Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности «Волшебство в зимнем лесу»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кондрашова Юлия Викторовна

Представлен конспект открытого занятия, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста, посещающих группу для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebstvo_v_zimnem_lesu.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности  «Волшебство в зимнем лесу»

Оборудование:

 мультимедиа-проектор, экран, компьютер,  авторский медиа продукт (презентация к занятию), свеча светодиодная, следы животных, трафареты животных, пенёк, конверт с письмом, корзина с орешками (шарики Су-Джок), макет медвежьей берлоги, снежинки с буквами, карточки с изображением детенышей диких животных, маски-шапочки для инсценировки, корзина со сладостями для детей.

Задачи:

  • Закреплять представления детей о признаках зимы.
  • Расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные наших лесов».
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование притяжательных и относительных прилагательных; согласование числительных с существительными).
  • Развивать синтаксическую сторону  речи (употребление сложноподчиненных предложений со словом значит).
  • Продолжать работу по предупреждению дисграфии (неправильно написанные буквы).
  • Развивать умение использовать интонационную выразительность на примере стихотворного диалога.
  • Продолжать формировать просодическую сторону речи; общую и мелкую моторику; мыслительные процессы.

Ход занятия.

Дети входят в зал под лирическую мелодию. Слайд 1.(задачи занятия)

Учитель-логопед: Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку - переходит доброта (Учитель-логопед берет в руки светодиодную свечу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу и нашим гостям доброго утра и радостного настроения.

Дети садятся на свои места.

Учитель-логопед: Кто из вас скажет мне, какое сейчас время года?

Дети: Зима.        

Учитель-логопед: Как вы думаете, какого цвета зима?

Дети: Зима белая.

Учитель-логопед: А почему вы думаете, что зима белая?

Дети: Потому что везде белый снег.

Учитель-логопед: А какая бывает погода зимой?

Дети: Зимой бывает холодно и морозно и т.д.

Учитель-логопед: Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какие животные спрятались на этой картинке? (белка, лиса, волк, лось, медведь, заяц).

Слайд 2, 3, 4. Зашумленные картины с изображением диких животных.

Учитель-логопед: Какие это животные? (Дикие).

Учитель-логопед: Почему животных называют дикими?  (Дикие животные живут в лесу, сами себе добывают пищу и строят жилища).

Учитель-логопед: Молодцы! Скажите, а вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в лес к диким животным. Согласны? А теперь закройте глаза и произнесите волшебные слова:

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

В лес волшебный улетаем,

Раз, два, три, четыре, пять

Смотрим глазками опять. Звуки леса.

Учитель-логопед: Вот мы с вами и очутились в зимнем лесу. По сугробам мы шагаем, выше ноги поднимаем.

Дети передвигаются, высоко поднимая ноги.

Учитель-логопед: Ребята, а что остается на снегу, когда по нему пробежит зверь. (Следы.)

Учитель-логопед: К нам на полянку бежали зверушки, чтобы с вами поиграть. Отгадаем,  чьи это следы? Слайд 5, 6, 7, 8, 9.

Дети по изображению следов на снегу угадывают, чьи это следы.

Учитель-логопед: На нашей полянке тоже кто-то оставил следы. Давайте, пройдем по дорожкам из следов и узнаем, кто отставил следы!

Дети проходят по дорожкам из следов и угадывают, какое животное здесь прошло (пробежало).

Например: «По моей дорожке прошла (пробежала) лиса. Это лисьи следы» и т.п.

Учитель-логопед: Ребята мы с вами все отгадали, а зверушки не идут. Наверное, что-то случилось….. Слайд 10.

Под фонограмму вьюги раздается голос Снежной Королевы.

Снежная Королева:  Как посмели вы сюда прийти? В моем лесу покой нарушить? Хотите позвать лесных зверушек?

Дети отвечают.

Снежная Королева: И со зверями вы хотите поиграть?

Дети отвечают.

Снежная Королева: Так вот, зверей вам не видать!

Я заморозила зверей, их в льдинки превратила!

Пусть все узнают  силу Королевы Снежной!!!

