Составление рассказа по серии сюжетных картинок
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Галкина Оксана Андреевна

Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.

Задачи:

1)

  • познакомить с приемами составления рассказа по серии сюжетных картинок;
  • продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа;
  • научить располагать картинки в заданной последовательности;
  • научить исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок;
  • формировать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путем работы в бригадах;
  • обогащение словаря прилагательными с помощью проговаривания и подбора к существительным.

2)

  • сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок;
  • продолжать развивать мимическую выразительность с помощью мимической гимнастики;
  • продолжать работу над темпом и ритмом речи, развитием координации движений посредством подвижной игры.

3)

  • воспитание гуманного отношения к природе путем обсуждения способов помощи зимующим птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_serii_syuzhetnykh_kartinok.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.

Задачи:

1)

  • познакомить с приемами составления рассказа по серии сюжетных картинок;
  • продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа;
  • научить располагать картинки в заданной последовательности;
  • научить исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок;
  • формировать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путем работы в бригадах;
  • обогащение словаря прилагательными с помощью проговаривания и подбора к существительным.

2)

  • сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок;
  • продолжать развивать мимическую выразительность с помощью мимической гимнастики;
  • продолжать работу над темпом и ритмом речи, развитием координации движений посредством подвижной игры.

3)

  • воспитание гуманного отношения к природе путем обсуждения способов помощи зимующим птицам.

Оборудование: набор карточек для мимической гимнастики “Солнышко”, карточки с изображением птиц (журавль, синица, ласточка, кукушка), набор сюжетных картинок “Синичка”.

1.Организационный момент

Сядет тот, кто запомнит и повторит следующие слова:

  • холодная, морозная, снежная зима;
  • белый, пушистый снег;
  • холодные, крупные снежинки;
  • прозрачный, холодный, скользкий лед;
  • сильный, пронизывающий ветер;
  • высокие глубокие сугробы;
  • снегири, воробьи, синицы;

2.Мимическая гимнастика

-Послушайте загадку и отгадайте.

Колобок, Колобок
Золотистый бок
За елки нырнул
Там крепко заснул
А к утру проснулся
На весь мир улыбнулся (солнце)

-Помните гимнастику для лица? Сейчас проверим -я поделю вас на группы, назначу себе помощников, которые будут показывать гимнастику, а после назовут, кто из вас больше всех старался.

(Группа делится на четыре бригады, в каждой из которой выделяется руководитель)

-чтение логопедом и выкладывание соответствующих картинок, выполнение детьми:

Жило-было Солнышко, по утрам оно спит

Проснулось, потянулось, улыбнулось

Увидело тучку – удивилось.

-испугалось,

Затем рассердилось и решило тучку прогнать

Но тучка не испугалась и Солнышко расстроилось

Вдруг налетел ветер, прогнал тучку и Солнышко обрадовалось

-Оценка выполнения детей

3.Актуализация знаний

а) - Помните, каким было летнее солнышко? (яркое, жаркое, высоко поднималось на небе, согревало землю и т.д.)

- Каким стало солнце зимой? (холодное, низкое, меньше светит, не греет)

-А значит, какая погода зимой? (холодная, морозная, студеная, суровая)

-Каково птичкам, которые зимуют в это время года? (холодно, голодно)

-Как называются такие птицы? (зимующие)

-Как вы считаете, надо ли помогать зимующим птичкам? Чем мы можем им помочь? (оставлять корм , делать кормушки)

б) Задание “Кто лишний?”

Выставляется ряд картинок птиц.

-Назовите птиц. Какая птица лишняя? Почему? (синица - зимующая птица, а остальные перелетные)

4.Чтение рассказа “Синица”.

а) Чтение текста логопедом, выставление картинок по ходу повествования.

-Послушайте, что случилось с синичкой.

Синичка

Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Ей было очень холодно. У окна стояли дети. Они открыли форточку, и синичка влетела в комнату. Птичка была очень голодна, она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили птичку на свободу. Синичка полетела и весело запела.

б) Обсуждение прочитанного рассказа.

-Каково было синичке зимой? (холодно, голодно, она замерзала)

-Что сделали дети? (впустили синичку, накормили, оставили у себя жить)

-Почему они это сделали? (пожалели синичку)

-Что дети сделали весной? (выпустили синичку на волю)

-Как синичка отнеслась к поступку детей? (обрадовалась, весело запела)

5.Динамическая пауза

а) – Каких еще зимующих птиц вы знаете? (воробьи, вороны, сороки, снегири)

- Давайте отдохнем и вспомним, как ведут себя снегири, а мои помощники назовут лучших снегирей

б) Выполнение подвижной игры “Снегири”

(проговаривание с движением)

Вот на ветках посмотри

- четыре хлопка руками по бокам и четыре наклона головы на каждую строку

В красных майках снегири

Распушили перышки

- на первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе- один хлопок по бокам

Греются на солнышке

Головой вертят,

Улететь хотят

- по два поворота головы на каждую сторону

-Кыш! Кыш! Улетели

- дети разбегаются по группе, взмахивая руками как крыльями

За метелью! За метелью!

Название лучших (по оценке бригадиров), похвала.

в) Формирование длительного выдоха.

-Ребята, скажите, каким бывает зимний ветер? (сильным, холодным, пронизывающим)

-Давайте покажем: - наберите воздух в животы, проверьте рукой, как надулся живот, вытяните губы и подуйте как зимний ветер.

6.Работа с деформированным текстом.

- Ой! Картинки разлетелись и мой рассказ перепутался!

Кто поможет составить его правильно?

а) Восстановление картинного плана с проговариванием.

Дети по очереди восстанавливают картинный ряд, проговаривая соответствующие части рассказа. Остальные дети, по необходимости, дополняют или исправляют их ответы.

б) Пересказ восстановленного текста.

- Кто запомнил весь рассказ и сможет его пересказать? (1-2 ребенка).

7. Итог занятия.

- О ком мы сегодня составляли рассказ? (о синичке)

- Что мы о ней узнали? (ей было холодно зимой, а дети ей помогли)

-Что вам понравилось на занятии? (быть солнышком, снегирем, находить лишнюю птицу, составлять рассказ по картинкам, дуть как ветер)

8.Оценка деятельности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Конспект НОД "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"

составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитател...

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж"....


 

Комментарии

Востокова Надежда Николаевна

image это актуальная тема, так как у большинства детей скудный словарный запас от чего страдает связная речь