Главные вкладки

    Интегрированное занятие "В гостях у Хозяйки Медной горы"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Гунбина Галина Владимировна

     

    Интегрированное занятие с использованием регионального компонента «В гостях у Хозяйки Медной горы» предназначено для детей 6 – 7 лет.

    Оно способствует развитию речи, образного мышления посредством театрально – игровой деятельности, стимулирует творческую активность детей, воспитывает любовь к малой родине. Занятие реализует не только учебные задачи образовательной программы, но и может выполнять консультационную роль при работе с родителями на предмет: «Развитие творческих способностей детей».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc999 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ребёнок – солнце, вокруг которого должны вращаться все средства образования.

                                            Дж. Дьюи

    Интегрированное занятие

    «В гостях у Хозяйки Медной горы»

    Цель: 

     

    Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия  ДОУ и семьи.

    Задачи:

    • Упражнять детей в составлении творческих рассказов от собственного лица с опорой на схему.
    • Обогащать словарный запас детей образными выражениями, эпитетами.
    • Формировать  умения эмоционально и выразительно общаться, развивать фантазию и память, передавать образы персонажей посредством мимики, жестов, движений.
    •  Совершенствовать   интерес к художественному слову и театрализованной деятельности.
    • Воспитывать любовь к малой родине.

    Оборудование:

    • Макет пещеры с куклой «Хозяйкой Медной горы» и «малахитовой» шкатулкой;
    • Выставка камней (более 30 видов натуральных камней),  изделий: броши, серьги, браслеты, статуэтки, картины;
    • Книги, открытки;  
    • Слайды  с изображением камней и украшений;
    • Аудиокассеты и диски с использованием произведений: Франц Шуберт «Аве Мария», А. Буренина «Коммуникативные танцы», Е. Поплянова  «Игровые танцы»;
    • Стихотворение  М.Я. Балашовой (февраль 2001 год);
    • Карта  России;
    • Схемы – помощницы;
    • Избушка деда  Коковани;
    • Маски: девочки, деда, кошки и «Серебряного копытца»;
    • Искусственные «камни – самоцветы»;
    • Музыкальный  центр.

    Предварительная работа:

    Накопление и активизация словаря по теме:

    • Воспитатели знакомят детей  с творчеством П.П. Бажова, читают и анализируют  его художественные произведения.
    • Групповое посещение  выставки «Симфония Уральского камня».
    • Дети совместно с родителями подбирают  материал на заданную тему.  С логопедом

    составляют описательный    рассказ,  схематично изображая каждое предложение.

    Музыкальный руководитель готовит  детей  к театрализованной деятельности:

    • Ведёт работу над развитием эмоциональной сферы и интонационной стороной речи в играх, сценическом действии.

    Совместная работа педагогов и родителей:

    • Оформление выставки камней и изделий из камня.
    • Изготовление макета пещеры.

    Ход занятия

    Звучит музыка Франца Шуберта «Аве Мария», дети входят в зал. Их встречает Хозяйка Медной горы.

    Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, гости мои дорогие.

    Вы узнали меня?

    Ответы детей: Хозяйка медной горы.

    Хозяйка Медной горы:  Правильно. Я – Хозяйка Медной горы. Как меня ещё называют?

    Ответы детей: Каменной девой; Малахитницей, повелительницей  ящериц.

    Хозяйка Медной горы: Совершенно верно.

    Прибыла я к вам с Уральских гор, там владения мои и приглашаю вас в сказку дивную, изумрудную, Малахитовую.

    Уральские горы, закаты, рассветы,

    Черемух - рябиновый край,

    Родыгиным в песнях Урал наш воспетый,

    И мы воспоем наш Урал.

    Солнце осушит алмазные росы,

    Раскроют цветы лепестки,

    Уральских камней драгоценную россыпь

    Покажет "хозяйка горы".

    Подводит детей к карте России. (Рисунок 1)

     Хозяйка Медной горы: Эти строки об Уральских горах. Давайте вспомним их месторасположение.

    В каком направлении вытянуты Уральские горы?

    Дети: С севера на юг: от берегов Северного Ледовитого океана на юг на тысячи километров. (Дети показывают указкой на карте расположение Уральских гор.)

