Главные вкладки

    Статья по логопедии по теме:
    Речевое развитие ребёнка раннего и дошкольного возраста

    Аппель Юлия Владимировна

      Очень часто родители задаются вопросами:

    – А стоит ли моему ребёнку заниматься с логопедом? Со скольки лет? Могут ли  речевые нарушения исчезнуть сами собой?

    Хочется подробнее ответить на эти и другие вопросы родителям города Новосибирска.

    Ребёнок начинает тренировать свой речевой аппарат с полуторамесячного возраста, издавая различные звуки и звукосочетания. У всех нормально развивающихся детей наблюдается определённая последовательность в речевом развитии.

    К 2-м гг. ребёнок овладевает чётким произношением гласных: А, О, У, И; согласных: М, П, Б, К, Г, Н, Т, Д.

    К  2 г. 6 мес. правильно произносит С, З, Ы, В, Ф.

    К  трём годам усваиваются следующие звуки: Ч, Ш, Ж, Щ, Ц.

    К четырём годам появляются звуки Р, Л и вся звуковая сторона речи должна быть полностью усвоена.

    Если Вы заметили отставание в речевом развитии у вашего ребёнка, не точное произнесение каких-либо звуков, то необходимо обратиться к учителю-логопеду. Времена, когда детей показывали только перед поступлением в школу, давно прошли. Занятия с учителем-логопедом помогут ребёнку не только исправить дефекты звукопроизношения, но и развить мелкую и артикуляционную моторику, научить ребёнка составлять рассказ по картинке, набрать к школе словарный запас.

    Не обратив внимание своевременно в дошкольном возрасте, с приходом таких ребят в школу могут начаться новые трудности: младшие школьники с различными речевыми нарушениями пишут преимущественно так, как говорят.  Если ребёнок говорит «сапка» вместо «шапка», «лабота» вместо «работа», «мине» вместо «мне», то он почти всегда так и пишет эти слова.

    Для предотвращения появления вышеперечисленных недостатков в устной и письменной речи необходима своевременная коррекция дефектов звукопроизношения. Логопедическую помощь в городе можно получить в детских поликлиниках, детских садах, частных центрах развития ребёнка, а если ребёнок школьного возраста, то на логопедических пунктах общеобразовательных школ.

    Приоритетными направлениями в работе учителей-логопедов являются:

    –  дифференцированный логопедический массаж;

    –  развитие артикуляционной моторики;

    –  формирование фонематической стороны речи;

    –  непосредственная постановка звуков речи.

    Для профилактики речевых нарушений целесообразно проводить уже с трёх лет следующие игры и упражнения:

    1. Развитие дыхания

    – «Буря в стакане» (В стакан с водой опускаем соломинку для сока и плавно выдыхаем, чтобы получалось бурление).

    – выдувание мыльных пузырей;

    – надувание воздушных шаров;

    – «Сдуй пушинку с ладошки». На ладошку кладётся ватка, ребёнок вдыхает носом, плавно выдыхает ртом на ватку.

    – игра на музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка и т.д.).

     

    1. Развитие мелкой моторики.

    Игра «Помоги Золушке». Перебирание и сортировка крупы по размеру и фактуре (бобы, фасоль).

    –  игры-шнуровки, застёгивание и расстёгивание пуговиц;

      игры с конструкторами мелкими и крупными;

      нанизывание бусинок;

      катание массажных (колючих) мячиков.

     

    1. Развитие артикуляционной моторики.

    –  «Толстячок – худышка» надуть щёки, затем втянуть;

    –  «Футбол» поочерёдное надувание щёк;

    –  «Светофор» поочерёдное закрывание то, левого, то правого глаз.

    «Лопатка» – выкладывание широкого язычка на нижней губе.

    –  «Иголка» – удержание узкого язычка.

    –  «Лошадка». Цоканье язычком.

     

    Хочется отметить, уважаемые родители, что ребёнок учиться на примере речи близких ему людей – родителей, воспитателей, сверстников. Поэтому, следите за своей речью, исключите слова-паразиты, обращайтесь в спокойном доброжелательном тоне, любите своих детей!

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль общей и мелкой моторики в речевом развитии детей раннего и младшего возраста

    В консультации раскрывается понятие мелкая моторика, ее роль в речевом развитии ребенка. Многообразие способов правильного формирования звукопроизношения. А именно: пальчиковая гимнастика,лепка,рисова...

    «Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."

    Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...

    Речевое развитие детей раннего и младшего возраста.

    Консультация для воспитателей, раскрываются вопросы развития речи детей раннего и младшего возраста через использование малых фольклорных жанров (потешек)....

    Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей раннего и дошкольного возраста»

    Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры...

    Нормы речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

    В данном документе родители и педагоги могут ознакомится с нормами развития речи детей....

    Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».

    Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...