Речевые нарушения при лор заболеваниях
консультация по логопедии по теме

Царегородцева Елена Юрьевна

Что такое аденоиды?Чем они опасны,к каким речевым нарушениям приводят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 01.12.13_1.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

                       Аденоиды и речевые нарушения

                                    у  детей

   Одной из наиболее частых патологий уха,горла,носа,ведущей к тяжелым нарушениям речи у детей, являются аденоиды.

Аденоиды -это избыточное разрастание носоглоточной миндалины,которое ведет к затрудненному носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенным ( в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый ( в норме воздух согревается,проходя через носовую полость). Это влечет целый ряд физиологических изменений в организме ребенка.

В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме,а вынуждены,должны очищать его от грубых механическихипримесей,к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций,открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания ( трахею, бронхи,легкие), являясь причиной частых ангин,бронхитов,бронхопневмоний,приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.

Надо помнить,что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов,синуситов,отитов,воспалений пазух носа и т.д.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.

В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга,вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов,у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие поисходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей,ведущих к мозгу и от него,что нарушает трофику (питание) головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления.

Вынужденные частыеикороткие вдохи ребенка,имеющего аденоиды,в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому,что мозг ребенка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности ( в состоянии гипоксии), а это ведет,в свою очередь, к астеническому синдрому,синдрому повышенной истощаемости ценральной нервной системы,что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость,снижение работоспособности,внимания,памяти,при этом страдают и изменяются все психические поцессы.

Лицо ребенка,страдающего от наличия аденоидов,имеет свои особенности,так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы,различной степени отвисания нижней челюсти), сглаженность носогубных складок,амимичное лицо.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечет за собой тяжелые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы,речевое высказываение неожиданно прерываются необоснованными паузами,большей частью для того,чтобы сделать дополнительный вдох,в результате чего нарушается паузация,и,как следствие этого,нарушаются темпо-ритмические характеристики речи,ее просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определеня границ предложения,слова,слога.

У детец с аденоидами наблюдаются нарушения голоса,основных его характеристик. Голос пиобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования,и голос лишается ряда обертонов,не имеет своего тембра,становится глухим,лишается своей выразительности,интонированности,модулированности,возможности произносить гласные звуки на мягкой и твердой атаках. Это,в свою очередь,приводит:

  • к нечеткому,часто редуцированному произнесению гласных звуков,находящихся под ударением,к замене одних гласных другими "дама"-"дыма",и,следовательно,к трудностям выделения гласных на фоне слова,т.е.к нарушению фонематического анализа;
  • к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков,что тоже затрудняет фонематический анализ поизносимых ребенком слов,членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушений фонематического анализа и синтеза;
  • к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков,как Л, М -Б-П, Н-Д-Т ( "мебель"- "небель", "Мила"- "мина", "мне"- "не", "Дина"- "Нина")
  • к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов,как по типу оглушения,так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению,что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребенка и что может явиться причиной акустической дисграфии.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости,слабости периферического отдела речевого анализатора:

  • слабости нижней челюсти и, как следствии этого,повышенной саливации;
  • неразвитости, слабости мышц языка,особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, так как с помощью языка ребенок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведет к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:

     а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков,нарушение их произносительной дифференциации

      б) нарушение произношения твердых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации

      в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных,нарушение их произносительной и слуховой дифференциации

       г) трудности,часто невозможность артикулирования соноров.

  •  неразвитость,вялость верхней губы у детей с аденоидами ведет к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками,иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию,опусканию ( в том числе предлога В).

Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействия аденоидов, создают картину тяжелых речевых нарушений у дошкольников: стертой дизартрии,нарушения фонематического слуха,а иногда и общено недоразвития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями   заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй

Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...