    Хозяйка Медной горы: Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», а знаете почему?

    Дети: Потому что он  перепоясывает Россию.

    Рисунок 1

    Хозяйка Медной горы: Что значит, перепоясывает,  как вы понимаете это слово?

    Ответы детей:  Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части.

    Хозяйка Медной горы: А ещё  и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса  и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство. Вот и в моих владениях – уральском поясе богатств не сосчитать. Каких только камней самоцветов у меня нет.

     

     В своё царство приглашаю и богатством удивлю.

    Малахитом усыпаю и пещеру покажу.

    Хозяйка Медной горы подводит детей к макету пещеры. (Рисунок 2)                

    Рисунок 2

    Вот и вход в мою пещеру изумрудную. При входе вас встречают ящерицы - подружки мои, помощницы  верные. Они - то и укажут путь – дорогу к  камням моим. Ну что, за ними?

    Хозяйка горы приглашает детей на выставку камней. (Рисунок 3)

    Хозяйка Медной горы: Давайте вспомним, какими камнями самоцветами богат наш Урал.

    Об этом нам с  вами рассказывали в музее.

    Дети: Селенит, малахит, пирит, агат, алмаз, кварц и т.д.

    Хозяйка Медной горы: Полюбуйтесь и на мои камни:

    Вот самый тяжёлый – свинец, а это кварцы.

    Вот кварц «Волосатик». Посмотрите на свет, видите волосы внутри?

    По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, а чтобы никто не смог посягнуть на божественные   локоны, превратила лед в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры.

                                                                    Рисунок 3

    Красивая  легенда?

    Почти про каждый камень  создана легенда. Так люди пытались  объяснить  появление камней.

    Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например:

    Если голос звонкий, говорили как?

    Дети: Серебряный голос.

    Хозяйка Медной горы: Если глаза голубые?

    Дети: Бирюзовые глаза.

    Хозяйка Медной горы: Если человек сильный?

    Дети: То у него стальные мышцы.

    Хозяйка Медной горы: Ну, а если характер хороший?

    Дети: Золотой характер.

    Хозяйка Медной горы: А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?

    Дети: Сердце (что значит - сердце золотое?), доброе, чуткое, внимательное….

    Руки (что значит - руки золотые?) ….

    Хозяйка Медной горы: Молодцы, мне понравились ваши ответы.

    Теперь  вам я предлагаю пофантазировать.

    Представьте, что вы камень. И о себе вы должны рассказать так, что бы вызвать интерес.

    Вот послушайте мой рассказ:

    Я  - яшма.

    Цвет мой  красный, синий, зеленый, фиолетовый, белый и даже черный. Бываю одноцветной, но чаще  пятнистой или с разноцветными полосками.  

    Ни один камень в мире не имеет такой полной палитры красок.

    Я очень твёрдая, но если  откалываюсь, то создаю очень тонкие и острые режущие кромки.          

    В настоящее время из меня делают  ювелирные украшения, скульптуры,  посуду, шкатулки и вазы.

    Меня используют и в технике, я приношу пользу человеку.

    Перед вами находятся камни и схемы – помощницы, по которым вы сейчас составите свои рассказы.

    Дети демонстрируют свои рассказы, используя схемы – помощницы.

    МАЛАХИТ (Приложение 1)

    Я - малахит.

    Я единственный в мире узорчатый  зелёный минерал.

    В Древнем Египте меня измельчали в порошок и использовали для приготовления косметических и глазных мазей.

    В Древнем Риме из меня вырезали детские амулеты.

    В России -  мелкие декоративные предметы и украшения, в том числе и пуговицы.

    Большими глыбами в Зимнем дворце отделаны Малахитовый и Георгиевский залы.

    Я  защищаю от опасностей маленьких детей.

    Если верить легендам, я  могу сделать человека невидимым, а тот, кто пьет из чаши, способен понимать язык животных.

    Хозяйка Медной горы: Ребята, а что значит большие глыбы? Как вы понимаете?

    Ответы детей:  Камни больших размеров, большие камни.

    Хозяйка Медной горы: Малахит считается «русским камнем». В сказке П. Бажова «Хозяйка Медной горы» волшебница преподносит  Даниле – мастеру малахитовую шкатулку с дарами Уральских гор.

    СЕЛЕНИТ, ГИПС, АЛЕБАСТР (Приложение 2)

     У меня много названий: селенит, гипс, алебастр.

    Я   – прекрасный поделочный камень.

    Очень мягкий, меня можно поцарапать ногтем.  

    Именно с меня началось камнерезное искусство.

    Я  белого и медового цвета!

    Во мне  переливаются и солнечный луч, и электрический свет, которые проходят через мою матовую поверхность.

    Я  считаюсь священным камнем.

    Из меня  изготавливают круглые бусы или статуэтки с нежным натуральным переливом, различные фигурки и изделия.

    Я приношу в дом доброту и радость.

    Хозяйка Медной горы:  Что значит  камнерезное искусство?

    Ответы детей:  Резьба по камню, много делают поделок из камня.

    ПИРИТ (ЗОЛОТАЯ ОБМАНКА)  (Приложение 3)

    Меня зовут Серный колчедан или золотая обманка, научное моё название - пирит.

    Я  ярко-желтого золотистого цвета.

    Без меня  не обходится ни одна коллекция минералов.

    При нагревании на огне образую сероводород (газ с запахом тухлых яиц).

    Боюсь ударов, но  достаточно тверд, способен царапать стекло. Древние люди  для высекания огня и искр ударяли мной о кремень.

    Первые спички человека это я.

    Из меня получают серную кислоту, которую используют для приготовления удобрений и взрывчатых веществ.

    Хозяйка Медной горы: Ребята, почему народ называл пирит – золотой обманкой?

    Ответы детей: При солнечном свете он  похож на золото.

    Хозяйка Медной горы: А для древнего человека, что было важнее золото или пирит?

    Ответы детей: Пирит, потому что использовали для высечения огня. Огонь нужен для жизни.

    ЛАЗУРИТ (Приложение 4)

    Я  мягкий и хрупкий минерал, легко обрабатываюсь и полируюсь.

    Мой цвет от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого, но больше всего я люблю  синий или сине-фиолетовый цвет.

    Нет у меня прозрачности и яркого блеска.

    Яркий и сверкающий на солнечном свету, становлюсь тёмным и мрачным при свечах и электрическом освещении.

    Находят меня только очень высоко в горах.

    Я очень дорогой камень.

    В наше время из меня  делают различные украшения: кольца, броши, серьги, кулоны, бусы, шары и шкатулки.

    Хозяйка Медной горы: Уважаемый лазурит, а какую пользу вы приносите человеку?

    Ответы детей: Я самый богатый камень.

    Хозяйка Медной горы: В древние времена лазурит называли сапфиром. Это очень красивый и дорогой камень.

    Мы с вами прослушали ребят, рассказ о каком камне вас больше всего заинтересовал.

    Ответы детей. Дети обосновывают свои ответы и выбирают самого лучшего рассказчика.

    Хозяйка Медной горы: Молодцы ребята, вы хорошо поработали, у вас получились замечательные рассказы.

    А сейчас мои ящерицы приглашают вас на игру «Мы в пещере побывали» (исполняется на мотив русской народной мелодии «Ах, вы сени»).

    Дети под музыку  исполняют песню и в соответствии с текстом  выполняют движения.

    Вход в пещеру мы нашли                             Дети идут простым шагом.

    И как ящерки ползли.                                                                Двигаются вприсядку, разводят

    Вы ползли                                                                 руками в стороны.

    И мы ползли,

    Вход в пещеру мы нашли.

    По пещере мы идём                                Идут простым шагом.

    И по камушку найдём.                        Приседают, поднимают

    Вот один,                                                                «воображаемый» камушек правой рукой.

    Вот другой,                                        поднимают левой рукой.

    Потанцуем мы с тобой.                                                                Кружатся с вытянутыми в стороны ладошками.

                                                                    «Кладут».

    Мы в пещере побывали,                        Останавливаются,

    Сталактиты увидали.                                Смотрят вверх.

    Капля раз,                                                                Шлёпают правой ладошкой о левую ладошку.

