Главные вкладки

    Речевое развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста
    статья по логопедии по теме

    Аппель Юлия Владимировна

      Очень часто родители задаются вопросами:

    – А стоит ли моему ребёнку заниматься с логопедом? Со скольки лет? Могут ли  речевые нарушения исчезнуть сами собой?

    Хочется подробнее ответить на эти и другие вопросы родителям города Новосибирска.

    Ребёнок начинает тренировать свой речевой аппарат с полуторамесячного возраста, издавая различные звуки и звукосочетания. У всех нормально развивающихся детей наблюдается определённая последовательность в речевом развитии.

    К 2-м гг. ребёнок овладевает чётким произношением гласных: А, О, У, И; согласных: М, П, Б, К, Г, Н, Т, Д.

    К  2 г. 6 мес. правильно произносит С, З, Ы, В, Ф.

    К  трём годам усваиваются следующие звуки: Ч, Ш, Ж, Щ, Ц.

    К четырём годам появляются звуки Р, Л и вся звуковая сторона речи должна быть полностью усвоена.

    Если Вы заметили отставание в речевом развитии у вашего ребёнка, не точное произнесение каких-либо звуков, то необходимо обратиться к учителю-логопеду. Времена, когда детей показывали только перед поступлением в школу, давно прошли. Занятия с учителем-логопедом помогут ребёнку не только исправить дефекты звукопроизношения, но и развить мелкую и артикуляционную моторику, научить ребёнка составлять рассказ по картинке, набрать к школе словарный запас.

    Не обратив внимание своевременно в дошкольном возрасте, с приходом таких ребят в школу могут начаться новые трудности: младшие школьники с различными речевыми нарушениями пишут преимущественно так, как говорят.  Если ребёнок говорит «сапка» вместо «шапка», «лабота» вместо «работа», «мине» вместо «мне», то он почти всегда так и пишет эти слова.

    Для предотвращения появления вышеперечисленных недостатков в устной и письменной речи необходима своевременная коррекция дефектов звукопроизношения. Логопедическую помощь в городе можно получить в детских поликлиниках, детских садах, частных центрах развития ребёнка, а если ребёнок школьного возраста, то на логопедических пунктах общеобразовательных школ.

    Приоритетными направлениями в работе учителей-логопедов являются:

    –  дифференцированный логопедический массаж;

    –  развитие артикуляционной моторики;

    –  формирование фонематической стороны речи;

    –  непосредственная постановка звуков речи.

    Для профилактики речевых нарушений целесообразно проводить уже с трёх лет следующие игры и упражнения:

    1. Развитие дыхания

    – «Буря в стакане» (В стакан с водой опускаем соломинку для сока и плавно выдыхаем, чтобы получалось бурление).

    – выдувание мыльных пузырей;

    – надувание воздушных шаров;

    – «Сдуй пушинку с ладошки». На ладошку кладётся ватка, ребёнок вдыхает носом, плавно выдыхает ртом на ватку.

    – игра на музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка и т.д.).

     

    1. Развитие мелкой моторики.

    Игра «Помоги Золушке». Перебирание и сортировка крупы по размеру и фактуре (бобы, фасоль).

    –  игры-шнуровки, застёгивание и расстёгивание пуговиц;

      игры с конструкторами мелкими и крупными;

      нанизывание бусинок;

      катание массажных (колючих) мячиков.

     

    1. Развитие артикуляционной моторики.

    –  «Толстячок – худышка» надуть щёки, затем втянуть;

    –  «Футбол» поочерёдное надувание щёк;

    –  «Светофор» поочерёдное закрывание то, левого, то правого глаз.

    «Лопатка» – выкладывание широкого язычка на нижней губе.

    –  «Иголка» – удержание узкого язычка.

    –  «Лошадка». Цоканье язычком.

     

    Хочется отметить, уважаемые родители, что ребёнок учиться на примере речи близких ему людей – родителей, воспитателей, сверстников. Поэтому, следите за своей речью, исключите слова-паразиты, обращайтесь в спокойном доброжелательном тоне, любите своих детей!

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль общей и мелкой моторики в речевом развитии детей раннего и младшего возраста

    В консультации раскрывается понятие мелкая моторика, ее роль в речевом развитии ребенка. Многообразие способов правильного формирования звукопроизношения. А именно: пальчиковая гимнастика,лепка,рисова...

    Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

    Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

    Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей раннего и дошкольного возраста»

    Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры...

    Нормы речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

    В данном документе родители и педагоги могут ознакомится с нормами развития речи детей....

    Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».

    Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...

    Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия «Цветная гусеница» для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

    Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.Содержит описа...