"Диспраксия развития"
статья по логопедии на тему
В практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые имеют длительную и сложную динамику устранения. При этом недостатки произношения носят различный характер это дети с ФН, ФФН, ОНР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
В практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые имеют длительную и сложную динамику устранения. При этом недостатки произношения носят различный характер это дети с ФН, ФФН, ОНР. В ходе коррекционной логопедической работы направленной на устранение этих нарушений довольно в быстрые сроки можно устранить фонематическое недоразвитие, проблемы в лексико-грамматическом строе, но сложности остаются при устранении недостатков произношения.
История изучения нарушений звуковой стороны речи насчитывает уже более полутора столетий. Примерно до конца 1960-х гг. этой проблемой активно занимались врачи-неврологи, что способствовало появлению новых достоверных сведений о патогенезе и механизмах нарушений звукопроизношения.
Затем исследования почти полностью перешли в педагогическое русло (исключение составляет изучение дизартрий у детей с ДЦП). В связи с этим за последние годы получено очень мало новых объективных сведений о механизмах такой многообразной и многочисленной группы речевых расстройств, как нарушения звукопроизношения. Известно, что клинические аспекты речевой патологии у детей разработаны значительно слабее, чем педагогические. Крайне мало публикаций этой ориентации.
Анализируя работу с детьми, у которых возникают сложности при устранении недостатков произношения, я отметила определенные особенности. У детей наблюдаются стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими своеобразными проявлениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. Нарушение звукопроизношения носит избирательный характер.
В медицинских картах по заключению врача невролога ни у одного ребенка не выявлено неврологической симптоматики.
Диагностика нарушений речи у детей основывается на сопоставлении неврологических обследований, в особенности это важно при анализе нарушений звуковой стороны речи, в этом случае нам важно знать имеются ли симптомы парезов или симптомы дискинезий.
На основании анализа проявлений описанных нарушений и динамики их устранения, возможно, данные расстройства звукопроизношения было бы правильнее отнести к расстройствам органического ряда и обозначить их как стертые дизартрии, или минимальные дизартрические расстройства (МДР), но почему же неврологи, не определяют ни какой неврологической симптоматики у таких детей?
К расстройствам неврологического уровня относятся паралич, парез, дискинезии, атаксия и т.п. Нарушения ВПФ включают апраксию, диспраксию и т.п.
Разница между типами дисфункции носит принципиальный характер. В первом случае нарушены неврологические механизмы (парез), а во втором высшие психические функции (диспраксия). Этим объясняется тотальность, полиморфность лингвопатологической симптоматики в первом случае и избирательность – во втором.
Если явлений пареза нет, проводится диагностика орального праксиса.
К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать, пощелкать языком, надуть щеки, оцениваются одиночные позы языка и серии движений.
Овладение оральным праксисом составляет весьма важную подготовительную фазу речевого развития. От качества и объема оральных навыков во многом зависит усвоение нормативного звукопроизношения.
Оральный праксис и артикуляционный праксис являются разными функциональными образованиями и имеют разное церебральное обеспечение. Встречающееся сочетание нарушения обоих видов праксиса связано с топической близостью соответствующих мозговых центров. Таким образом, отсутствие оральной апраксии не исключает возможность наличия артикуляционной диспраксии.
Наиболее сложный из всех видов праксиса — артикуляционный, т.е. способность произносить звуки речи и их серии (слова). Если праксис — это предметное действие, а предмет — образец, с которого делается «слепок» этого действия, то возникает вопрос, что служит таким предметом в артикуляционной деятельности? Иными словами, на базе чего формируется артикуляционный праксис, что служит «предметом» для той или иной артикуляционной позы?
Наиболее четко ответ на этот вопрос сформулировала Е.Н. Винарская — автор известных работ по клиническим проблемам афазии и дизартрии. Она дала формулировку, согласно которой условным предметом для артикуляционной позы звука речи служит его акустический образ. Ребенок слышит звук речи и «подгоняет» под него артикуляционный уклад. Конечно, это удается ему не сразу, а путем постепенного приближения к желаемому результату и по мере уточнения слухо-речевых представлений. При этом все другие опоры, включая зрительный образ звука речи, наблюдаемый при артикулировании взрослых, полезны, но являются лишь дополнительными.
По мнению А. Н. Корнева такие случаи в отечественной логопедической литературе называют “стертая дизартрия” или “корковая дизартрия”. В англо-язычной литературе было введено понятие “речевая или артикуляционная апраксия (точнее диспраксия) развития”.
Диспраксия развития – это такое нарушение работы мозга, при котором нарушения касаются планирования движений. Ребенок может видеть, что делают другие дети, осознавать и понимать значение этого движения, но спланировать координацию так, чтобы повторить – вызывает большую сложность.
ПРАКСИС: ДИСПРАКСИЯ
Развитие сознательных движений разделено на несколько областей, которые относятся к важным областям жизни детей:
Движения всего тела, координация и схема тела
- Физическая игра
- Одевание
- Письмо и рисование
- Речь и разговорные навыки
- Еда и кормление
Исходя из выше перечисленного, планирование коррекционной работы с такими детьми планируется в классической логопедической форме, в зависимости от вида нарушения, с упором на развитие:
- Развитие оральнго праксиса с помощью массажа, артикуляционных упражнений, развитие речевого дыхания.
- Развитие слухо-речевой памяти для развития артикуляционного пракиса.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Я считаю наиболее рациональным путем к получению положительных результатов коррекции произносительной стороны речи, это воздействие на мышцы полости рта т.е. массаж. Применение массажа улучшает мышечный тонус и рецепторную способность органов артикуляции. Его эффективность подкрепляет выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.
Массаж языка можно осуществлять различными способами:
- Зондовый массаж;
- Пальцевой массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);
- Массаж шпателем.
- Массаж зубными щетками.
Приемы, используемые при проведении логопедического массажа, основаны на приемах классического массажа тела.
Основные приемы:
1.Поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное.
2. Растирание.
3. Разминание
4.Вибрация и поколачивание.
5. Плотное нажатие.
Если нам нужно расслабить язык:
- Поглаживаем язык указательным пальцем (щеткой) сначала с одной стороны, затем с другой в направлении от кончика к корню языка и обратно;
- Поперечные движения от боковой части языка до средней линии и обратно. Направление остается прежним от кончика к корню, движения выполняем сначала на одной половине языка, а затем на другой;
- Поглаживаем боковые поверхности языка;
- Производим легкое разминание мышц в горизонтальном направлении; осуществляем; осуществляем перетирающие движения от кончика языка к корню и обратно. Сначала отрабатываем одну сторону языка, затем – другую, чтобы движения были легкими, без нажима;
- Продолжаем без надавливания производить круговые движения.
- В заключении можно произвести легкое потряхивание или постукивание языка.
Если наоборот, язычок вялый и тонус его снижен активизирующий (укрепляющий) массаж:
- Движения активные, интенсивные и направлены в основном от корня к кончику;
- В основном используются приемы разминания и перетирания. Перетирание в горизонтальном направлении. Перетирание (спиралевидные движения) мышц от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой, сила давления постепенно увеличивается;
- Перетирание мышц в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой
- Как правило, при сниженном тонусе языка снижен, также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными, даже в области корня языка.
Во время массажа необходимо комментировать свои действия: погладим спинку язычка, пусть он станет мягким и послушным, а теперь его бока, а вот и кончик языка и т д. Это надо делать, чтобы ребенок лучше представлял и чувствовал свои органы артикуляции.
В качестве дополнения в комплекс артикуляционной гимнастики включены активные упражнения самомассажа мышц языка:
Поглаживание, пошлепывание, покусывание языка губами, зубами.
В качестве рекомендаций родителям можно предложить использовать элементы массажа при чистке зубов. Круговыми движениями водить зубной щеткой не только по зубам, но и по языку – два раза в день таким образом активизировать мышцы языка.
Необходимо учесть противопоказания: это любые ранка, либо инфекции ротовой полости, простудные заболевания, общее недомогание, а также неприятные ощущения у ребенка во время массажа.
2 Работа по развитию слухо-речевой памяти, развитию фонематических процессов.
Упражнения направлены на развитие слуховой дифференциации звуков, на запоминание и повторение слоговых цепочек, отдельных слов, серии слов, запоминание смысловых рядов, запоминание и повторение фраз и т.д.
Одна из примерных игр.
Слова по парам.
Называем ребенку цепочку из пар слов, связанных между собой по смыслу. Например: яблоко-груша, чашка-ложка, стол-стул, солнце-луна, дерево-лист. Затем называем первое слово из каждой пары, а ребенок должен сказать второе.
Дальше можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 5-7 слов, например: дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце.
Затем эти слова надо связать в рассказ.
В любом логопедическом задании можно найти элементы для развития слухо-речевой памяти.
3.Развитие общей и мелкой моторики. Исходя из того, что у моих детей имеются нарушения праксиса, а так как, всем известно, что моторные зоны лобных долей работают в тесной связи с височными долями головного мозга, то на занятиях проводится работа по развитию общей и мелкой моторики.
В начале занятия желательно провести пассивную гимнастику - массаж рук и пальчиков используя все те же простые приемы: поглаживание (совершается в разных направлениях);
растирание – отличается от поглаживания большей силой давления (рука не должна скользить по коже, а сдвигать ее);
вибрация – нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев.
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность, продолжительность массажа 3-5 минут.
Использую мячик ( твердый, колючий) можно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев, затем массируем колечком каждый пальчик от основания к кончику.
В качестве отдыха также используем активные пальчиковые игры. Например, к изображению поз и движений пальчиками можно добавить тактильную азбуку – изображение пальцами букв.
Для развития общей моторики чаще давать движения на координацию.
Огромное значение в развитии общей и мелкой моторики в детском саду проводятся музыкальные, физкультурные занятия, занятия по бисер оплетению.
В заключении хотелось сказать о том, что чем раньше мы определимся с тем, что у ребенка имеются предпосылки диспраксии, тем успешнее будет дальнейший коррекционный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии коррекции мануальной диспраксии как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР.
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) наряду с недоразвитием всех речевых компонентов отмечаются проблемы психомоторного развития, которые характеризуются как мануальная диспраксия. Одним из ...
Диспраксия. Симптомы и причины
quot;Синдром неуклюжего ребенка"...

Артикуляционная диспраксия у детей
Артикуляционная диспраксия - особая форма парциального недоразвития речи, имеющая самостоятельные, отличные от других речевых расстройств механизмы, а также специфическую, присущую только ей симптомат...

Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у детей
Этого нарушения нет ни в клинико-педагогической, ни в психолого-педагогической классификациях. Но она описана многими специалистами дефектологического направления: Корневым А.Н., Леонтьевым А.Н., Визе...

Коррекционная работа с неговорящим ребенком при артикуляционной диспраксии
Рассмотрим основные этапы формирования речи при АД...

Конспект занятия для ребенка с афферентной артикуляционной диспраксией
Цель: развитие тактильных ощущений, изучение частей тела; развитие тактильной чувствительности, развитие артикуляционного праксиса....