Учитель-логопед: Ой, ребята, как холодно и скучно в лесу стало. Что же нам делать? Смотрите, на пенечке какой-то конверт лежит. Это, наверное, Снеговик-почтовик принес нам письмо. Слайд 11.

Но от кого же оно? Давайте прочитаем. (Открывает конверт, читает письмо.) «Друзья, не теряйтесь, за дело принимайтесь, зверушкам можно помочь. Мои волшебные снежинки помогут вам выполнить задания. Вы должны преодолеть много препятствий». Подпись: «Зимушка-Зима».

Ребята, вы хотите помочь зверушкам спастись от колдовства?

Дети отвечают.

Учитель-логопед: Вот и первая снежинка с заданием!

Снежинка № 1. Дидактическая игра  «Кто, где живет?»

Учитель-логопед: Назовите жилище и семью животного.

Например: «Это беличье дупло. Там живет белка с бельчатами» и т.д.

Слайд 12, 13, 14. (беличье дупло, волчье логово, лисья нора, медвежья берлога)

Снежинка №2  Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Учитель-логопед: назовите, какое животное лишнее и объясните почему.

Слайд 15, 16 , 17, 18.

Снежинка №3 Слайд 19.

Учитель-логопед: Ребята, смотрите, какая красивая белочка на ветке сидит, а вот следующее задание давайте скажем про белочку добрые слова. Белочка какая? (Красивая, пушистая, быстрая, веселая, шустрая, прыткая и т.д.).

Учитель-логопед: Молодцы, белочке понравились ваши добрые слова, и она оставила корзину с орешками. Возьмите по одному орешку, давайте с ними поиграем!

Пальчиковая гимнастика «Орехи»

Мы научимся орехи между пальцами катать

Это в школе нам поможет буквы ровные писать. (Орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп)

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех. (Орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.)

Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

А потом обратно, чтоб стало мне приятно. (Перекладывание из одной руки в другую ореха) 

Учитель-логопед: У вас очень хорошо всё получилось! Давайте, оставим орешки белке, чтобы ей было, что кушать зимой.

Учитель-логопед собирает орешки обратно в корзинку, и обращает внимание детей на макет берлоги.

Снежинка №4

Учитель-логопед: Ребята, смотрите, что это? (Медвежья берлога)

А вот и следующая снежинка с заданием. Посмотрите, как много красивых снежинок. На каждой снежинке написаны буквы. Найдите только те снежинки, на которых буквы написаны правильно и положите их на берлогу. Чем больше правильно написанных букв  вы найдете, тем теплее будет жилище медведя. Начинайте!

Дети выполняют задание под  музыку.

Учитель-логопед: Вы нашли много снежинок (декорация сугроба «укрыта» «снежинками»). Благодаря вам, медведю теперь не страшны самые сильные морозы!

Учитель-логопед: Ребята, я вижу какой-то домик. Это «Детский сад для зверят». Вот и снежинка с заданием. Слайд 20.

Снежинка №5

Зверята испугались Снежную королеву и  разбежались. Давайте их соберем и посчитаем.

Учитель-логопед раздает детям карточки с изображением детенышей диких животных. Дети на карточках считают животных.

Учитель-логопед: Кто пришел в детский сад?

(Пять ежат, два зайчонка, три медвежонка, шесть волчат, четыре бельчонка, семь лисят).

Учитель-логопед: Вот какие вы молодцы! Покажем малышам «Звериную зарядку»

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз – присядка. Присесть.

Два – прыжок. Подпрыгнуть.

Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.

А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.

Любят долго потянуться, Потянуться.

Обязательно зевнуть, Повороты туловища.

Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.

А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.

И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.

Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.

Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.

То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.

Начинает все сначала.

Учитель-логопед: Вот какая у нас веселая зарядка получилась. Посмотрите, я кажется кого-то вижу.

Учитель-логопед обращает внимание детей на экран.

Слайд 21, 22, 23, 24, 25, 26.

Учитель-логопед: Чьи рога? (Оленьи)

Учитель-логопед: Кто спрятался за сосной?

(Я вижу оленьи рога, значит, за сосной спрятался олень.)

Учитель-логопед: Чья голова выглядывает из-за ели? (Кабанья)

(Я вижу кабанью голову, значит, из-за ели выглядывает кабан).

Учитель-логопед: Чьи уши? (Заячьи).

Учитель-логопед: Кто спрятался под кустом?

(Я вижу заячьи уши, значит, под кустом спрятался заяц).

Учитель-логопед: Чей хвост? (Лисий).

Учитель-логопед: Кто прячется за елкой?

(Я вижу лисий хвост, значит, за елкой спряталась лиса).

Учитель-логопед: Чья мордочка выглядывает из дупла?

Я вижу беличью мордочку, значит, из дупла выглядывает белочка.

Учитель-логопед: Чья голова выглядывает из-за кустов? (Волчья).

(Я вижу волчью голову, значит, из-за куста выглядывает волк).

Учитель-логопед: Молодцы, вот мы с вами и помогли зверушкам, сняли колдовские чары Снежной королевы. Хотите, чтобы её ледяное сердце оттаяло? Давайте  покажем ей сценку про животных «Почемучки»? Для этого нам нужно превратиться в животных.

Учитель-логопед: Вокруг себя обернись и в животного превратись!

(Дети поворачиваются и надевают маски – шапочки на головы)

Учитель-логопед: Почему, ты еж колючий?

Еж: Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы, да медведи!

Учитель-логопед: Почему же у лисы


Хвост пушистый, для красы?

Лиса: Хвост мой длинный и пушистый,

Он не только для красы.

Чтобы не было беды,

Заметает он следы!

Учитель-логопед: Белка, белка почему, ты

Быстро спряталась в дупло?

Белка: Потому что там мой домик

Там и сухо и тепло!

Учитель-логопед: Почему, ты заяц белый?

Я понять тебя смогу?

Заяц: Потому что в шубке белой

Я не виден на снегу!

Учитель-логопед: Почему зимой холодной

Бродишь злой, ты и голодный?

Волк: Потому что я волк!

Серый волк зубами щелк!

Учитель-логопед: Мишка, мишка, косолапый!

Почему сосешь, ты лапу?

Медведь: Я люблю зимою спать,

Лапу бурую, сосать!

И меня вы не будите!

От берлоги уходите!

Учитель-логопед: Молодцы! Вы очень выразительно отвечали на вопросы.

А теперь вокруг себя вы обернитесь и в ребят опять вы превратитесь!

(Дети снимают маски – шапочки)

Снежная Королева (голос): Ребята, какие же вы добрые, веселые и дружные, как вы быстро справились со всеми заданиями и зверей расколдовали, и моё сердце от вашего тепла оттаяло. Спасибо, Вам! Я больше не буду зверей обижать! До свидания, приходите в лес ещё!

Учитель-логопед: Ребята, наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский сад.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

Из леса волшебный улетаем,

Раз, два, три, четыре, пять

Смотрим глазками опять.

Учитель-логопед: Вот мы и вернулись. Ребята вам понравилось путешествие? Что вам больше всего понравилось? Ответы детей.

Учитель-логопед: Мне тоже понравилось с вами путешествовать. А вернулись мы не с пустыми руками, Зимушка-Зима передает для вас гостинцы!

Учитель-логопед дарит детям корзинку со сладостями.

Учитель-логопед: Попрощайтесь с нашими гостями. Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности "Что нам нравится зимой?" для детей 6 -7 лет с ФФНР

Развитие связной речи: составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»;  установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения....

Конспект коррекционной непосредственной образовательной деятельности по рисованию "Осенняя сказка"

Конспект образовательной деятельности "В гости к осени"( с применением нетрадиционных средств художественной деятельности)Цель:научить детей применять нетрадиционнве средства художественной деятельнос...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Волшебство осени".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Волшебство осени"....

"Непосредственно образовательная деятельность "Прогулка по зимнему лесу"

Цели: формирование грамматического строя речи, развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Задачи.1. Развивать умение детей употреблять существительные с предлогами;2. Формировать уме...

Непосредственно-образовательная деятельность "Волшебство зимы"

Цель: развитие музыкальных способностей детей в процессе различных видов музыкальной деятельности...