Конспект подгрупповой НОД с воспитанниками 6-7 лет по коррекции звукопроизношения (лексическая тема "Дикие животные")
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Левьяш Елена Николаевна

Конспект НОД, проводится логопедом в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx314.61 КБ
Файл prezentatsiya_-_veselye_zveryata.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 92» города Курска

Конспект

 подгрупповой непосредственно образовательной деятельности

с воспитанниками 6-7 лет по коррекции звукопроизношения

 «Дифференциация звуков [р-л] в слогах, словах, предложениях»

(лексическая тема «Дикие животные»)

Левьяш Елена Николаевна,

учитель-логопед  МБДОУ  № 92

Курск – 2013

Цель: дифференцировать звуки [р-л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи: 

коррекционно-образовательные: закреплять правильную артикуляцию и различение звуков [р-л]  на слух в словах, предложениях, учить давать сравнительную характеристику звуков, учить образовывать притяжательные прилагательные, активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные», отгадывать загадки, закреплять умение проводить звуковой анализ, пересказывать, учить отвечать полным ответом.

коррекционно-развивающие:  развивать артикуляционную моторику, развивать мелкую моторику и общую координацию движений, развивать процессы восприятия, внимания, мышления, развивать навык письма

коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение выполнять инструкции логопеда, воспитывать бережное отношение к животным и природе, знать правила  поведения в лесу.

Оборудование: компьютер, аудиозапись «Звуки природы», подушки для детей, презентация «Веселые зверята», аудиозапись «Бибика»,  массажные шарики и пружинки су-джок, картинка – путаница, профили звуков [р], [л], картинки диких животных, текст «Рыженькая белка» с иллюстрациями, аудиозапись «У жирафа пятна..»,  цветные карандаши, картинки –раскраски.

Ход  образовательной деятельности:

1.Оргмомент.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня хорошая погода и я хочу пригласить вас на прогулку в лес. Располагайтесь на лесной поляне, закрывайте глаза, слушайте.

Включается аудиозапись «Звуки природы», дети  садятся на ковре на подушки – «лесная поляна»

2. Развитие слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. Игра «Чья песенка?» - образование притяжательных прилагательных.

Дети слушают звуки природы: поют птицы, журчит ручей, квакают лягушки, фыркает ёжик, рычит медведь, воет волк, рычит тигр.

Логопед: Какие звуки леса вы узнали?

Дети перечисляют услышанные звуки.

Логопед:  Кто квакал?

Дети: Лягушки.

Логопед: Значит, чью песенку мы слышали?

Дети: Лягушачью.

Логопед: Фыркал ёжик. Чья была песенка?

Дети: Ежиная.

Образование прилагательных:

Рычит медведь (чья песенка?) медвежья

Воет волк (чья песенка?) волчья,

Рычит тигр (чья песенка?) тигриная

Логопед: Молодцы! Лес – дом для животных. Расскажите, как нужно вести себя в лесу?

Ответы детей.

3. Артикуляционная гимнастика. Презентация «Веселые зверята»

Логопед: Молодцы, ребята! А вы знаете, что животные могут  делать зарядку для языка? Давайте посмотрим на веселых зверят  и  повторим  движения вместе с ними.

  1. Бегемотик рот открыл,

подержал, потом закрыл. (упр. «Окошко»)

  1. Тянуть губы прямо к ушкам

очень нравиться лягушкам. (упр. «Улыбка»)

  1. Знает весь народ: любит мишка вкусный  мед.

язычком губу оближет, и подсядет к меду ближе. (упр. «Вкусное варенье»)

  1. Зайцы прыгают вверх-вниз,

повтори-ка, не ленись.  (упр. «Качели»)

  1. Вот лошадка – серый бок,

стучит копытами цок, цок. (упр. «Лошадка»)

  1. Собирала  белочка  прямо на дорожке

крупные грибочки на высокой ножке. (упр. «Грибок»)

Логопед: Спасибо за зарядку! Прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад – садимся за руль машины и едем.

