Современный учитель в современной школе.
статья по логопедии по теме

Никонова Наталья Витальевна

В этом материале я рассуждаю отех трудностях ,с которыми сталкивается современный учитель в современной школе . И речь идет вовсе не омолодых специалистах -учителях начальной школы . С этими трудностями встречаются даже очень опытные педагоги.А причина- это речевые нарушения ,которые сопроваждают детей и в процессе овладения письменной речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современная школа предъявляет очень высокие требования  к профессии учителя .  Раньше дети приходили в школу ,не умея ни читать , ни писать .Их встречала первая учительница ,которая  по единым учебникам ,утвержденным по всей стране ,объясняла программный материал . Замедленный темп физического и интеллектуального развития  появился в нашем обществе на рубеже XX и XXI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения.  Все это приводит к определенным трудностям в работе учителя начальных классов.

В то же время существует еще одна  проблема: зачастую дети приходят в школу уже подготовленными ,они вроде  умеют читать ,считать ,печатать печатными буквами .Очень  часто эти знания они получают в  детских садах , где организованы дополнительные платные услуги или в развивающих центрах. Но не всегда люди , которые преподают это профессионально владеют нужными приемами и технологиями .

В настоящее время изменились и ФГОТ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . Приказ № 655 от 23.11.2009 утвердил 4 направления развития ребенка ,которые включают в себя 10 областей .

1-е направление    -ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ , в этом направлении задействованы физическая культура и здоровье детей .

2-е направление –ПОЗНОВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ,КОТОРОЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ –чтение художественной литературы ,коммуникацию ,познание .

3-я область ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ,  СОСТОЯЩЕЕ ИЗ МУЗЫКИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.

4-я область – СОЦИАЛНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ – это социализация, труд и безопасность .

Реализуются эти требования в результате совместной деятельности воспитателя и детей или в ходе самостоятельной работы детей .

 Как видно из этих направлений, задачи- обучить читать  дошкольника в  современных государственных образовательных требованиях нет,  поэтому и нет  единой программы  обучения  этому  дошкольников.  Перед учителем начальной школы стоит очень трудная  задача : привести к системе  полученные раннее знания детей  и дать качественное образование школьникам. Чтобы работа учителя стала более эффективной, ему необходима тесная связь со специалистами- учителем-логопедом,психологм.

 Для того ,чтобы реализовать программу учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Задача учителя-логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Исходя из этого, наиболее успешно реализовать эту задачу можно в результате совместной работы учителя и логопеда . Уже в первом классе у детей можно встретить  нарушения письма . Эти ошибки носят стойкий характер и не связаны с незнанием орфографических правил. Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма учитель-логопед периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

В целях пропаганды своих занятий учитель-логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся (особое внимание уделяется молодым специалистам). Взаимосвязь в работе учителей - логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Учитель-логопед  выступает здесь с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, “Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы”). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению. Учитель-логопед, как и учителя начальных классов, является членом ПМПк, на заседаниях которого рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

Результатом содружества учителя начальных классов и учителя-дефектолога становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые на рушения. В обобщенном виде взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов представлена на рисунке.

Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”. На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе учителя-логопеды  и учителя начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Компьютерные технологии в логопедической практике современного учителя-логопеда"

Прзентация "Компьютерные технологии в логопедической практике современного учителя-логопеда"...

«Краткий обзор Интернет-ресурсов, полезных для современного учителя-логопеда»

Мир образования стремительно развивается и предъявляет педагогу, в том числе учителю-логопеду, новые требования. В современном учебном заведении невозможно обойтись без новых образователь...

«Учитель в современном обществе»

Роль учителя в обществе....

Учитель в современном мире

Дискуссия на тему "Учитель в современном мире"...

Методическое объединение учителей - логопедов «Современные образовательные технологии и методики

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном р...

Использование учителем-логопедом современных ИКТ и здоровьесберегающих технологий

Справка образовательного учреждения о использовании учителем-логопедом ИКТ и здоровьесберегающих технологий...

Педагогические традиции и современный учитель

Педагогические традиции и современный учитель...