    Капля два,                                                                Шлёпают левой ладошкой о правую ладошку.

    Сверху капает вода.                                                                Держат перед собой раскрытые ладони.

    Из пещеры мы идём,                                Идут маршевым шагом 

    Песню звонкую поём.                                и поют.

    Ля-ля-ля,        

    Ля-ля-ля,

    Из пещеры мы идём.

    (По окончании игры дети садятся на стульчики).

    Хозяйка Медной горы: Мы с вами знаем, что про камни люди складывали легенды. А донёс события тех времён до нас Павел Петрович Бажов. С творчеством Павла Петровича Бажова мы с вами знакомы. В этом году ему бы исполнилось 130 лет.

    С какими городами Урала была связана его жизнь?

    Ответы детей.

    Хозяйка Медной горы: Правильно. Ребята, давайте вспомним сказы П.П. Бажова.

    Ответы детей: Малахитовая шкатулка, Каменный цветок, Хрупкая веточка, Две ящерки,

    Огневушка – поскакушка.

     Хозяйка Медной горы: Вы ребята, одевайтесь и в героев превращайтесь. 

    (Дети надевают маски и показывают отрывок из сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».)

    (Рисунок 4)        

                                                                                    Рисунок 4

    В избушке сидят Дарёнка и кошка Мурёнка. Дарёнка выглядывает в окно.

    Дарёнка: Что–то деда Коковани уже два дня нет. Обещал быстро с лошадью вернуться. Наверное, завтра непременно будет.

    Мурёнка: Правильно говоришь, правильно.

    Дарёнка: Так хочется Серебряное копытце увидеть. Видела, как он по лужкам бегал, и рожки показал, и копытце. Не видела только, как он этим копытцем драгоценные камушки выбивает. В следующий раз видно покажет.

    Мурёнка: Правильно говоришь, правильно.

    Звучит сказочная мелодия, появляется Серебряное копытце, разбрасывает камушки. Приглашает Мурёнку и они исполняют польку (аудиокассета «Коммуникативные танцы А. Бурениной»).

    Выходит  Кокованя, удивляется.

    Кокованя:  Красота - то какая. Собрать бы надо богатство – то.

    Собирает в шапку «самоцветы».

    Дарёнка: Оставь, дедо, ещё завтра полюбуемся.

    Кокованя: А ещё лучше пусть ребята соберут да гору самоцветную сделают, чтобы память об этом осталась.

    Дети собирают рассыпанные «самоцветы» и аппликационным способом создают гору самоцветов.

    Хозяйка Медной горы: Как вы работаете быстро да умело, всех бы вас взяла к себе в мастера.

    Хранит Урал в своих горах преданья старины глубокой,

    В дремучих пихтовых лесах озёра прячет синеокие.

    Здесь каждый камень сказку знает и тихо шепчет песнь свою.

                                    Рисунок 5

    Вот и побывали вы у меня в гостях, полюбовались пещерой и самоцветами моими.

    Пусть ваша гора останется мне на память, а вам я дарю шкатулку с камнями (сладкий сюрприз).

    Серебряное копытце, ты ребяток посади и с собою увези.

    До свидания.

    Под музыку (диск «Игровые танцы» Е. Попляновой) дети «уезжают» на Серебряном копытце. (Рисунок 5)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР

    Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР ...

    конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада

    Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....

    конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"

    Конспект интегрированного затнятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"подготовила воспитатель 1 кв. категории  Васильева Татьяна Сергеевна  МБДОУ детский сад "Березка"...

    Интегрированное занятие в старше-подготовительной группе «В гостях у Хозяйки Медной горы».

    1.Формировать творческие и музыкальные способности детей дошкольного возраста.2. совершенствовать развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.3. Расширять представления де...

    Конспект открытого занятия по образовательной области "Познание" на тему " В гостях у Хозяйки Медной горы"

    Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Обучение детей классификации камней по различным признакам ( цвет, форма,характер поверхности,вес, температура, плавучесть)...

    Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)

    Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...

    Конспект открытого интегрированного занятия на тему "В гостях у Хозяйки Медной горы"

    Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы...