сюжетно-тематическая организация занятий учителя-логопеда
статья (логопедия, подготовительная группа) по теме

Сумина Ирина Николаевна

Подгрупповые занятия с детьми, имеющими нарушения речи в условиях логопункта не менее важны, чем индивидуальные. Сюжетно-тематическая организация таких занятий более целесообразна для активизации речи детей-логопатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzh.-tem.org_.zanyatiy.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно – тематическая организация подгрупповых занятий в условиях логопункта ДОУ

  Ребёнок растёт, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно.

  Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

  Формирование личности детей с нарушением речи связано с характером их дефектов. Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребёнка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм.

  Многолетняя практика показывает, что ребёнка с нарушениями речи (ребёнка-логопата) при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

  Необходимый объём помощи ребёнку-логопату зависит от характера диагноза. Коррекционная работа с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, имеющих в своей структуре логопункт, направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. На индивидуальных занятиях ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка. Артикуляционные упражнения связаны с определённой темой (например, «Зоопарк» или «Огород»), или игрой. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, т.к. одновременно ведётся работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в сказочных героев, зверят, инопланетян и т.д., таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

  На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми дефектами объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки или рассказа, который порой по ходу действия сочиняют дети.

  В основу такого метода проведения подгрупповых логопедических занятий, положены комплексность и игровые приёмы. Основное отличие такой системы состоит в том, что занятия подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае – это игра, в другом – спектакль, где дети – артисты. Придуманы разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, сюжетов сказок.

  Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что у детей-логопатов часто наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость.

  Сюжетно-тематическая организация подгрупповых логопедических занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

  Система построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:

  • в оргмомент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
  • в ходе занятия предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
  • на каждом занятии ведётся работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
  • физкультминутки и динамические паузы несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;
  • предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

  В основу организационно-сюжетного построения занятий положена методика Е.А.Пожиленко, в основе которой комплексно-игровой метод организации логопедических занятий, в ходе которых коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением у детей словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза.

   Основная цель применения подобной методики – развить моделирующий характер деятельности детей с нарушением речи, словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление в их совокупности, развить творческое отношение к слову.

   Главными задачами работы такой коррекционной направленности являются:

  • повышение качества связной речи детей, формирование её образности;
  • развитие коммуникативных возможностей детей с речевыми нарушениями;
  • повышение уровня языкового сознания и его компонентов;
  • сохранение здоровья детей через нормализацию эмоционально-волевой сферы, которая является базой для развития психических процессов, в том числе и речи;
  • формирование навыков словообразования и словоизменения, фонетической стороны речи.

   Организационно-сюжетная основа подгрупповых занятий с детьми-логопатами может быть беспредельно разнообразной. Всё зависит от готовности логопеда к экспромтам, от его желания и стремления помочь ребёнку стать физически, социально и интеллектуально развитым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы учителя-логопеда в МДОУ, не имеющих специализированных групп.

Организация работы логопедического пункта в детском саду. Нормативные документы. Основные задачи. Общие положения.Должностные обязанности учителя-логопеда....

Организация работы учителя-логопеда в детском саду,не имеющем в своей структуре специализированных групп

      Цель:   исправление дефектов речи детейЗадачи:Осуществление диагностики речевого развитияОказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дош...

"Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями."

В статье раскрываются направления, формы и методы работы учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи....

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Деловая игра для логопедов "Организация работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО".

Данную  игру   можно провести на заседании методического объединения учителей-логопедов. Она способствует  повышению  теоретического   уровня  педагогов по  вопросу ...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...