Использование пособия «Хронологический круг»
учебно-методическое пособие по логопедии (младшая группа) по теме

Шкаева Екатерина Александровна

В работе с детьми я  часто использую многофункциональный тренажер «Хронологический круг», автором которого является  Отяпина Ирина Ремильевна. Это пособие я использую  как один из приемов игровой технологии, направленной на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) и формирования лексико-грамматических категорий, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_khronologicheskogo_kruga.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пособия «Хронологический круг»

как одного из приемов игровой технологии, направленной на развитие психических процессов (из опыта работы).

Раннее детство – это период интенсивного развития психики, моторики и речи. У детей формируются высшие психические функции, в которые, кроме речи, входят внимание, восприятие, мышление, память, эмоции и т. д.

Методика занятий с детьми первых лет жизни имеет свою специфику, которая связана с особенностями развития и поведения детей этого возраста.   В первые годы жизни у детей преобладает непроизвольное внимание и эмоциональное восприятие окружающей действительности, поэтому при планировании игр и занятий нужно помнить о том, что первостепенное значение имеет уровень их интересности для ребенка.

Подбирая дидактический материал, надо помнить о том, что внимание детей привлекают и удерживают яркие цветные игрушки.

В работе с детьми я  часто использую многофункциональный тренажер «Хронологический круг», автором которого является  Отяпина Ирина Ремильевна. Это пособие я использую  как один из приемов игровой технологии, направленной на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления), лексико-грамматических категорий, связной речи.

Пособие позволяет развернуть на нем материал по любой лексической теме. Мне нравится использовать круг в следующих дидактических играх: «Один-много», «Разложи по цветам», «Что лишнее?», «Чей малыш?», «Чем питается?» и т.д. Детей привлекают яркие цвета самого круга, а также понятность и доступность изображений на карточном материале. Им нравится самостоятельно поворачивать круг или указывать стрелками на нужный объект.

Я предлагаю один из вариантов использования пособия на занятии с детьми младшего дошкольного возраста.

Конспект коррекционно-развивающей игры по теме

«Домашние животные и их детеныши» в младшей группе

для детей с ОНР

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Расширить и активизировать словарь по теме. 
  2. Совершенствовать грамматический строй речи: учить  образовывать существительные  с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  3. Закрепить обобщающее понятие «домашние животные»;
  4. Различать слова с противоположным значением «большой-маленький».

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Развивать слуховое восприятие.
  2. Учить изменять высоту, тембр, силу голоса на материале звукоподражаний.
  3. Развивать общую моторику и моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные цели:  формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Материал для занятия: игрушка «Хрюша», фигурки домашних животных (кошка, собака, лошадь, коза, корова), сухой бассейн (фасоль), демонстрационные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, хронологический круг, картинки для круга, разрезные картинки, картинки-образцы, бубен, наклейки.

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришел! (Хрюша).

Логопед: Ребята, мне кажется, Хрюша сегодня не очень веселый.

Что у тебя случилось?

Хрюша: Я и мои друзья домашние животные шли к вам в гости, очень хотели поиграть с вами.

Мы решили пойти  через лес, я очень быстро бежал к вам, а мои друзья отстали от меня и заблудились. Помогите мне ,пожалуйста, найти друзей.

Логопед: Ребята, давайте поможем Хрюше найти его друзей.

Логопед: Я, кажется, знаю, где они могут быть!

(Достать сухой бассейн, в котором спрятаны игрушки).

Логопед: Ребята, вы по одному будете искать животных.

Кого вы нашли? (Дети отвечают полным предложением: - Я нашел корову и т.д.)

Логопед: Ребята, смотрите, кто-то еще спрятался за моей спиной!

(показываю кошку, собаку). Давайте вспомним, как называются эти животные.

Хрюша: Спасибо вам, ребята. Я очень рад, что вы помогли найти мне моих друзей. Давайте поиграем!  Найдите каждому детенышу маму.

  • Дидактическая игра «Кто у кого?»  с использованием хронологического круга.

(Дети соединяют стрелками маму и детеныша)

Логопед: Ребята, это кто? (Теленок).

Логопед: Найдите маму теленку. Теленок какой? (Маленький, а мама большая).

Логопед: Правильно. Как мычит теленок?

А как его мама? (Дети отвечают. Аналогично со всеми парами).

Логопед: Ребята, вы – молодцы. Давайте теперь поиграем с нашими пальчиками.

  • Пальчиковая игра «Повстречались».

Повстречались два котенка:  Соединять поочередно

«Мяу-мяу!»,                             пальцы правой и левой       

Два щенка: «Ав-ав!»,              руки, начиная с 

Два жеребенка: «И-го-го!»,   мизинца.

Два козленка: «Ме-е!»,

Два теленка: «Му-у!»

Смотри, какие рога.                Показать рога,  

                                                          вытянув указательные

                                                          пальцы и мизинцы  

Логопед: Ребята, вам наши друзья домашние животные приготовили задание. Соберите картинки с изображением домашних животных.

  • Дидактическая игра «Собери картинку»

Картинки по количеству детей с разными разрезами и картинки-образцы.

Логопед: Ребята, давайте теперь представим, что мы превратились в малышей животных и вышли на полянку погулять.

  • Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихо – громко»

 Когда вы услышите, что бубен звучит тихо, вы будете приседать, если громко – будете прыгать.

Дети играют.

Логопед: Хрюша, тебе понравилось, как занимались наши дети? Ребята, вы – молодцы, хорошо занимались. Хрюша,  давай мы подарим детям наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пособия «Хронологический круг»

В работе с детьми я  часто использую многофункциональный тренажер «Хронологический круг», автором которого является  Отяпина Ирина Ремильевна. Это пособие я использую  как один из прием...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные нашего леса» с использованием пособия «Круги Луллия»

В данном материале показано ,как с помощью пособия "Круги Луллия" решаются программные задачи по познанию окружающего мира детьми....

«Опыт работы по использованию многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия».

Уважаемые коллеги! Есть много методик, помогающих развить логические, мыслительные и творческие способности ребёнка. Я решила познакомить Вас с опытом использования мной одной из них. Вернее,  од...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для подгруппы детей подготовительной группы с использованием пособия Круги Луллия тема: «Как дети Весну спасали»

Цель:создать условия   для формирования  связной речи посредством обобщения представлений  о времени года ВеснаЗадачи:1. Образовательные: формировать  представления детей...

Дидактическое пособие «Загадочные круги» (Круги Луллия)

Актуальность: Старший дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и ...

Игра с использованием пособия «Круги Луллия» «Весёлые краски»

Игра с использованием пособия "Круги Луллия" "Веселые краска"...