Консультация для родителей: "Роль родителей в формировании правильного звукопроизношения"
консультация по логопедии (средняя группа) по теме

В данной консультации родителям даны рекомендации по развитию правильной речи у детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль родителей в формировании

правильного звукопроизношения

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс: ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

  В результате такой работы к 4 – 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнок не произносит отдельные звуки «л; р», группу звуков «с, з, ц» или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими («коска» вместо «кошка», «зук» вместо «жук», «сяска» вместо «чашка», «сетка» вместо «щётка»); звук «л» поизноситься как «в» («вошка» вместо «ложка»), звук «р» - картаво («грука» вместо «рука»). Иногда у детей страдают и гласные звуки, они произносят их не чётко, как бы затушёвывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко - буквенного анализа. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.

            Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения ребёнка ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

            При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано, нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит чёткость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки «р, л», группа звуков «ш, ж, ч, щ» или несколько групп звуков: соноры: «р, л, н», свистящие «с, з, ц», шипящие «ш, ж, ч, щ» и т.д.

            Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движений органов артикуляции преподносится детям в виде сказок, весёлых полянок, стихов, загадок, что делает занятие более интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей происходит легче. У большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому различные стихотворные тексты, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений, будут развивать у ребёнка внимание к звуковой стороне речи, а значит, способствовать развитию речевого слуха.

   Продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребёнка, она не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребёнок увлёкся, не стоит резко останавливать его.

    Определив затруднения, которые возникают у вашего ребёнка при выполнении того или иного упражнения, вы сможете строить занятия с учётом выявленных трудностей, сможете выбрать специальный комплекс упражнений.

    Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребёнка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи. Ребёнок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выделения звука из слова, пусть ребёнок определяет, где стоит звук – в начале, середине или в конце слова. Закрепление звукопроизношения звука проводите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

 Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.  

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте её по несколько раз в день. При выполнении артикуляционной гимнастики соблюдайте следующие требования:

1. Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

2. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.

3. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с действиями ребёнка.

4. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руки ребёнка, имитируя движения языка.

ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.

 Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения и игры. Выходные дни желательно проводить на природе, так как ...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Главное,...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей: " Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста"

Повысить компетентность родителей в вопросах развития правильной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

Одним из мощных факторов и стимулов развития ребенка служит речь, которая является основным средством общения людей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетлив...