ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТОНИМИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Печёнкина Кристина Олеговна

В данной статье собрано несколько фрагментов занятий, где используются дидактические игры для развтия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня антонимии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechyonkina_k.o_statya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТОНИМИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

К.О. Печёнкина, учитель - логопед

МБДОУ «ЦРР д/с Колокольчик»

Г. Абакан, р. Хакасия

В современное время число детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.

У детей  с ОНР III уровня словарный запас не соответствует возрасту. Наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря. Если глагол имеется у ребенка в пассивном словаре, то он не всегда его использует в активном словаре или же заменяет другим, более понятным для него самого словами.

В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (иду, кушать, спать, сидеть, одеваться, умываться, ходит, бегает, смотрит, слушает, гуляет, играет, стоит и др.) – [1].

В процессе проведения исследования была разработана система занятий. В каждом занятии по лексической теме включался фрагмент для развития антонимии у детей. Так, использовались следующие приёмы: остановка на фрагментах занятия.

  1. Фрагмент занятия по теме «Зимние забавы»

 Дидактическая игра «Ледяная пещера»

Логопед сообщает детям: « Вот мы причалили к острову Антонимов,  оказываемся в Ледяной пещере. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше, нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо?»

Детям предлагаются следующие пары слов:

Трудиться - лениться; чистить - пачкать; терять - находить; смеяться - грустить; плакать - веселиться; печалиться - радоваться; заболеть - выздороветь; замёрзнуть - согреться; замораживать – размораживать.  

 - Прочитайте слова. Что можно о них сказать?

- Как понять «противоположные»?

 - Верно, это слова  - спорщики.

 - Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

2) – Игра с мячом «Скажи наоборот». Детям предлагаются вышеперечисленные слова.

3) - Пришло время покинуть остров Антонимов.

 - Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы:

- Что такое антонимы?

- Для чего используют антонимы в речи?

2.  По теме: «Мебель» использовались следующие дидактические игры:.

Логопед рассказывает детям историю:

— Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Просит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком  «Наоборот». А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.

После чтения рассказа логопед уточняет действия с противоположным значением: ложиться — вставать, убирать — разбрасывать и т. п.

 Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия: опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот - закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п.

Дидактическая игра  «Скажи наоборот»

Детям предлагается прослушать инструкцию и выполнить её наоборот

подойти к столу        - (отойти от стола);  открыть дверь -  (закрывать дверь); войти в комнату – (выйти из комнаты); сесть на стул – (встать со стула) – [2].

  1. По теме «Транспорт» предлагаются следующие задания:

Дидактическая игра  «приехали – уехали»

Ребенку предлагаются картинки, например, «Птичка подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки». Логопед показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения по содержанию картинок:

Самолет к башне … от башни…; Машина к дому … от дома…; Лодка к берегу … от берега …; Поезд к станции ….от станции…; Велосипедист к магазину ….от магазина….

2)  Дидактическая игра  «Наоборот» с мячом. Детям предлагается прослушать инструкцию и выполнить её наоборот

Прилетел – (улетел); Приближается – (удаляется); Подъезжает  – (отъезжает);  Приедет – (уедет); Подлетел – (отлетел).

Для успешной работы нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Постоянно включённые фрагменты в занятия позволяют расширить и обогатить глагольную лексику детей, сформировать понятие об антонимии.

Таким образом, антонимы, в лице противоположностей и противопоставлений, тесно связаны с жизнью. Во всем можно увидеть обратную сторону. А закладывать умение видеть эту противоположность, находить обратное значение необходимо уже в старшем дошкольном возрасте. Организованная подобным образом работа позволяет сделать занятие интересным для детей, способствует более эффективному формированию антонимии у них.

Литература:

  1. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б. Филичева  – Екатеринбург: Литур, 2006 – 320с
  2. Пожиленко, Е.А Мир вокруг нас: Учимся чувствовать, познавать и действовать: Пособие для логопопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей/ Е.А. Пожиленко – СПб.: филиал издательства « Просвещение», 2004. – 319 с.
  3. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей/ Л.Н. Смирнова – М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие антонимии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в стихах.

Одной из основных задач обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (ОНР) является развитие их речи. Критерием сформированности речи детей является умение использова...

Конспекты занятий к Программе по формированию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

К числу важнейших задач логопедической работы детей с общим недоразвитием речи относится формирование связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразв...

ЦЕЛОСТНЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III уровня»

В  настоящее время наблюдается постоянный рост количества детей с патологией речи (в частности детей с ОНР (III уровень)). Данная область остается по-прежнему недостаточно изученной, поэто...

Методы и приёмы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

В данной работе представлены методы и приёмы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, понятия интеллектуальной готовности, авторы, изучающие про...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога.«Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»

Моя цель:Создать условия для повышения своего творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.Задачи:Изучение педагогической ...