Логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука "р"
план-конспект занятия по логопедии по теме

Сусликова Ольга Семеновна

Логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука "р"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Автоматизация звука [p]»

I. Тема: «Автоматизация звука [p]».

II. Цель: Автоматизация звука [p] в словах, предложениях.

III. Задачи:

  1. Образовательные:

 - уточнить представление ребенка о звуке [p].

2. Коррекционно-развивающие:

- уточнить представления ребенка об артикуляционном укладе звука [p].

- совершенствовать фонетическое восприятие, фонетический слух, звуковой анализ;

- автоматизировать звук [p] в предложениях, развивать навыки словоизлияния;

- развивать речевой голос, мелкую моторику, произвольное внимание и пространственную ориентацию;

- развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию на занятиях;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

IV. Речевой материал:

- существительные мужского и женского рода, единственного и множественного чисел со звуком [p];

- глаголы: прыгает, красит, открывает, собирает, закрывает;

- прилагательные: красивый, красный, черный, новый, теплый.

V. Оборудование: фланелеграда, демонстрационный и раздаточый материал (сюжетные и предметные картинки), звуковая дорожка, красный и синий кружочки, звуковая линейка.

План занятия

I. Организационный момент.

II. Основной этап:

  1. Уточнение артикуляции звука [p];
  2. Развитие фонематического слуха;
  3. Произношение звука [p] изолировано в звукосочетании, согласуя с движением руки. Автоматизация [p]  в слоге [pа];
  4. Звуковой анализ слога [pа], составление схемы из кружков;
  5. Динамическая пауза;
  6. Автоматизация [p] в словах, предложениях;
  7. Составление предложений со звуком [p] по сюжетным картинкам, активизация глаголов.

III. Заключительный этап:

  1. Развитие логического мышления;
  2. Определение позиции звука [p] в словах;
  3. Итог занятия, домашнее задание.

  1. Организационный момент

Логопед: У меня есть знакомый мальчик, он тоже ходит в детский сад.

Сейчас я прочитаю про него стихи, послушай:

Рано с самого утра

Роме в сад идти пора

Рома в садике герой

Он за маленьких горой

Рома маме помогает

Сам посуду убирает

Логопед: Как зовут мальчика?

Ребенок: Рома.

Логопед: А какой звук ты чаще всего слышал в этом стихотворении?

Ребенок: [p].

Логопед: Правильно. Сегодня мы продолжим упражняться в произношении этого звука.

  1. Основной этап:

  1. Логопед: Как правильно произносить этот звук? Когда мы говорим [p] губы улыбаются, рот приоткрыт, язык вверху и дрожит, потому что сильно дует ветерок (воздушная струя).
  2. Логопед: поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки, а ты внимательно слушай и сжимай правую руку в кулак только на звук [p].

Логопед: [р], [н], [г], [р], [р], [т], [д], [р], [з], [р].

Логопед: Теперь надо услышать звук [p] в слогах. Приготовь левую руку.

Логопед: [ра], [ло], [по], [ру], [ми], [ар], [ва], [рэ], [ры], [ко], [ор].

Логопед: Услышишь звук [р], хлопни в ладошки.

Логопед: арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, топор.

Логопед: Молодец, ты был внимательным.

  1. Логопед: Когда Рома приходит в детский сад, он часто играет в машины и заводит мотор. Веди карандашом по звуковой дорожке и столько же произноси [тр].

Логопед: А теперь рычи как собака: [р], [р], [р].

Логопед: Повтори за мной чистоговорку: Сначала медленно, потом быстро, затем тихо и громко.

[ра], [ра], [ра] светит солнышко с утра

[ра], [ра], [ра]  в детский сад идти пора

[ра], [ра], [ра] дружная игра.

  1. Логопед: Какой слог мы все время повторяем?

Ребенок: [ра].

Логопед: Составим схему этого слога. Какой первый звук в слоге?

Ребенок: согласный, твердый, звонкий, синий.

Логопед: Какой второй звук?

Ребенок: [а]. Гласный, красный.

Логопед: Сколько всего звуков в слоге?

Ребенок: два.

Логопед: Придумай слова со слогом [ра].

Ребенок: рама, ракета, рак, радуга и т.д.

  1. Динамическая пауза.

Рано утром по порядку

С Ромой делаем зарядку:

Раз – шагаем мы на месте

Два – руками машем вместе

Три –  присели, дружно встали

Себя за ушки подержали

На четыре – потянулись

Пять – прогнулись и нагнулись

Шесть – все встали ровно в ряд

Зашагали как отряд!

  1. Логопед: посмотри на доску. Назови картинки, которые ты видишь. Сейчас я буду говорить предложения про Рому и Раю, а ты подбирать и называть те картинки, которые подходят по смыслу.

У Раи расцвели красивые красные (розы)

Зимой Рома гуляет в теплых (рукавицах)

Рая грызёт сочную (морковку)

Рома вырастет и будет работать (строителем)

Рая пишет рассказ черной (ручкой)

Бабушка купила Роме новую (рубашку).

А теперь повтори те предложения, которые запомнил.

7. Логопед: Раю мама позвала домой. Давай посмотрим, чем занимается Рома. Что он делает на этой картинке?

Ребенок: Прыгает, красит, открывает, собирает.

Логопед: А теперь сам составь предложения с этими словами.

Рома прыгает с лесенки.

Рома красит забор.

Рома открывает коробку.

Рома собирает конструктор.

  1. Заключительный этап
  1. Логопед:  Подумай и повтори за мной только правильное предложение.

Раму красят повара.

Торт готовит повар.

Тигры едут на метро.

Рома едет на метро

Мухоморов соберу.

Мухоморов не беру.

Вот квадратные шары.

Купим разные шары.

  1. Логопед: Поиграем в игру «Голова, живот, ноги» - определение  позиции звука в словах: ракушки, воробей, комар, муравей, сыр, ручей.

Логопед: Молодец, ты не разу не ошибся.

  1. Логопед: какой звук на занятии мы произносили чаще всего?

Ребенок: [р].

Логопед: Ты правильно проговаривал его в словах, предложениях, потешке, прекрасно проработал. Дома поучи стихи про Рому и раскрась изображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...