка». Старшая группа

Непосредственно образовательная деятельность.Образовательная область «Коммуникация»  «Приключения Колобка».Старшая группа...

Конспект проведения игр в «Образовательной области коммуникация» для детей старшей группы с ОВЗ

Конспект проведения игр в«Образовательной области коммуникация» для детей старшей группы с ОВЗ...