Под музыку «Бибика» дети имитируют движения – крутят руль – «подъезжают» и садятся на стулья.

4. Развитие целостного восприятия: картинка - путаница (яблоко, груша, лимон, рысь, лось, чайник)

Дети садятся за столы.

Логопед:  Давайте посмотрим на эту путаницу. Вы узнали, что здесь нарисовано?

Логопед: Назовите фрукты. (яблоко, груша, лимон). Как мы скажем – чайник – это что? (посуда). Каких животных вы видите? (рысь, лось)

5.Характеристика звуков [р], [л] по акустическим признакам, по артикуляции (профили звуков)

Логопед: Какой первый звук в слове «лось»?

Дети: звук [л].

Логопед: Дайте характеристику звуку, какой он: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?

Дети: Это согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Как должен двигаться наш язычок при произнесении звука [л]?

Дети: Язычок упирается за верхние зубы.

Логопед: Какой первый звук в слове «рысь»?

По такой схеме дети характеризуют звук [р]: согласный, твердый, при произнесении звука [р] язычок дрожит за верхними зубами.

6. Дифференциация звуков [р-л], определение позиции звука в слове. Игра «Зоопарк»

Дети должны распределить животных (картинки)  в два вольера «Л» и «Р», определять позицию звука [р] или [л] в словах:

               Л                                                            Р

Лось,  лама                                                Рысь, росомаха

Слон, волк, белка,                                    Зебра, барсук, жираф,

Осёл, шакал.                                              Тигр, бобр.

7. Автоматизация звуков [р-л] в слогах, словах с использованием

пружинок су-джок.

Дети  произносят чистоговорки, надевая на палец массажную

пружинку су-джок.

Левая рука:

Большой палец - ла-ла-ла, видели осла.

Указательный палец - лу-лу-лу, подошли к ослу.

Средний палец - лы-лы-лы, упрямы все ослы.

Безымянный палец - ло-ло-ло, с ослом нам повезло.

Мизинец – лы-лы-лы, нам понравились ослы.

Правая рука:

Большой палец - ра-ра-ра, видели бобра.

Указательный палец - ру-ру-ру, подошли к бобру.

Средний палец - ры-ры-ры, сильные бобры.

Безымянный палец - ро-ро-ро, бобры делают добро.

Мизинец – ры-ры-ры, нам понравились бобры.

8. Массаж ладоней шариком су-джок с произнесением текста.

Логопед: Пальчики разработали, теперь очередь ладошек. К нам на ладошку прыгнула рыжая белочка.

Дети выполняют упражнение, сопровождая словами:

Белка, белка, рыжий бок,

По деревьям скок, да скок

Живой порхает огонек.  (катают между ладонями)

Прыгни на мою ладошку,

Угощу тебя немножко. (сжать одной рукой)

Прыгни ты еще разок -

Хлеба дам тебе кусок. (сжать другой рукой)

Логопед: Молодцы! А теперь послушайте рассказ о нашей рыжей белочке.

9. Закрепление звуков [р-л] в связной речи. Пересказ рассказа «Рыженькая белка».

Логопед читает рассказ, показывает картинки, дети слушают, отвечают на вопросы после чтения, пересказывают.

 У Лары жила рыженькая белка. Когда Лара садилась завтракать, рыженькая белка прыгала на стол и ела крошки. Лара давала рыженькой белке сахар и орехи, она грызла их или прятала под кровать. Лара очень любила ее. Один раз Лара играла с рыженькой белкой, а форточка была открыта. Проворный зверек прыгнул в форточку и скрылся. Целый вечер Лара искала рыженькую белку на улице и  не нашла ее. Когда Лара уже ложилась спать и подняла одеяло, то там вдруг увидела: там спала рыженькая белка.

      

Логопед: У кого жила рыженькая белочка? (У девочки Лары)

Чем она питалась? (Лара кормила ее сахаром, орехами.)

Что случилось с белкой? (Она выпрыгнула в открытую форточку и убежала)

Как Лара нашла рыженькую белку? (Когда Лара ложилась спать и подняла одеяло, то увидела спящую белку)

Логопед: Молодцы! Сейчас мы  подвигаемся под музыку.

10. Физминутка «У жирафа пятна…» - развитие общей координации движений под музыку (аудиозапись)

На текст песни дети выполняют соответствующие движения.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде, (хлопают по телу)

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях,      (хлопают по указанным  частям тела)

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде, (щиплют тело)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях,  (щиплют  указанные  части тела)

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде, (поглаживают тело)

У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях,   (гладят  указанные  части тела)

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Логопед: Молодцы, присаживайтесь. Будем отгадывать загадку.

11. Развитие  навыка  звукового  анализа слов. Отгадать загадки, написать отгадки, составить схему слова. (индивидуальная работа)

Логопед:  Послушайте загадку:                                                        

                  Африканская коняшка  надела

                  Полосатую  рубашку.

                      ЗЕБРА

                      

Дети записывают ответы самостоятельно, делают анализ слова, составляют схему слова.

12. Работа с деформированным предложением. Составление схемы предложения. (индивидуальная работа)

Логопед: Послушайте предложения, всё ли в них верно?

Орехи собирают белку. (Белка собирает орехи)

 У рога огромные лось. (У лося огромные рога)

 Трава щиплет лама. (Лама щиплет траву)

 Нора роет барсук.  (Барсук роет нору)

Логопед: Давайте составим схему последнего предложения:

Барсук роет нору.

—  —  — .

13. Итог.

Логопед: С какими звуками мы сегодня играли? Какие игры вам понравились? Какие задания вам показались трудными?

14. Оценка работы детей.

Логопед: Вы хорошо играли, правильно выполняли задания: каждому подарок – раскраска животного. До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика «Весёлые зверята» Выполнила ЛЕВЬЯШ Е.Н. учитель-логопед МБДОУ № 92 г .Курска

Слайд 2

Не только ребята, но и зверята могут делать зарядку для язычка

Слайд 3

Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл.

Слайд 4

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравиться лягушкам.

Слайд 5

Знает весь народ: любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет, и подсядет к меду ближе.

Слайд 6

Зайцы прыгают вверх-вниз, повтори-ка, не ленись.

Слайд 7

Вот лошадка – серый бок, стучит копытами цок, цок.

Слайд 8

Собирала белочка прямо на дорожке крупные грибочки на высокой ножке.

Слайд 9

Спасибо за зарядку!

Слайд 10

В презентации использованы иллюстрации из книг: У роки логопеда Т.А . Воробьева , О.И. Крупенчук Логопедические упражнения Артикуляционная гимнастика для детей 4-6 лет СПб, «Литера», 2007 Н.В. Нищева Веселая артикуляционная гимнастика «Детство-Пресс», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал по коррекции звукопроизношения. Лексическая тема « Одежда, обувь»

Автоматизация звуков  на разных этапах коррекционной работы (слоги, слова, фразы, предложения) с использованием материала по данной лексической теме....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР по лексической теме "Домашние птицы"

Подробный конспект логопедического занятия для детей младшего возраста с ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий соответствии с ФГОС «Дикие животные»

Конспект подгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийсоответствии  с ФГОС«Дикие животные»Группа детей по структуре  речевого нарушения : ОНР IIВозрас...

Конспект подгруппового логопедического занятия "Путешествие с Незнайкой" в старшей группе по лексической теме: "Транспорт. Правила дорожного движения"

На занятии дети уточняют и расширяют знания о видах городского трансторта и правилах дорожного движения. Знакомятся с сигналами светофора и с безопасным переходом через дорогу....

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звуки [Л] и [Л`] Этап дифференциации. «Такие разные животные»

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анал...

План-конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме "Дикие животные".

План - конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи....