Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина "Рожь
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Лещева Варвара Геннадьевна

Фронтальное логопедическое занятие для детей с ОНР для воспитанников 6 – 7 лет. Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень).  На занятии дети знакомятся с творчеством великого русского художника И.И. Шишкина; воспитанники учатся описывать картину по опорному картинному плану. Занятие направлено на расширение словарного запаса, развитие логического мышления, наблюдательности. Весь материал соответствует возрастным, речевым и индивидуальным особенностям каждого ребенка. Представленные задачи решаются путем применения наглядных, словесных и практических методов. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. На занятии представлено оптимальное чередование различных видов различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной. В ходе занятия использовались упражнения для развития артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, мимических движений, речевого дыхания. Итогом занятия является составление полного, последовательного и эмоционально-окрашенного рассказа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vseros._konkurs_-_kopiya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР с использованием ЭОР «Составление описательного рассказа по картине И.И.Шишкина «Рожь».

Участники: воспитанники с общим недоразвитием речи 6 – 7 лет

Цель: обучать детей описывать пейзажную картину по опорному картинному    плану.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями;

-  учить детей составлять описательный рассказ по картине по опорному картинному плану;

- продолжать обогащать знания детей о различных жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж)

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей наблюдательности, зрительного внимания, логического мышления и творческого воображения;

- развивать пространственных представлений;

- развивать связной речи.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умения работать в коллективе;

- формировать доброжелательного отношения друг к другу;

- воспитывать любовь к родному краю;

- воспитывать интерес к произведениям живописи

Оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь»; портрет художника и его репродукции «Лесная глушь», «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»; репродукции картин: Петр Кончаловский «Сирень на окне», Константин Коровин «Розы и фиалки», «Автопортрет», «Ф.И.Шаляпин», Левитан И.И. «Золотая осень», Саврасов А.К.  «Грачи прилетели»; диск с записью песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А.Кушнера, музыка Гр. Гладкова); указка; мультимидийная установка; магнитофон; диск с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года» «Апрель. Жатва».

Ход занятия:

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент

(Развитие артикуляционной моторики)

Логопед:  Чтобы вежливыми быть

                  Нужно всем «здравствуй» говорить.

                  И кого бы не встречал

                  Нужно улыбаться.

Здравствуйте, ладошки!

Здравствуйте, наши ножки!

Здравствуйте, лошадки!

И ползучая змея!

Здравствуй, шустрый ветерок!

Надоедливый комар!

Доброе утро ручным часам!

Здравствуй, быстрый поезд №3!

Здравствуй, озорной щенок!

Здравствуйте, ребята!

  1. Интеллектуальная разминка

Логопед: Ребята, давайте вспомним, как называются основные жанры живописи, которые мы с вами изучили. А напомнит нам об этом фрагмент песни из мультфильма «Пластилиновая ворона».

(Просмотр фрагмента мультфильма)  (Показ слайда 2).

Логопед: Ну, а теперь попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет.

(На экране появляются по 2 репродукции картин каждого жанра: натюрморт - Петр Кончаловский «Сирень на окне», Константин Коровин «Розы и фиалки»,

портрет – Константин Коровин «Автопортрет», «Ф.И.Шаляпин», пейзаж - Левитан И.И. «Золотая осень», Саврасов А.К.  «Грачи прилетели»)   (Показ слайдов 3 – 8).

Л: Молодцы, справились с заданием!

3. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся с великим русским художником Иваном Ивановичем Шишкиным и его творчеством.

4. Основная часть занятия

I. Знакомство с творчеством И.И.Шишкина

Иван Иванович Шишкин – великий русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Иван Иванович рос впечатлительным, любознательным, одаренным мальчиком. (Показ слайда 9)

    Большую роль в выборе профессии сыграла природа. Елабуга была окружена дремучими лесами. Говорили, что в лесах разбойники спрятали сказочные клады. Но разбойников Иван Иванович не боялся. Маленьким мальчиком бродил по лесу. Кладов он не нашёл, зато приобрёл в лесу богатство дороже золота. Художник понял и полюбил природу. (Показ слайда 10)

    Действительно, ребята, Иван Иванович приобрел богатство во сто крат дороже золота - он полюбил природу. Именно природа сделалась навсегда героем его картин. А деревья стали друзьями художника. Он много знал о них. Знал, как тянется ввысь ствол, как растут ветви, как корни стелются по земле, знал рисунок коры, форму листьев и хвои.

   Шишкин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Академию художеств в Петербурге с Большой золотой медалью. В Германии он завершил обучение и стал академиком. (Показ слайда 11)

     Всю свою жизнь Шишкин посвятил воспеванию русских лесов, полей, раздолья русского». Иван Иванович мечтал проникнуться в тайны строения и жизни природы. Товарищи - художники часто называли его «Лесной богатырь». Лес в картинах Шишкина И.И. представляется перед зрителями реалистичным, живым, захватывающим, естественным. Этот человек при жизни завоевал уважение, известность своим творчеством, делом. Картины и рисунки его многочисленны. (Показ слайда 12)

    Как вы уже знаете, Шишкин родился в небольшом старинном городке Елабуга, в котором стоит памятник художнику (показ слайда 13). А совсем недавно, буквально в 2006 году в Елабуге были открыты Шишкинские пруды с фонтанами, славящиеся своей необыкновенной красотой.

    Недалеко от Шишкинских прудов размещен дом-музей (показ слайда 14), основанный в 1946 году, в котором сохранились все предметы быта, окружавшие когда-то Ивана Ивановича.

  Логопед: Мы хорошо поработали, теперь давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.

         Гимнастика для глаз

Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.

