Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [р] в слогах и словах.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Никитина Татьяна Владимировна

Индивидуальное занятие с ребёнком старшей группы по автоматизации звука Р в прямых слогах и словах с этими слогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_r.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука  [р] в слогах и словах.

Цели:

1)Коррекционно-образовательные

Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р]. Учить правильно произносить звук [р]  в прямых слогах и в словах с этими слогами.


2) Развивающие

Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, развитие фонематического восприятия. Овладение грамматическими категориями словоизменения. Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук.

3) Воспитательные

Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям, стремления овладеть правильной речью.

Оборудование:

Зеркало, игрушка тигр, профиль артикуляции звука [р], картинка-лабиринт, картинка «Слоговая ромашка» и зелёный листик из бумаги, предметные картинки, картинка лабиринт с  машиной (Гальская «Волшебный карандаш»), «портрет тигра», игра «Логический поезд».

Ход занятия.

Орг. момент. 

Сегодня к нам на занятие придёт гость, отгадай загадку и узнаешь, кто это.

Он пушистый, полосатый, да к тому ж еще  усатый.

 Озорной, ну как котенок, а зовут его …  (Тигренок)

Вот он и сам. Тигренок умеет рычать: р-р-р, это его любимый звук. И мы с тобой сегодня будем учиться говорить звук [р] красиво и правильно в слогах и словах. А тигрёнок нам поможет. Он приготовил тебе много разных заданий.

Подготовительная часть.

1.Сначала надо подготовиться. Помнишь ли ты, что необходимо делать, чтобы чётко говорить? (чтобы чётко говорить,  надо с пальцами дружить).

Сделаем зарядку для пальчиков. «Пальцы - дружная семья».

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.      / Ритмично   сжимать   и   разжимать кулачки/

Вот - большой, а это средний,   / Поочередно  поднимать  пальцы    обеих рук вверх/

Безымянный и последний,

- Наш мизинчик-малышок.

 Указательный забыли!

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять  и движенья выполнять.  /Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем/

Мы рога козы покажем,     / Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Поднять «рога» к голове/

И рога оленя даже. / Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове/

И про зайку не забудем,

— Ушками водить мы будем.  / Выдвинуть   вперед   указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими/

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!    / Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем/

2. Развитие артикуляционной моторики. Теперь надо подготовить наш язычок. Чтобы язычок стал сильным и ловким, надо заниматься упражнениями.

Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.

Хотя это нелегко, потянулся высоко. Опустился низко, к подбородку близко.

Ловко сделал мостик, вниз он спрятал хвостик. (катушка)

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.

Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.

А теперь язык как мячик за зубами сверху скачет.(барабан)

Язычок у нас гимнаст, завернулся вверх сейчас. (парус)

А теперь он развернулся, лёг и в трубочку свернулся.

Язычок у нас устал и немножко полежал. (лопатка)

Основная часть.

1. Для того чтобы красиво зарычать надо вспомнить, где должен находится язычок, в каком положении губы и зубы. Посмотрим на картинку (профиль артикуляции звука [р]).

 Ротик свой мы открываем, язычок приподнимаем,  в бугорочки упираем,

 Краешки к зубам прижмем, да и сильно дуть начнем

         Язычок наш задрожит,  никуда не убежит.

А теперь порычим как тигры: р-р-р-р-р. Молодец. А теперь ты сам порычишь. Не забывай, что рот приоткрыт.

2. Тигрёнок очень любит кататься на машине и участвовать в соревнованиях. Он предлагает тебе задание: помочь водителю спортивной машины проехать по дороге от старта до финиша. Дорога, по которой едет машина, трудная. Поэтому будь внимательным, проведи сначала пальчиком по дорожке, а затем — карандашом, повторяя: «р-р-р-р-р». Молодец.

3. Тигрёнок принёс тебе свой любимый цветок – ромашку. На ней нарисованы буквы. Чтобы увидеть какая буква находится в серединке надо сдуть листик с цветка. В серединке буква Р, а на лепестках: А, О, У, Ы, Э. С этой ромашкой тигрёнок поёт свои песенки, чтобы рычать ещё лучше, послушай их: ра, ро, ру, ры, рэ. Попробуй и ты спеть эти песенки, проводи пальчиком от серединки к лепесткам и произноси слоги-песенки. Чтобы потренироваться, надо произнести песенки несколько раз. Вот тебе кубик «Посчитай-ка», подбрось его, какая цифра выпадет, столько раз и надо «пропеть» каждую песенку. Молодец. Очень хорошо у тебя получилось.

4. Физминутка. Давай немного поиграем, вставай из-за стола.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

А четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за столик тихо сесть.

5. Теперь ты сможешь выполнить следующее задание тигрёнка, пройти по лабиринту. Начинается лабиринт с картинки со звёздочкой, пройди вместе с тигрёнком  по лабиринту по стрелкам и называй картинки и направление стрелок: вверх, вниз, вправо или влево. Названия всех  картинок в этом лабиринте начинаются с любимого звука тигрёнка [р]. В конце лабиринта под весёлым экраном спрятан друг тигрёнка. Ты узнаешь, кто это, когда дойдёшь до конца лабиринта (гном). Есть ли в лабиринте незнакомые тебе картинки? (рубанок – это столярный инструмент, для обработки дерева). Гномы – маленький народ и все  у них маленькое. Проведи тигрёнка по лабиринту к выходу и все картинки назови ласково, чтобы они превратились в маленькие картиночки. Звук [р]  надо произносить чётко. Очень хорошо.

Теперь поиграем в игру «Эхо». Послушай слова, запомни их и повтори в том же порядке вместе с тигрёнком, выделяя звук [р].

Молодец. А запомнил ли ты названия картинок в лабиринте? Сейчас мы с тигрёнком проверим это, поиграем с тобой  в игру «Прятки». Закрой глаза, а я спрячу  какую-нибудь картинку под весёлым экраном. Ты откроешь глаза и постараешься вспомнить название картинки (3-4 раза). Молодец. Все картинки запомнил.

6. Тебе понравились задания тигрёнка? Надо его поблагодарить, подарить ему подарки-картинки с его любимым звуком. Ты помнишь, какой это звук? Правильно, звук [р].  Тигрёнок поедет домой на поезде. Посмотри на картинки, назови их и подари тигрёнку те, в названии которых есть звук [р]. Составь картинки-вагоны за паровозом.

Итог занятия.

Молодец. Мы хорошо потрудились. Ты сегодня научился красиво и правильно говорить звук [р] в слогах и словах.  

Тигрёнок тоже приготовил тебе подарок, свой портрет. Но у него не было карандашей и портрет не цветной. Ты можешь раскрасить его дома.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах

Индивидуальное логопедическое занятие предусматривает проведение самомассажа артикуляционного аппарата....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах.

Предлагается конспект по автоматизации звука "Л" в слогах и словах....

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах»

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах»...

Конспект индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука [Л] в слогах и словах "Откуда хлеб пришел?."

Задачи:1. Развивать мелкую моторику, зрительное и фонематическое восприятие, внимание и мышление.2. Закреплять правильное произношение звука [Л] : изолированно, в слогах в прямых и обратных, в словах....

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Л» в слогах и словах.

Представлена технологическая карта индивидуального занятия учителя-логопеда...

Конспект индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука [с] в слогах и словах «Снеговик»

ЦЕЛИЗакрепить артикуляцию и изолированное произнесение зву­ка [с].Упражнять в правильном произнесении звука [с] в слогах и словах.Продолжать учить определению наличия и место звука в слове.Упражня...