Листы взаимосвязи учителя - логопеда со специалистами ДОУ
консультация по логопедии на тему

Мальцева Татьяна Викторовна

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_1.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «День воспитателя и всех работников дошкольного образования».

(профессии в детском саду)

Цель: Систематизировать представления детей о профессиях, сформировать представление о д/с).

Ввести в активный словарь: существительные: детский сад, ребенок, здание, пищеблок,  прачечная, швея, заведующий, медицинские работники, помощник воспитателя, жалюзи, складское помещение, сауна;

прилагательные: добрые, ласковые, заботливые, смелый, умный, любознательный, активный, спортивный, музыкальный;

глаголы : бегать, прыгать, обучаться, развиваться, танцевать, рисовать, петь, дружить.

• Психогимнастика. Пластические этюды:

 Имитация  спортивных, танцевальных, игровых действий. Представить и показать: вы прыгаете на скакалке; поете; катаете куклу в коляске.

 «Угадайте, что я делаю». Один ребенок показывает какое-либо действие, например: спит, ест, рисует, одевается и т. д. Другие угадывают, что он делает, а затем повторяют его действия.

Образные перевоплощения

 Изобразить воспитателя, муз.руководителя; капризного ребенка; сломанную игрушку.

• Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

 «Открываем и закрываем двери в д/с». Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.

Упражнения для щек и губ

 «Пыхтит кастрюля на пищеблоке». Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

 «Девочка качается на качелях». Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

 «Плохая погода». Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.

 « Сон час». Перемещать язык из одного угла рта в другой.

Упражнения для языка

 «Лодочка». Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

 « Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттяну назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.

 «Дети на прогулке». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

• Развитие речевого дыхания и голоса:

«Каша убежала». Произнесение звука ш-ш-ш.

« Надуем шарики». Произнесение звука с-с-с-с.

«Машины едут по ковру». Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

«Строим поезд». Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

«Играем машинами». Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

• Развитие мелкой моторики «Есть игрушки у меня»:

Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)

Паровоз, и два коня, серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход, самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан. (Загибают пальчики на обеих руках.)

Сколько вместе? Помогите сосчитать! (Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.)

• Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Подобрать слова, в которых звук  А находится в начале слова.

2. Игра «Хлопай, не зевай». На слова со звуком  А–  хлопать.

3. Звуковой анализ слов: арбуз, ау, аист с выкладыванием схемы из цветных фишек.

• Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Дид.игра «Ехали мы, ехали» (игротека). Употребление предлогов.

2. Дид.игра «Четвертый лишний?», «Сосчитай от 1-5».

3. «Что перепутал художник?» (предметы сотрудников д/с). Развитие зрительного внимания.

4.Дид.игра «Почему так называются?» (образование сложных слов). Заведующий (заведует). Воспитатель; швея; песочница.

5. Подобрать синонимы (заниматься : рисовать, читать,  развиваться, обучаться) и антонимы (сел – встал; занятие-отдых) .

• Художественная литература и иллюстративный материал: отгадывание и сочинение загадок о профессиях людей, работающих в детском саду; чтение художественной литературы и разучивание стихотворений по теме.

«Наш город. Моя улица. Правила дорожного движения»

Цель: Углубить знания детей о Братске, отличительных чертах города. Воспитывать чувство гордости за родной город. Ввести в активный словарь:

существительные: Родина, столица, республика, мосты, улицы, проспекты, шоссе, река, переход через улицу, подземный переход, регулировщик, кинотеатр, театр, цирк, купол цирка, заводы, фабрики, магазины, школы, детские сады, фонтан, памятник, автобусы;

прилагательные: многоэтажные, новые (дома), длинная, прямая, широкая, узкий, громадный, высокий, одноэтажный, деревянный;

глаголы: расчищать, регулировать, водить (автобус), переходить, двигаться по дороге (о машинах).

Мимические упражнения:

Пластический этюд на тему «Как много необычных памятников» (выражение радости, удивления и восхищения). Детям предлагается передать с помощью выразительных движений и мимики свои эмоции.

• Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц. Имитация жевания.

Упражнения для губ и щек

Котлован. Экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.

Чердачное окошко. Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой «трубочкой» при сомкнутых челюстях.

Чередование позиций: «оскал» — «трубочка» — «воронка».

Упражнение для языка

Моем окна. Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.

Красим крыльцо. Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

Красим потолок. Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов.

Укладываем полы. Распластать язык на дне ротовой полости.

• Развитие речевого дыхания и голоса:

Сделать вдох, а затем на одном выдохе громко назвать свою улицу: «Я живу на проспекте Менделеева».

Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».

• Развитие мелкой моторики:

Небо синее в России, Реки синие в России.

Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Есть и клены, и дубы, Пальцы на обеих руках изображают «ветки» (схо-дятся, расходятся),

А какие есть грибы! «Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба).

А еще пекут в печи Хлопают. То одна рука сверху, то другая.

Вот такие калачи. «Калачи».

• Развитие общей моторики:

Поезжай за моря-океаны, «Едут»,

Надо всею землей пролети: «Летят»,

Есть на свете различные страны, Разводят руки в стороны.

Но такой, как у нас, не найти. Отрицательно качают головой.

Глубоки наши светлые воды, Приседают,

Широка и привольна земля, Встают, Руки в стороны.

И гремят, не смолкая, заводы, «Стучат» руками перед собой.

И шумят, расцветая поля... Плавные взмахи руками, разведенными в стороны.

• Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Подобрать слова, которые начинаются со звуков Г, Гь, К.

2. Дид. игра «Лото». Задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком.

3. Игра «Дом, замок, избушка». Слова со звуками Г, Гь, К.

4. Составить предложения, проанализировать и выложить их схемы.

5. Работа в тетрадях с буквами и словами.

• Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Знать название страны, города, округа, улицы, домашний адрес, столицу. Познакомить детей с достопримечательностями города, некоторыми историческими фактами нашей страны.

2. Игра «Подбери признак». Страна, город, улица...

• Художественная литература и иллюстративный материал:

Беседы воспитателей по темам «Наша страна», «Мой город»; чтение художественных произведений: М.Исаковский «Поезжай за моря океаны», А.Прокофьев «Родина», З.Александрова «Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педсовете" Взаимосвязь работы учителя-логопеда со специалистами ГБДОУ, не имеющем групп компенсирующей направленности"

В данном сообщении предлагаются разнообразные виды совместной деятельности всех специалистов дошкольного учреждения общеразвивающего вида с детьми. Многообразие предложенных методов и приемов в работе...

Лист взаимодействия учителя - логопеда группы компенсирующей направленности с воспитателями, специалистами дошкольного образовательного учреждения

В  рамках  обмена  опытом  предлагаю  вниманию  коллег  лист  взаимодействия  учителя - логопеда  группы  компенсирующей  направленности...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ С ДЕТЬМИ С ФФНР

План рабботы учителя-логопеда с психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре....

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями (задания логопеда для воспитателей)

Эффективность коррекционно-развиваюшей работы на логопункте во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:- с...

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).         Успешная коррекционна...

Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"

Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....