II. Беседа по  картине

Логопед: Поподробнее мы познакомимся с репродукцией картины И.И.Шишкина «Рожь» и составим рассказ о том, что на ней изображено. (Логопед выставляет репродукцию)

Л.: Внимательно рассмотрите картину и ответьте на вопросы:

- Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, какое время года изобразил художник?  По каким признакам можно это определить?

- Ясный или пасмурный день на картине?

- Где происходит действие картины?

- Что изображено на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане?

- Какие краски использовал художник для написания картины?

- Как вы думаете, почему художник назвал картину «Рожь»?

Логопед: А теперь ребята давайте подберем подходящие определения и признаки к словам:

Деревья – (высокие, стройные, зеленые, мощные)

Трава – (зеленая, низкая)

Небо – (светло-синее, высокое)

Рожь -  (золотая, красивая, шумящая)

Логопед: Хорошо справились с заданием!

Физкультминутка

(Дыхательная гимнастика, развитие мимических движений, пальчиковая гимнастика)

Вхождение в картину

Логопед: Ребята давайте немного отдохнем и попробуем войти в картину.  (В это время звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» «Август. Жатва») (Показ слайда 15).

- Давайте дружно встанем со своих стульчиков

- Представьте, что в один из летних дней мы стоим на этой тропинке (Логопед показывает указкой на репродукцию).

- Что вы видите?

Логопед дополняет ответы детей: Мы видим бескрайние просторы ржаного поля. Золотое море хлебов, колышущееся от ветра, раскинулось до самого горизонта.

- Закройте глаза, что вы слышите?

Л.: Шум от ветра…………………

- Какие запахи чувствуете? Вдохните чистый воздух?

Л.: Откройте глаза и повернитесь направо. На картине этого не видно, представьте себе, что видите?

Л: Повернитесь налево. Что вы видите с левой стороны?

Л: Обернитесь назад. Как вы думаете, что там?

Логопед дополняет ответы:  Проселочная дорога уходит вдаль…

Л: Посмотрите вверх. Бесшумно летают ласточки, светит солнце, давайте пощуримся, как будто от солнца. (Развитие мимических движений)

Л: Посмотрите вниз. Что у вас там под ногами?

Логопед дополняет ответы детей: Видим тяжелые колосья уже почти поспели и клонятся к земле, растущие цветы васильки и ромашки. Давайте представим, что вы сорвали ромашку и понюхали ее. Не забывайте, что при вдохе плечи не поднимаются.

Л: Ну, что идем дальше…

Л.:  Подходим к могучим высоким соснам. Они как будто сторожа охраняют ржаное поле. Посмотрите на них. Появляются кучевые облака, предвещающие грозу.

Л.: И. вдруг откуда не возьмись пошел дождь. Быстрей укрываемся и разбегаемся.

Логопед: Понравилось вам путешествие в картину?

  1. Составление описания картины по картинному плану.

Логопед: Ребята посмотрите на картинный план, которым мы с вами пользуемся на занятиях и попробуем составить описательный рассказ по картине И.И.Шишкина «Рожь». (На экране появляется опорный картинный план и логопед напоминает детям значение условных обозначений опорного картинного плана)

Логопед: 1 пункт: Название картины, ее автор и жанр. (Показ слайда 16)

2 пункт: Время действия. (Показ слайда 17)

3 пункт: Место действия. (Показ слайда 18)

4 пункт:  Погода. (Показ слайда 19)

5 пункт: Композиция картины. (Показ слайда 20)

6 пункт:  Цветовая палитра. (Показ слайда 21)

7 пункт: Твое отношение к картине. (Показ слайда 22)

Работа с детьми по цепочке, затем индивидуально. (Показ слайда 23)

5. Оценка рассказов детей.

Логопед оценивает рассказы детей.
- Ваши рассказы получились полными, последовательными, в них не  было длительных  остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине.

10. Итог занятия                                                                        - Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?                             - Что почувствовали?
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?
Логопед: Давайте любить  свою Родину, восхищаться  красотой каждого ее уголка,    как это делал великий русский художник И.И.Шишкин.

Дети хлопают в ладоши

топают

щёлкают

шипят

дуют

произносят з-з-з

«тик-так»

тянут ту-у-у-у

рычат р-р-р-р

дети в ответ «здравствуйте»

Дети просматривают

Определяют жанр живописи, представленных репродукций

Просмотр портрета художника

Дети просматривают

Выполняют гимнастику для глаз

отвечают

Ребята подбирают определения

Дети выполняют дыхательную гимнастику

поворот туловища вправо

поворот влево

поворот назад

поднятие головы вверх

щурятся

наклон головы вниз

имитация ходьбы

поднятие головы вверх влево-вправо

убегают на свои места

ответы детей

Работа с детьми по цепочке, затем индивидуально.

«Бережно. Защищать и охранять все живое»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию  с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Конспект фронтальной логопедической деятельности для детей с ОНР «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Участники: воспитанники с общим недоразвитием речи 6 – 7 летЗадачи:Коррекционно-образовательные:- Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выраж...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Предварительная работа по составлению рассказов по картине А.К.Саврасова «Зима».Проведение дидактических игр: «Найди картину по палитре», «Собери пейзаж»Домашнее за...

Деловая игра «Речевой коллоквиум по обучению детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине с использованием ИКТ»

Данный материал будет интересен для педагогов ДОУ, который позволит повысить их компетентность в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста (в обучении составлению описатель...

Занятие по развитию речи для детей 4-5лет "Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами»"

Группа: средняя (4-5 лет)Тема: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами»Цель: развитие связной речи у детей в процессе обучения составлению сюжетного рассказа по кар...


 

Комментарии