"Диспраксия развития"
статья по логопедии на тему

Плохих Елена Владимировна

    В практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые имеют длительную и сложную динамику устранения.  При этом недостатки произношения носят различный характер это дети с ФН, ФФН, ОНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текстовый документ28.88 КБ

Предварительный просмотр:

    В практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые имеют длительную и сложную динамику устранения.  При этом недостатки произношения носят различный характер это дети с ФН, ФФН, ОНР. В  ходе коррекционной логопедической работы направленной на устранение этих нарушений довольно в быстрые сроки можно  устранить фонематическое  недоразвитие, проблемы в лексико-грамматическом  строе, но сложности остаются при устранении недостатков произношения.                                          

 История изучения нарушений звуковой стороны речи насчитывает уже более полутора столетий. Примерно до конца 1960-х гг. этой проблемой активно занимались врачи-неврологи, что способствовало появлению новых достоверных сведений о патогенезе и механизмах нарушений звукопроизношения.

Затем исследования почти полностью перешли в педагогическое русло (исключение составляет изучение дизартрий у детей с ДЦП). В связи с этим за последние годы получено очень мало новых объективных сведений о механизмах такой многообразной  и многочисленной группы речевых расстройств, как нарушения звукопроизношения. Известно, что клинические аспекты речевой патологии у детей разработаны значительно  слабее,  чем педагогические. Крайне мало публикаций этой ориентации.  

Анализируя работу с  детьми, у которых возникают сложности при устранении недостатков произношения, я отметила определенные особенности. У детей наблюдаются  стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими своеобразными проявлениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. Нарушение звукопроизношения носит избирательный характер.

В медицинских картах по заключению  врача невролога  ни у одного ребенка не выявлено неврологической симптоматики.

Диагностика нарушений речи у детей основывается на сопоставлении неврологических обследований, в особенности это важно при анализе нарушений звуковой стороны речи, в этом случае нам важно знать имеются ли  симптомы парезов или симптомы дискинезий.

                                               

             

На основании анализа проявлений описанных нарушений  и динамики их устранения, возможно, данные  расстройства звукопроизношения было бы правильнее отнести к расстройствам органического ряда и обозначить их как стертые дизартрии, или минимальные дизартрические расстройства (МДР),  но почему же неврологи,  не определяют ни какой неврологической симптоматики у таких детей?  

К расстройствам неврологического уровня относятся паралич, парез, дискинезии, атаксия и т.п. Нарушения ВПФ включают апраксию, диспраксию и т.п.

Разница между типами дисфункции носит принципиальный характер. В первом случае нарушены неврологические механизмы (парез), а во втором высшие психические функции (диспраксия). Этим объясняется тотальность, полиморфность  лингвопатологической симптоматики в первом случае и избирательность – во втором.    

  Если явлений пареза нет, проводится диагностика орального праксиса.

К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать, пощелкать языком, надуть щеки, оцениваются одиночные позы языка и серии движений.

Овладение оральным праксисом составляет весьма важную подготовительную фазу речевого развития. От качества и объема оральных навыков во многом зависит усвоение нормативного звукопроизношения.

     Оральный праксис и артикуляционный праксис являются разными функциональными образованиями и  имеют разное церебральное обеспечение. Встречающееся сочетание нарушения обоих видов праксиса связано с топической близостью соответствующих мозговых центров. Таким образом,  отсутствие оральной апраксии не исключает возможность наличия артикуляционной диспраксии.

Наиболее сложный из всех видов праксиса — артикуляционный, т.е. способность произносить звуки речи и их серии (слова).  Если праксис — это предметное действие, а предмет — образец, с которого делается «слепок» этого действия, то возникает вопрос, что служит таким предметом в артикуляционной  деятельности?  Иными словами, на базе чего формируется артикуляционный праксис, что служит «предметом» для той или иной артикуляционной позы?

Наиболее четко ответ на этот вопрос сформулировала Е.Н. Винарская — автор известных работ по клиническим проблемам афазии и дизартрии. Она дала формулировку, согласно которой условным предметом для артикуляционной позы звука речи служит его акустический образ. Ребенок слышит звук речи и «подгоняет» под него артикуляционный уклад. Конечно, это удается ему не сразу, а путем постепенного приближения к желаемому результату и по мере уточнения слухо-речевых представлений. При этом все другие опоры, включая зрительный образ звука речи, наблюдаемый при артикулировании взрослых, полезны, но являются лишь дополнительными.

  По мнению А. Н. Корнева такие  случаи  в отечественной  логопедической литературе называют “стертая дизартрия”  или “корковая дизартрия”.  В англо-язычной литературе было введено понятие “речевая или артикуляционная апраксия (точнее диспраксия) развития”.  

Диспраксия развития – это такое нарушение работы мозга, при котором нарушения касаются планирования движений. Ребенок может видеть, что делают другие дети, осознавать и понимать значение этого движения, но спланировать координацию так, чтобы повторить – вызывает большую сложность.

   ПРАКСИС:  ДИСПРАКСИЯ
Развитие сознательных движений разделено на несколько областей, которые относятся к важным областям жизни детей:
Движения всего тела, координация и схема тела

  • Физическая игра
  • Одевание
  • Письмо и рисование
  • Речь и разговорные навыки
  • Еда и кормление

Исходя из выше перечисленного,  планирование коррекционной работы с такими детьми планируется в классической логопедической форме, в зависимости от вида нарушения, с упором на развитие:

  • Развитие оральнго праксиса с помощью массажа, артикуляционных упражнений, развитие речевого дыхания.
  • Развитие слухо-речевой памяти для развития артикуляционного пракиса.
  • Развитие общей и мелкой моторики.

  1. Я считаю наиболее рациональным путем к получению положительных результатов коррекции произносительной стороны речи, это воздействие на мышцы полости рта т.е. массаж. Применение массажа улучшает мышечный тонус и рецепторную способность органов артикуляции. Его эффективность подкрепляет выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

  1. Зондовый массаж;
  2. Пальцевой массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);
  3. Массаж шпателем.
  4. Массаж зубными щетками.

Приемы, используемые  при проведении логопедического массажа, основаны на приемах классического массажа тела.

Основные приемы:

1.Поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное.

2. Растирание.

3. Разминание

4.Вибрация и поколачивание.

5. Плотное нажатие.

Если нам нужно расслабить язык:

  • Поглаживаем язык указательным пальцем (щеткой) сначала с одной стороны, затем с другой в направлении от кончика к корню языка и обратно;
  • Поперечные движения от боковой части языка до средней линии и обратно. Направление остается прежним от кончика к корню, движения выполняем сначала на одной половине языка,  а затем на другой;
  • Поглаживаем боковые поверхности языка;
  • Производим легкое разминание мышц в горизонтальном направлении; осуществляем; осуществляем перетирающие движения от кончика языка к корню и обратно. Сначала отрабатываем одну сторону языка, затем – другую, чтобы движения были легкими, без нажима;
  • Продолжаем без надавливания производить круговые движения.
  • В заключении можно произвести легкое потряхивание или постукивание языка.

Если наоборот, язычок вялый и тонус его снижен активизирующий (укрепляющий) массаж:

  • Движения активные, интенсивные и направлены в основном от корня к кончику;
  • В основном используются приемы разминания и перетирания. Перетирание в горизонтальном направлении. Перетирание (спиралевидные движения) мышц от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой, сила давления постепенно увеличивается;
  • Перетирание  мышц в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой
  • Как правило,  при сниженном тонусе языка снижен, также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными,  даже в области корня языка.

Во время массажа необходимо комментировать свои действия: погладим спинку язычка, пусть он станет мягким и послушным, а теперь его бока, а вот и кончик языка и т д. Это надо делать, чтобы ребенок лучше представлял и чувствовал свои органы артикуляции.

В качестве дополнения в комплекс артикуляционной гимнастики включены активные упражнения самомассажа мышц языка:

Поглаживание,  пошлепывание, покусывание  языка губами, зубами.

В качестве рекомендаций родителям можно предложить использовать элементы массажа при чистке зубов. Круговыми движениями водить зубной щеткой не только по зубам, но и по языку – два раза в день таким образом активизировать мышцы языка.

Необходимо учесть противопоказания: это любые ранка, либо инфекции ротовой полости, простудные заболевания, общее недомогание, а также неприятные ощущения у ребенка во время массажа.

2 Работа по развитию  слухо-речевой памяти, развитию фонематических процессов.

Упражнения направлены на развитие слуховой дифференциации звуков, на запоминание и повторение слоговых цепочек,  отдельных слов, серии слов, запоминание смысловых рядов, запоминание и повторение фраз и т.д.

Одна из примерных игр.

Слова по парам.

Называем ребенку цепочку из пар слов, связанных между собой по смыслу. Например:  яблоко-груша, чашка-ложка, стол-стул, солнце-луна, дерево-лист. Затем называем первое слово из каждой пары, а ребенок должен сказать второе.

Дальше можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 5-7 слов, например: дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце.

Затем эти  слова надо связать в рассказ.

В любом логопедическом задании можно найти элементы для развития слухо-речевой памяти.

3.Развитие общей и мелкой моторики.  Исходя из того, что у моих детей имеются нарушения праксиса, а так как,  всем известно, что моторные зоны лобных долей работают в тесной связи с височными долями головного мозга, то на занятиях проводится работа по развитию общей и мелкой моторики.

В начале занятия желательно провести пассивную гимнастику - массаж рук и пальчиков используя все те же простые приемы: поглаживание (совершается в разных направлениях);

растирание – отличается от поглаживания большей силой давления (рука не должна скользить по коже, а сдвигать ее);

вибрация – нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев.

Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность, продолжительность массажа 3-5 минут.

Использую мячик ( твердый, колючий)  можно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев, затем массируем колечком  каждый пальчик от основания к кончику.

В качестве отдыха  также используем  активные пальчиковые игры. Например, к изображению поз и движений пальчиками можно добавить тактильную азбуку – изображение пальцами букв.

Для развития общей моторики чаще давать движения на координацию.

Огромное значение в развитии общей и мелкой моторики в детском саду проводятся музыкальные, физкультурные занятия, занятия по бисер оплетению.  

В заключении хотелось сказать о том, что чем раньше мы определимся с тем, что у ребенка имеются предпосылки диспраксии, тем  успешнее будет дальнейший коррекционный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии коррекции мануальной диспраксии как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) наряду с недоразвитием всех речевых компонентов отмечаются проблемы психомоторного развития, которые характеризуются как мануальная диспраксия. Одним из ...

Диспраксия. Симптомы и причины

quot;Синдром неуклюжего ребенка"...

Артикуляционная диспраксия у детей

Артикуляционная диспраксия - особая форма парциального недоразвития речи, имеющая самостоятельные, отличные от других речевых расстройств механизмы, а также специфическую, присущую только ей симптомат...

Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у детей

Этого нарушения нет ни в клинико-педагогической, ни в психолого-педагогической классификациях. Но она описана многими специалистами дефектологического направления: Корневым А.Н., Леонтьевым А.Н., Визе...

Коррекционная работа с неговорящим ребенком при артикуляционной диспраксии

Рассмотрим основные этапы формирования речи при АД...

Конспект занятия для ребенка с афферентной артикуляционной диспраксией

Цель: развитие тактильных ощущений, изучение частей тела; развитие тактильной чувствительности, развитие артикуляционного праксиса....