Конспект фронтальной логопедической деятельности для детей с ОНР «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Рожь»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Тушина Ольга Николаевна

Участники: воспитанники с общим недоразвитием речи 6 – 7 лет
Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями. 
- Учить детей составлять описательный рассказ по картине по опорному картинному плану. 
- Продолжать обогащать знания детей о различных жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж.

Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей наблюдательности, зрительного внимания, логического мышления и творческого воображения. 
- Развивать пространственных представлений.
- Развивать связной речи.

Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умения работать в коллективе.
- Формировать доброжелательного отношения друг к другу. 
- Воспитывать любовь к родному краю. 
- Воспитывать интерес к произведениям живописи, музыки.

-Формировать  умение воспринимать музыкальные произведения и определять характер музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rozh_.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтальной логопедической деятельности для детей с ОНР «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Учитель-логопед: Тушина Ольга Николаевна

Участники: воспитанники с общим недоразвитием речи 6 – 7 лет
Задачи:

Коррекционно-образовательные:
- Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.  
- Учить детей составлять описательный рассказ по картине по опорному картинному плану.  
- Продолжать обогащать знания детей о различных жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж.

Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей наблюдательности, зрительного внимания, логического мышления и творческого воображения.  
- Развивать пространственных представлений.
- Развивать связной речи.

Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умения работать в коллективе.
- Формировать доброжелательного отношения друг к другу.  
- Воспитывать любовь к родному краю.  
- Воспитывать интерес к произведениям живописи, музыки.

-Формировать  умение воспринимать музыкальные произведения и определять характер музыки.

Оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь»; портрет художника и его репродукции «Лесная глушь», репродукции картин: Петр Кончаловский «Сирень на окне», Константин Коровин  «Автопортрет», «Ф.И. Шаляпин», Левитан И.И. «Золотая осень», Саврасов А.К. «Грачи прилетели»; диск с записью песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А. Кушнера, музыка Гр. Гладкова);  магнитофон; диск с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года» «Апрель. Жатва».

1. Организационный момент
(Развитие артикуляционной моторики)
Логопед: Чтобы вежливыми быть
Нужно всем «здравствуй» говорить.
И кого бы не встречал
Нужно улыбаться.
Здравствуйте, ладошки! (Дети хлопают в ладоши)
Здравствуйте, наши ножки! (Дети топают)
Здравствуйте, лошадки! (Щёлкают)
И ползучая змея! (Шипят)
Здравствуй, шустрый ветерок! (дуют)
Надоедливый комар! (произносят з-з-з)
Доброе утро ручным часам! ("тик-так")
Здравствуй, быстрый поезд №3! (тянут ту-ту)
Здравствуй, озорной щенок! (рычат р-р-р)
Здравствуйте, ребята! (дети в ответ "здравствуйте")

2. Интеллектуальная разминка
Логопед: Ребята, давайте вспомним, как называются основные жанры живописи, которые мы с вами изучили. А напомнит нам об этом фрагмент песни из мультфильма «Пластилиновая ворона».
Показ репродукции картин

Логопед: Ну, а теперь попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет.
2 репродукции картин каждого жанра: натюрморт - Петр Кончаловский «Сирень на окне», Константин Коровин «Розы и фиалки»,
портрет – Константин Коровин «Автопортрет», «Ф.И.Шаляпин», пейзаж - Левитан И.И. «Золотая осень», Саврасов А.К. «Грачи прилетели»)

(Воспитанники определяют жанр живописи, представленных репродукций)

Л: Молодцы, справились с заданием!

3. Сообщение темы занятия
Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся с великим русским художником Иваном Ивановичем Шишкиным и его творчеством.

4. Основная часть занятия

I. Знакомство с творчеством И.И.Шишкина

Иван Иванович Шишкин – великий русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Иван Иванович рос впечатлительным, любознательным, одаренным мальчиком. (Просмотр портрета художника)

Большую роль в выборе профессии сыграла природа. Елабуга была окружена дремучими лесами. Говорили, что в лесах разбойники спрятали сказочные клады. Но разбойников Иван Иванович не боялся. Маленьким мальчиком бродил по лесу. Кладов он не нашёл, зато приобрёл в лесу богатство дороже золота. Художник понял и полюбил природу.

Действительно, ребята, Иван Иванович приобрел богатство во сто крат дороже золота - он полюбил природу. Именно природа сделалась навсегда героем его картин. А деревья стали друзьями художника. Он много знал о них. Знал, как тянется ввысь ствол, как растут ветви, как корни стелются по земле, знал рисунок коры, форму листьев и хвои.
Шишкин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Академию художеств в Петербурге с Большой золотой медалью. В Германии он завершил обучение и стал академиком.  

Всю свою жизнь Шишкин посвятил воспеванию русских лесов, полей, раздолья русского». Иван Иванович мечтал проникнуться в тайны строения и жизни природы. Товарищи - художники часто называли его «Лесной богатырь». Лес в картинах Шишкина И.И. представляется перед зрителями реалистичным, живым, захватывающим, естественным. Этот человек при жизни завоевал уважение, известность своим творчеством, делом. Картины и рисунки его многочисленны.

Как вы уже знаете, Шишкин родился в небольшом старинном городке Елабуга, в котором стоит памятник художнику. А совсем недавно, буквально в 2006 году в Елабуге были открыты Шишкинские пруды с фонтанами, славящиеся своей необыкновенной красотой.

Недалеко от Шишкинских прудов размещен дом-музей , основанный в 1946 году, в котором сохранились все предметы быта, окружавшие когда-то Ивана Ивановича.

Логопед: Мы хорошо поработали, теперь давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.

Гимнастика для глаз
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем (Дети выполняют гимнастику для глаз)
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.

II. Беседа по картине
Логопед: Поподробнее мы познакомимся с репродукцией картины И.И.Шишкина «Рожь» и составим рассказ о том, что на ней изображено. (Логопед выставляет репродукцию)

Л.: Внимательно рассмотрите картину и ответьте на вопросы:
- Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему вы так думаете?
- Как вы думаете, какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить?
- Ясный или пасмурный день на картине?
- Где происходит действие картины?
- Что изображено на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане?
- Какие краски использовал художник для написания картины?
- Как вы думаете, почему художник назвал картину «Рожь»?

Логопед: А теперь ребята давайте подберем подходящие определения и признаки к словам:
Деревья – (высокие, стройные, зеленые, мощные, раскидистые)
Трава – (зеленая, низкая, сочная, яркая)
Небо – (светло-синее, высокое, бескрайнее)
Рожь - (золотая, красивая, колосящаяся, высокая, налитая)
Логопед: Хорошо справились с заданием!

Физкультминутка
(Дыхательная гимнастика, развитие мимических движений, пальчиковая гимнастика)

Вхождение в картину
Логопед: Ребята давайте немного отдохнем и попробуем войти в картину. (В это время звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» «Август. Жатва»)
- Давайте дружно встанем со своих стульчиков
- Представьте, что в один из летних дней мы стоим на этой тропинке (Логопед показывает указкой на репродукцию).
- Что вы видите?
Логопед дополняет ответы детей: Мы видим бескрайние просторы ржаного поля. Золотое море хлебов, колышущееся от ветра, раскинулось до самого горизонта.
- Закройте глаза, что вы слышите?
Л.: Шум от ветра………………… (Дети выполняют дыхательную гимнастику)
- Какие запахи чувствуете? Вдохните чистый воздух?
Л.: Откройте глаза и повернитесь направо. На картине этого не видно, представьте себе, что видите? (поворот туловища вправо)
Л: Повернитесь налево. Что вы видите с левой стороны? (поворот влево)
Л: Обернитесь назад. Как вы думаете, что там? (поворот назад)
Логопед дополняет ответы: Проселочная дорога уходит вдаль…
Л: Посмотрите вверх. Бесшумно летают ласточки, светит солнце, давайте пощуримся, как будто от солнца. (Развитие мимических движений) (поднятие головы вверх)
Л: Посмотрите вниз. Что у вас там под ногами? (наклон головы вниз)
Логопед дополняет ответы детей: Видим тяжелые колосья уже почти поспели и клонятся к земле, растущие цветы васильки и ромашки. Давайте представим, что вы сорвали ромашку и понюхали ее. Не забывайте, что при вдохе плечи не поднимаются.
Л: Ну, что идем дальше… (имитация ходьбы)
Л.: Подходим к могучим высоким соснам. Они как будто сторожа охраняют ржаное поле. Посмотрите на них. Появляются кучевые облака, предвещающие грозу. (поднятие головы вверх, влево-вправо)
Л.: И вдруг откуда не возьмись пошел дождь. Быстрей укрываемся и разбегаемся. (убегают на свои места)
Логопед: Понравилось вам путешествие в картину? (ответы детей)

III. Составление описания картины по картинному плану.

Логопед: Ребята посмотрите на картинный план, которым мы с вами пользуемся на занятиях и попробуем составить описательный рассказ по картине И.И.Шишкина «Рожь». (Логопед дает детям опорный картинный план для составления описательного рассказа)
Логопед: 1 пункт: Название картины, ее автор и жанр.
2 пункт: Время действия.
3 пункт: Место действия.
4 пункт: Погода.
5 пункт: Композиция картины.
6 пункт: Цветовая палитра.
7 пункт: Твое отношение к картине.
Работа с детьми по цепочке, затем индивидуально.

5. Оценка рассказов детей.

Логопед оценивает рассказы детей.
- Ваши рассказы получились полными, последовательными, в них не было длительных остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине.

6. Итог занятия - Что нового вы узнали сегодня?
- Что почувствовали?
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?

Логопед: Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И.И. Шишкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина "Рожь

Фронтальное логопедическое занятие для детей с ОНР для воспитанников 6 – 7 лет. Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень).  На занятии дети знакомятся с творчеством великого ...

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима» с использованием ИКТ

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима» с использованием ИКТ...

Составление описательного рассказа по картине И.И.Шишкина "Зима"

Формирование умения детей составлять описательный рассказ по картине Шишкина "Зима"...

КОНСПЕКТ коррекционной образовательной деятельности по развитию связной речи «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» по картинно-графическим схемам

Тема: «Составление описательного рассказа по мнемо – дорожкам «Зимние забавы». Программное содержание: Учить составлять описательный рассказ по картине, вопросам лог...